ТРИБОЛОГ М.М.ХРУЩОВ
Научно-биографический очерк
Матвеевский Р.М. , Хрущов М.М. (мл.)
Имя заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, лауреата Государственной премии СССР, доктора технических наук, профессора М.М.Хрущова (1890—1972) - одного из основателей Института машиноведения РАН, широко известно ученым в области трибологии, материаловедения и технологии машиностроительных материалов. Он является одним из основоположников отечественной трибологической науки. Научные интересы Михаила Михайловича были чрезвычайно разнообразны (антифрикционные материалы, подшипники скольжения, смазывающие материалы и их смазывающая способность, разработка методов и приборов для исследования механических свойств поверхностных слоев и измерений малых износов, защита от изнашивания деталей двигателей внутреннего сгорания и еще многое др.). Сам он и возглавляемый им научный семинар в Институте машиноведения в течение более 30 лет являлись своеобразными центрами кристаллизации для многочисленных ученых-трибологов разных поколений, с которыми он бескорыстно делился своим богатым инженерным и человеческим опытом.
Михаил Михайлович Хрущов (далее ММ) родился 30 декабря 1890 г. в Санкт-Петербурге, где его отец учился в это время в Институте путей сообщения. Говоря об отце, ММ всегда подчеркивал его большие творческие и организаторские способности, исключительную цельность натуры и целеустремленность. Его человеческие и профессиональные интересы, а отец ММ был талантливым инженером, в значительной степени обусловили жизненный выбор сына. Инженер М.М.Хрущов-старший родился в 1865 г., окончил Университет и Техническое Училище в Москве и Институт Путей Сообщения в Санкт-Петербурге, работал инженером на железной дороге и казенных заводах. Он и его молодая жена послужили деду ММ, писателю М.Н.Ремезову, прототипами главных героев рассказа «Старый Двор» [1], в котором 6-летний ММ выведен под именем Санька Долгова (мл.). В 1901 г. отец ММ на своей родине в Орле купил машиностроительный завод, на котором сумел развернуть производство сельскохозяйственных машин, потеснив доминировавших тогда на российском рынке бельгийцев. В те же годы он увлекся моторостроением и в 1908 г. сконструировал и построил на базе нефтяного двигателя собственной разработки опытный образец одного из первых отечественных автомобилей, однако, серийное производство «Орла», так он назвал свое детище, начать не удалось — не хватило средств [2].
В 1903 г. ММ поступил в реальное училище. Его домашним воспитанием до этого занималась, в основном мать. Позже выбор изучаемых наук и мест учебы определялся отцом, уже тогда, видимо, задумавшим дать сыну инженерное образование .ММ учился сначала в Орле, а последние два класса - в Москве в реальном училище при лютеранской церкви Св.Михаила («Михель-шуле»), где основательно изучали немецкий, главный технический язык тех лет. В 1908 г., он решил поступать на физико-математический факультет Московского университета. Для этого ему пришлось выдержать довольно трудный экзамен по латыни за 8 классов гимназии. В университете ММ успел сдать экзамены за первый курс, но дальше учиться там не пришлось — отец, который нужен был помощник, потребовал перехода в инженерный вуз. Осенью 1909 г. ММ сдал конкурсные экзамены в Императорское Техническое Училище, будущее МВТУ. К этому моменту относится его знакомство со ставшим позднее академиком и первым директором ИМАШ Е.А.Чудаковым [3]. Они познакомились на курсах по подготовке в ИТУ, вместе увлеклись кинематикой механизмов и задумали создать задачник по прикладной механике, с благословения проф.Н.И.Мерцалова начали писать, но оставили затею, увидев объем работы. На старших курсах ММ и Е.А.Чудаков совместно работали в лаборатории проф.Н.Е.Жуковского — проводили опыты по определению моментов инерции моделей самолетов. Их результаты Н.Е.Жуковский использовал в своих работах о "мертвой" петле [4].
В годы учебы ММ, бывая в Орле, активно помогал отцу, научился водить автомобиль и мотоцикл, даже участвовал в мотоциклетных гонках, построил с орловскими друзьями-студентами планер, на котором они летали. Уже в те годы отец сумел заразить своей влюбленностью в автомобили и моторы, как сына, так и его друзей, в частности Е.А.Чудакова, определив тем самым их дальнейшую судьбу. На заводе отца ММ получил первый опыт самостоятельной научной работы, экспериментируя в литейном цехе.
Начавшаяся в 1914 г. Мировая война потребовала от ММ срочного возвращения в Орел, где он, бросив учебу, должен был помогать отцу и работать конструктором, а позднее инженером по организации производства. Завод инж. М.М.Хрущова переключился на выпуск боеприпасов для русской армии, и там молодой ММ принял самое непосредственное участие в выполнении заказов Главного артиллерийского управления [5]. Его отец при содействии Земского Союза развернул работы вначале на своем заводе, а затем и на других заводах Орла и Орловской губернии. Так ММ близко познакомился с вопросами организации и управления производством, которыми, по мысли отца, ему предстояло заниматься в будущем. Диплом удалось защитить, работая над ним урывками, лишь в 1916 г., но опыт организации производства пригодился позднее, когда ММ уже работал в НАТИ.
В октябре 1917 г. произошла Октябрьская революция. Завод в Орле продолжал работать, но в стране стала разгораться гражданская война и однажды к инж. Хрущову пришла депутация рабочих его завода, очень ценивших заботу о них и «левые» взгляды владельца. Они посоветовали не дожидаться возможных неприятностей и уехать, что отец ММ с семейством практически немедленно и сделали.
В годы Гражданской войны ММ изрядно поездил по югу России, пока семья не обосновалась окончательно в Таганроге. Молодой инженер брался за любую работу, работал в железнодорожных мастерских, ездил помощником машиниста на паровозе. Позднее он занимался вопросами НОТ и организации производства в уездном СНХ [6] и тогда же получил свой первый редакторский и издательский опыт [7]. Спортивная закалка, природный оптимизм и приобретенный в эти годы жизненный опыт помогали ему в преодолении трудностей тогда и в дальнейшем.
После Гражданской войны ММ вернулся в Орел, где продолжил работу под руководством отца на его бывшем заводе (завод этот вместе с бывшим Заводом братьев Кале позднее составил основу орловского авторемонтного завода- 5-го ГАРЗ).
После смерти отца в декабре 1922 г. Михаил Михайлович еще какое-то время оставался в Орле, однако уже скоро стало ясно, что работать там в должности «организатора производства» со своей дореволюционной биографией он не может, и в начале 1925 г. по совету Е.А.Чудакова, он перебирается в Москву. Тогда же он публикует свою первую самостоятельную научную работу, основанную на результатах, относящихся еще к 1914-15 гг., когда на заводе в Орле он проводил опыты по отливке сложных чугунных деталей сельхозмашин [8]. Проработав непродолжительное время экспертом в ВСНХ (опыт командировок от ВСНХ позднее нашел свое отражение в нескольких публикациях [9—12]), он в том же году поступил на работу в Научный автомоторный институт (НАМИ), вначале инженером, а затем организовал и возглавил один из основных отделов [13]. Приглашение исходило от директора НАМИ Н.Р.Брилинга, которому понравились соображения ММ по организации автопроизводства на заводе АМО, и его зама Е.А.Чудакова. В эти годы страна остро нуждалась в моторах, автомобильных, судовых, авиационных, что и определило круг тогдашних научных интересов ММ — он сосредоточился на работе в области технологии машиностроительных материалов [14,15].
Одновременно с научной работой ММ читал лекции по моторостроению студентам МАИ. Сам он был не слишком высокого мнения об этом кратком эпизоде педагогической деятельности, однако, академик Н.Г.Бруевич, его тогдашний студент, с теплом вспоминал эти лекции. Результатом лекций, а также поездки в Германию и Францию в 1929 г. стали 2 тома учебника «Авиамоторостроение» [16].
В 1931 г. ММ стал заведовать вновь созданным технологическим отделом Научного автотракторного института (НАТИ), выделившегося из НАМИ. Здесь им впервые был систематизирован отечественный и зарубежный опыт по способам изготовления поршневых колец и методам их контроля. Монография, озаглавленная «Поршневые кольца» [17] вышла в 1935 г., а несколько раньше, в 1934 г., вышла написанная совместно с В.В.Гольдом и А.А.Маурахом книга «Материалы деталей автомобилей и тракторов» [18], авторский коллектив которой ММ шутливо называл «три мушкетера». Книга стала настольной для нескольких поколений автомобильных инженеров, она была переиздана в СССР в 1936, 1940 и 1948 гг., а также переведена за рубежом, и принесла ее авторам широкую известность в "узких" инженерных кругах. К этим же годам относится первые публикации ММ по вопросам борьбы с износом в машинах и износостойкости материалов [13,19]
В 1935 г. вскоре после появления в АН СССР Отделения технических наук встал вопрос об организации в рамках Академии научно-исследовательского института машиностроительного профиля. С этой целью была создана Комиссия машиноведения, председателем которой стал академик Е.А.Чудаков, а ученым секретарем М.М.Хрущов. В разработке технологического проекта Института машиноведения под руководством Е.А.Чудакова приняли участие профессора Н.И.Мерцалов, Л.П.Смирнов, И.И.Артоболевский и другие. В частности, ММ занимался подготовкой обоснования перечня лабораторий, площадей и оборудования, необходимых для развертывания работ по материаловедению машиностроительных материалов [19]. Окончательное решение о создании Института машиноведения АН СССР (ИМАШ) было принято в 1938 г., и, именно с этого момента проблемы борьбы с трением и износом в машинах окончательно становятся приоритетным направлением работы ММ. Чтобы возглавить эти исследования в 1940 г. он оставляет НАТИ и переходит в ИМАШ, где организует и будет свыше 30 лет заведовать Отделом трения и износа, а позднее Лабораторией износостойкости материалов.
В самые тяжелые для страны военные годы (с 1941 по 1947г.) М.М.Хрущову довелось быть заместителем директора ИМАШ. Уже в начале июля 1941 г. встал вопрос об эвакуации института на Восток. ММ был командирован в Казань уже 19 июля 1941 г. и активно участвовал в приеме и размещении сотрудников Института и прибывающего оборудования. Пришлось заниматься не только этими вопросами, но и питанием и организацией быта сотрудников и их семей. ММ принял участие в выработке новых направлений работ института, которые сочетали бы как актуальность для нужд обороны, так и возможность решения задач наличными силами. В числе этих работ были: перевод технической документации к бронетехнике, поступающей по лэнд-лизу, работы по неразрушающему контролю толщины стенок оружейных стволов, первые работы И.В.Крагельского по изучению механики и трибологии льда в связи с проблемой создания «зимних» аэродромов. Не обошлось и без технических курьезов типа «кривого ружья» имашевского физика (позднее перешедшего к И.В.Курчатову) В.А.Цукермана для метания бутылок с зажигательной смесью. Важную разработку выполнили и М.М.Хрущов с сотрудниками. В условиях войны остро стоял вопрос о качестве металла. Для его контроля широко применялся метод измерения твердости, однако в отечественной промышленности использовались лишь импортные твердомеры, что делало их в условиях войны недоступными. Была поставлена задача разработать советский прибор того же уровня. Такой прибор для испытания на микротвердость, обозначенный впоследствии как ПМТ-2, был создан в Казани при участии Е.С.Берковича и старшего механика А.И.Брунова [21]. С 1946 г. он стал выпускаться серийно, а через год был отмечен Сталинской премией
Быт и условия жизни и работы в Казани были тяжелыми, но коллектив ИМАШ работал, в чем была немалая заслуга М.М.Хрущова, который в эти годы фактически руководил работой института, тогда как Е.А.Чудаков значительную часть своего времени был вынужден, как вице-президент, уделять делам Академии наук в целом. Это время было особенно тяжким — пропал без вести и оказался в плену его сын, военный врач, — но ММ не терял присутствия духа и работоспособности. Во второй половине 1943 г. Михаил Михайлович вместе с институтом вернулся в Москву. В эти годы он написал фактически заново, набор пропал в блокадном Ленинграде, монографию «Усталость баббитов», отпечатанную в 1943 г. в Казани [22]. Монография «Микротвердость, определяемая методом вдавливания» (совместно с Е.С.Берковичем) [23], вышла тогда же, но уже в московской типографии Академии наук. Первой из этих книг, напечатанной на плохой бумаге, плохо сброшюрованной и неровно обрезанной, он особенно дорожил. За свой труд в годы войны М.М.Хрущов получил орден Трудового Красного Знамени.
Научные интересы и деятельность ММ были необычайно многогранны. Он начал работать в НАМИ—НАТИ, как технолог и металловед, но уже на рубеже 30-х годов, занимаясь материалами для двигателей машин и тракторов, осознал всю важность снижения трения и износа в деталях и сопряжениях [19]. В дальнейшем он много работал именно как триболог, занимаясь вопросами технологии и свойств антифрикционных и износостойких материалов, подшипниками скольжения, абразивным изнашиванием, износом двигателей внутреннего сгорания, феноменологической теорией антифрикционности, разработкой методов и приборов для исследования тонких поверхностных слоев, измерением малых величин износов и другими близкими вопросами.
Большой цикл работ, выполненных в 1930—50-ые гг., был проведен для разработки метода оценки свойств антифрикционных сплавов и требований к ним, а также машин для этой цели. В него входят исследования по испытаниям на прирабатываемость и износостойкость, испытания на усталость. Для применения этих методов Михаил Михайлович с сотрудниками разработали специальные машины: испытательную машину Х-2М [24] и машину Р для работы с жидкими средами [25], машины для испытаний на износ Х-4Б [26] и для испытаний на усталость антифрикционных сплавов на кольцевых и плоских образцах [27,28] и другие. Результатом этих работ стали две книги. Метод испытаний баббитов на усталость [22] нашел практическое применение для устранения усталостного разрушения баббитового слоя подшипников двигателей внутреннего сгорания и изыскания новых подшипниковых материалов. Монография «Исследование приработки подшипниковых сплавов и цапф» [29] стала настольной книгой для каждого серьезного исследователя в области антифрикционных материалов для подшипников скольжения, была переведена за рубежом. Эта работа посвящена рассмотрению возможных методов экспериментальной оценки одной из основных характеристик антифрикционного материала- прирабатываемости, и обосновы-вается новый лабораторный метод такой оценки. В ней предсказан эффект влияния чистоты отделки цапф на изнашивание антифрикционного материала, и показано, что показатель чистоты отделки, характеризующий высоту неровностей поверхности, является недостаточным для описания служебного поведения поверхностей трения.
Еще работая в НАТИ, М.М.Хрущов явился одним из участников разработки технологии изготовления биметалла «сталь — свинцовистая бронза» путем заливки бронзы на движущуюся стальную ленту для последующего изготовления из нее подшипников штамповкой. Эта работа завершилась оборудованием на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ) цеха изготовления ленты и подшипников из нее. Заводская линия заливки бронзы на ленту была пущена на СТЗ в 1941 г. перед самым началом Отечественной войны. К сожалению, в связи с войной эти работы были прерваны [13].
Их продолжением можно считать выполнявшиеся под руководством М.М.Хрущова послевоенные исследования по созданию антифрикционных алюминиевых сплавов и разработке технологии получения биметалла «тонкий слой алюминиевого антифрикционного сплава — стальная основа» совместной прокаткой [30, 31]. Подшипники из такой ленты изготавливаются простыми операциями штамповки. Эти работы увенчались организацией массового производства таких подшипников [32], и в настоящее время сталеалюминевые подшипники устанавливают на большинстве дизельных тракторов и других дизелях самого разнообразного назначения.
На основе проводившихся сотрудниками М.М.Хрущова в ИМАШ исследований антифрикционных свойств полимерных материалов был разработан новый металлофторопластовый подшипниковый материал для работы без смазки и в условиях недостаточной смазки в широком, от 73 до 573 K, диапазоне температур [33,34]. На этой базе совместно с промышленностью было организовано производство ленточных материалов и подшипников из них на ряде заводов по прогрессивной технологии. Данный тип подшипников нашел широкое применение и показал высокую экономическую эффективность при использовании в авиационной и автомобильной промышленности, текстильном машиностроении и других областях [35].
Особое внимание уделял ММ наиболее распространенному виду изнашивания, абразивному. Результаты проводившихся им совместно с М.А.Бабичевым, начиная с 40-х гг., исследований были обобщены в двух монографиях по абразивному износу [36,37]. В них ММ ввел два новых принципа испытаний, согласно которым трение должно постоянно происходить о свежую поверхность абразива, и параллельно с испытанием на износ изучаемого материала должна проводиться количественная оценка абразивной способности истирающей поверхности на эталонном материале. Эти принципы были реализованы в известной машине Х-4Б [38], и благодаря ним испытания на абразивный износ стали нашедшим широкое применение методом научного исследования. В результате обширных исследований М.М.Хрущова и М.А.Бабичева были выявлены фундаментальные закономерности, описывающие износостойкость материалов, как функцию нагрузки, скорости скольжения, размера зерна абразива, соотношения твердостей абразивных частиц и изнашиваемого материала, физико-механических свойств последнего, а также его химического состава, структуры и состояния. Был также разработан метод ударно-абразивного изнашивания для испытаний твердых материалов, содержащих хрупкие структурные элементы (машины Х4-БМ2 и УАМ). Этот цикл работ был отмечен премией Президиума АН СССР за 1955 г.[39].
Поскольку исследования в области изнашивания требуют надежных и точных методов измерения износа, ММ много внимания уделил разработке способов таких измерений и приборов для них. Был предложен и обоснован метод вырезанных лунок для точного определения износа, получивший всеобщее признание и широко используемый в промышленности. Работа была подытожена в написанных вместе с Е.С.Берковичем двух монографиях [40,41]. Заводом «Калибр» была выпущена серия приборов для измерения износа вырезанных лунок: модель 965 — для деталей цилиндропоршневой группы двигателей внутреннего сгорания, модель 966 — для направляющих станин металлорежущих станков, модель 967 — для шеек коленчатых валов, а также для зубчатых зацеплений [42]. Эти приборы широко применяются научно-исследовательскими организациями и заводами нашей страны и стран СНГ.
Выдающиеся заслуги принадлежат М.М.Хрущову в становлении и развитии исследований материалов методом испытаний на микротвердость. Научный приоритет школы ММ зафиксирован в монографиях «Микротвердость, определяемая методом вдавливания» [23], «Приборы ПМТ-2 и ПМТ-3 для испытания на микротвердость» [21], «Износостойкость и структура твердых наплавок» [43] и в сборниках Совещаний по микротвердости [44—47]. Появление этих публикаций способствовало широкому распространению и использованию метода микротвердости для изучения металлов, сплавов, минералов, стекол, пластмасс, миниатюрных деталей приборов, тонких слоев и т.д. Внедрению метода способствовала и предпринятая по инициативе ММ и выполненная при его активном участии разработка стандарта, где определение микротвердости было принято в качестве стандартного метода механических испытаний [48]. Носившие оригинальный характер работы ММ по микротвердости привели в последующем к формированию многих научных направлений и крупным достижениям в этой области. Они были отмечены Государственной премией (1947 г.), а созданная ММ с сотрудниками конструкция микротвердомера послужила основой для выпускавшегося массово прибора ПМТ-3 и его модификаций, которыми были оснащены многие лаборатории и предприятия бывшего Союза.
Ясность в постановке задач, широта взглядов и глубокое понимание перспектив развития науки и техники позволили М.М.Хрущову внести выдающийся вклад в теорию и практику метода микротвердости. Сопоставление различных способов определения твердости материалов привело его к выводу о том, что в качестве основного метода должно быть выбрано испытание на микро- и макротвердость с помощью алмазной пирамиды [49]. Анализ шкалы твердости минералов «по Моосу» послужил ему основой для разработки новой, более целесообразной минералогической шкалы баллов твердости «по Хрущову» [51—52]. ММ был научно обоснован и развит новый метод испытания на микротвердость царапанием — склерометрия [53,54]. Он расширил границы метода микротвердости, опубликовав классические работы по исследованию твердости льда [55] и алмаза [56] и пионерские исследования в экстремальной области особо малых нагрузок и отпечатков размером < 1 мкм, выполненные с помощью реплик в электронном микроскопе [57]. Эти работы способствовали выяснению физической природы отклонений микротвердости от закона подобия при очень малой нагрузке, и послужили базой для использования метода микротвердости при изучении сверхтвердых материалов, развитии технологий их синтеза и контроля качества.
На основе работ, выполненных в последние годы жизни ММ, были созданы два принципиально новых микротвердомера — интерференционный [46] и прибор с автоматической регистрацией нагрузки и глубины вдавливания [58], позволяющие проводить измерение микротвердости по глубине отпечатка и оценку таких характеристик поверхностных слоев материалов, как упругое восстановление и ползучесть [59,60]. Позднее эти приборы были отмечены золотыми медалями ВДНХ (1975 г) и Лейпцигской ярмарки (1985 г), полученными учениками ММ.
Большое значение ММ придавал теории антифрикционности. Еще в 1946 г он высказал гипотезу [29] о существовании критической температуры, определяющей прочность граничного смазочного слоя и зависящей от свойств используемых материалов смазки и металлического контакта. Его заслуга состоит в том, что он отождествил эту характеристику с ранее известной температурой «заедания» смазанного контакта. Развивая эту идею, он утверждал, что антифрикционность в условиях трения при граничной смазке требует определенной геометрии поверхности, физико-химических и тепловых свойств материала, позволяющих предохранять граничный смазочный слой от разрушения и быстро восстанавливать его. Основываясь на этих представлениях, ММ и его учеником Р.М.Матвеевским с сотрудниками были проведены многочисленные исследования и предложен метод оценки смазочной способности масел и пластичных смазок по температурному критерию [61—64]. Для реализации этого метода была разработана четырехшариковая машина ИМАШ [65], и затем, на ее базе, испытательные машины КТ-2 и МАСТ-1 [66]. Метод был стандартизован в СССР и Болгарии, широко применяется за рубежом.
По результатам обширных исследований ММ написал более 200 работ, в том числе 14 монографий. Библиография основных его трудов приведена в [47] (c.9—17). Некоторые из этих работ и сегодня верно служат трибологам России и еще ряда стран.
Научную деятельность М.М.Хрущов органично сочетал с большой научно-организационной работой. Он был инициатором проведения и организатором трех Всесоюзных конференций по трению и износу в машинах (1940, 1949 и 1958 гг.). Под его руководством и по его инициативе были проведены Всесоюзные совещания и семинары по износу цилиндров и поршневых колец (1951, 1968 гг.), теории трения и изнашивания (1954 г.), износостойкости лемехов (1954, 1957 гг.), сульфидированию деталей машин (1958 г.), методам испытания на изнашивание (1960 г.), применению метода вырезанных лунок для измерения износа (1962 г.), твердым износостойким наплавкам (1964 г.), антифрикционным свойствам пластмасс и их применению в подшипниках скольжения (1959, 1963 и 1966 гг.), методам оценки противоизносных и противозадирных свойств смазочных материалов (1967 г.), электрическим явлениям при трении и резании металлов (1967, 1969 гг.), испытанию и оценке служебных свойств материалов подшипников скольжения (1969 г.), трению, адгезионному взаимодействию и изнашиванию жаропрочных материалов при высоких температурах (1970 г.), абразивному износу (1972 г.), микротвердости (1950, 1963, 1966 и 1972 гг.) и другим. Он был редактором трудов всех этих конференций и совещаний [67—85], общий объем которых составляет несколько сотен печатных листов. ММ организовал и более 30 лет руководил работой постоянно действующего научного семинара по трению и износу в машинах, носящего с 1975 г. его имя, редактором 20 томов трудов этого семинара [86—89], ставшего школой для многих известных теперь ученых. На семинарах велись острые дискуссии, благодаря которым уровень его участников, в том числе молодых трибологов, быстро рос. Об авторитетности семинара говорит то, что ряд его сборников был переведен в США.
В течение многих лет М.М.Хрущов был членом Редакционных советов журналов «Вестник машиностроения», «Заводская лаборатория» и «Машиноведение» ("Проблемы машиноведения и надежности машин"), членом редколлегии международного журнала «Wear». В 1962—1970 гг. он был членом экспертного совета ВАК по машиностроению и много лет — членом Ученых советов ИМАШ, МИНХиГП, ВНИИЖТ и ряда других институтов. В последние годы жизни он активно работал в Техническом комитете ИСО (ISO TC 123) по терминологии в области трения, изнашивания, смазки и подшипников скольжения. Под его руководством разработан ряд отечественных стандартов по терминологии [90].
Его здоровье не позволяло ему совершать далекие поездки и путешествовать за границу, однако ММ постоянно держался в курсе всех трибологических новинок. Он поддерживал обширные международные контакты с такими ведущими учеными, как Ф.Боуден, Д.Тейбор, А.Камерон, Г.Саломон, А. Бюкле, Д.Бакли, Й.Ларсен-Бассе и др.
ММ уже при первом знакомстве умел расположить к себе собеседника. Он был человеком выдержанным, редко повышающим голос и всегда сдержанным в оценках. Ему был присущ тонкий юмор, и в том, что он говорил, особенно в научных спорах, часто содержалась известная доля иронии. Впрочем, он никогда не стремился обидеть своих оппонентов. Он любил и хорошо знал литературу, хорошо рисовал карандашом и пером, писал стихи. Его доброжелательность и блестящая эрудиция снискали ему уважение выдающихся ученых-трибологов Г.В.Виноградова, А.С.Ахматова, его многолетнего научного оппонента И.В.Крагельского, П.А.Ребиндера, Б.В.Дерягина, М.П.Воларовича и других, с которыми он поддерживал теплые дружеские отношения на протяжении долгих лет. Жестокий ХХ век унес почти всех его ровесников и друзей юности. Видимо, он был очень дружен с Е.А.Чудаковым. Также, наверное, как со школьным другом, П.Н.Львовым, которому он помогал.
Он не был религиозен и уже в начальных классах реального училища стал "скептиком", за что неоднократно изгонялся с уроков "Закона Божия". Его видение окружающего мира было видением механика (в декартовском понимании). Во всех явлениях он старался понять причину, считая, что она должна быть простой и что «раз есть явление - должно быть его логичное объяснение». Этих же принципов он старался придерживаться в жизни. Он полагал, что раз в нем нуждаются, надо помогать, и делал это, не считаясь со временем и причиняемыми ему неудобствами. Он многим помог в трудные для них времена, кому-то материально, кому-то морально, кому-то помог с работой, как П.Н.Львову, как Л.В.Елину. Часто об этом даже не знали, как было, например, в случае с проф.Н.Р.Брилингом, которого ММ «затребовал» обратно в НАТИ после нескольких лет вынужденного пребывания в ОКБ НКВД (интересно, что позднее считалось, что в эти годы Н.Р.Бриллинг работал на свободе в МАДИ [91]). Часто, когда у коллег, учеников ММ и их родственников возникали проблемы со здоровьем, на помощь приходили супруга ММ, известный хирург-фтизиатр, профессор, с которой он познакомился на «детском» балу в 1902 г. и прожил без малого 60 лет, и его сын, талантливый врач [92].
ММ постоянно заботился о воспитании молодых ученых, уделял много времени и внимания анализу их работ, был всегда открыт для контактов. Широкий круг научных интересов, эрудиция и большой и разносторонний опыт привлекали к нему многих, и, надо сказать, никто не уходил от него без совета, слова ободрения, а порою и материальной поддержки. Он был требователен, однако почти все из его учеников успешно защитили диссертации. Он воспитал 10 докторов (Кислик В.А., Шейнберг С.А., Елин Л.В., Каратышкин С.Г., Алехин С.В, Семенов А.П., Курицына А.Д., Тененбаум М.М., Матвеевский Р.М., Козырев С.П.) и более 20 кандидатов наук (Кувакин Д.А., Гостев Б.И., Пружанский Л.Ю., Честнов А.Л., Семенов А.П., Матвеевский Р.М., Бабичев М.А., Крылов К.А., Несвижский О.А., Памфилов Е.А., Маяускас И.С., Сороко-Новицкая А.А., Митрович В.П., Измалков Л.И., Кращин М.Д. Пономарев Н.Н., Чжао Юань (КНР), Круглов А.П., Димант А.Б., Жигаев В.Д., Курицын А.Б., Мустафаев С.И., Шанин Е.И. и др.).
Следует сказать о его принципиальности, когда речь шла об отстаивании правильности научных взглядов или оценке вклада конкретных ученых в развитие науки. Он отказывался получать Сталинскую премию и добился включения в список лауреатов своего механика А.И.Брунова. Его уверенность в своей правоте сыграла решающую роль при защите докторской диссертации одним из его ближайших учеников А.П.Семеновым (см. [93], с.272—273). Многие советовали эту работу, с идеями которой не все тогда соглашались, с защиты снять, однако ММ настоял, чтобы защита состоялась. Совет заседал более семи часов, и после ожесточенных дискуссий работу А.П.Семенова поддержали. В последние годы жизни акад. Е.А.Чудаковым, которые были омрачены обвинениями в «низкопоклонстве» перед западной наукой и техникой и направленными против него, беспартийного, интригами, как внутри ИМАШ, так и на более высоком уровне, ММ пришлось неоднократно выступать в защиту честного имени Евгения Алексеевича в ходе различных проверок. Наконец, еще в 50-ые годы ММ рассказал приезжавшему в СССР А.Камерону о роли А.М.Эртеля, вокруг фигуры которого установился негласный «заговор молчания» из-за его таинственного исчезновения, в создании основ контактно-гидродинамической теории смазки [94]. Мнение ММ об этой истории изложено в посмертной публикации [95], где подтверждена данная ранее [96] высокая оценка уровня работ А.М.Эртеля-Моренштейна.
К сожалению, тяжелая язвенная болезнь, нажитая в военные годы, постоянно мешала Михаилу Михайловичу. Он часто болел и иногда должен был подолгу лежать в периоды обострений. Даже в эти моменты он не забывал о своей работе, принимал посетителей, аспирантов, устраивал рабочие совещания с сотрудниками. Пока он мог, он не сдавался болезни. Он организовал и подготовил IV Всесоюзное совещание по микротвердости, но принять в нем участие уже не смог. Он умер 16 ноября 1972 г.
М.М.Хрущов прожил долгую жизнь как по человеческим понятиям, 82 года, так и с точки зрения истории науки и техники. Еще в юные годы ему повезло — он смог вблизи познакомиться с самой совершенной техникой того далекого времени, рубежа веков, наблюдать на заводе отца процесс конструирования и сборки одного из первых отечественных автомобилей. Вместе с друзьями ему довелось принять участие в создании и становлении отечественной авиации, автотракторного и авиационного машиностроения в послереволюционные годы. Он создавал отечественную технологию автотракторных материалов, стал создателем одной из авторитетнейших школ в области трибологии и триботехнического материаловедения. Он был человеком доброго сердца и большого обаяния, русским инженером и интеллигентом в подлинном смысле этих слов. Обаяние его личности было велико. Спустя 10 лет после его смерти никогда не знакомый с ним лично писатель Ю.Г.Алексеев, писавший книгу [3] о Е.Чудакове, сделал «Мих.Мих'а» одним из главных ее героев.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ремезов М. // Русская мысль. 1898. № 7. С.95. 2. БСЭ. 1-е изд. 1929. Т.1. С.360. 3. Алексеев Ю.Г. Евгений Чудаков. М. 1983. 4. Жуковский Н.Е. // Полн. собр. соч. М.-Л. 1937. Т.5.С.340. 5. Ванков С.Н. История организации Уполномоченного ГАУ по заготовлению снарядов по французскому образцу. М. 1918. 6. Хрущов М. // Советское строительство и теория трудфункций. Сб. статей. Таганрог 1920. С.31. 7. Экономический бюллетень. Орган Бюро Укрвнешторга по Донбассу и Азовскому побережью. / Под ред. Корнели Б., Романовича А., Хрущова М. Таганрог. 1922. № 1. 8. Хрущов М.М. // Вестник инженеров. 1925. № 9. с.333. 9. Хрущов М.М. // Местная промышленность и торговля. 1925. № 11—12. С.84. 10. Хрущов М.М. // Предприятие. 1926. № 7. С.67. 11. Хрущов М.М. // Предприятие. 1928. № 2. С.54. 12. Хрущов М.М. // Предприятие. 1927. № 7. С.25. 13. Хрущов М.М. // Трение и износ. 1998. Т. 19. № 2. С.273. 14. Хрущов М.М. Производство авиационных моторов. М. 1928. 15. Чудаков Е.А., Хрущов М.М. Пособие для приемщиков по наблюдению за производством и приемкой авиационных моторов. М. 1929. 16. Хрущов М.М. Авиамоторостроение. М.. 1931—1932. Ч.1—2. 17. Хрущов М.М. Поршневые кольца. (Тр. НАТИ. В.36). М. 1935. 18. Хрущов М.М., Гольд Б.В., Маурах А.А. Материалы деталей автомобилей и тракторов. М. 1934; 1936; 1940; 1948. 19. Хрущов М.М. // Вестник металлопромышленности. 1939. № 5. С.7. 20. Усков М.К., Пархоменко А.А. Развитие теории и практики советского машиностроения. М. 1980. 21. Хрущов М.М., Беркович Е.С. Приборы ПМТ-2 и ПМТ-3 для испытания на микротвердость. М. 1950. 22. Хрущов М.М. Усталость баббитов. М.-Л. 1943. 23. Хрущов М.М., Беркович Е.С. Микротвердость, определяемая методом вдавливания. М.-Л. 1943. 24. Хрущов М.М. // Заводская лаборатория. 1938. Т.7. № 5. С.590. 25. Хрущов М.М. // Вестник металлопромышленности. 1939. № 5. С.15. 26. Хрущов М.М., Бабичев М.А. // Трение и износ в машинах. М.: Изд. АН СССР. 1941. Т.1. С.69. 27. Хрущов М.М., Михайловский И.И. // Тр. НАТИ. 1933. В.22. С.105. 28. Хрущов М.М., Михайловский И.И. // Заводская лаборатория. 1932. Т.1. № 2. С.63. 29 Хрущов М.М. Исследования приработки подшипниковых сплавов и цапф. М.-Л. 1946. 30. Хрущов М.М., Курицына А.Д. // Экономия и замена цветных металлов. М. 1953. С.12. 31. Хрущов М.М., Курицына А.Д. // Алюминиевые сплавы для подшипников и их применение. М. 1954. С.14. 32. Хрущов М.М. // Алюминиевые сплавы для подшипников и их применение. М. 1954. С.5. 33. Хрущов М.М., Семенов А.П. // Вестник машиностроения. 1963. № 1. С.7. 34. Семенов А.П., Матвеевский Р.М., Поздняков В.В. Технология изготовления и свойства содержащих фторопласт антифрикционных материалов. М. 1963. 35. Фокин А.В., Семенов А.П. // Вестник машиностроения. 1997. № 5. С.33. 36. Хрущов М.М., Бабичев М.А. Исследование изнашивания металлов. М. 1960. 37. Хрущов М.М., Бабичев М.А. Абразивное изнашивание. М. 1970. 38. Хрущов М.М., Бабичев М.А. // Трение и износ в машинах. М. 1941. Т.1. С.69. 39. Вестник АН СССР. 1956. № 2. С.102. 40. Хрущов М.М., Беркович Е.С. Точное определение износа деталей машин. М. 1953. 41. Хрущов М.М., Беркович Е.С. Определение износа деталей машин методом искусственных баз. М. 1959. 42. Хрущов М.М., Беркович Е.С. // Заводская лаборатория. 1972. Т.38. № 11. С.1395. 43. Хрущов М.М., Бабичев М.А., Беркович Е.С. и др. Износостойкость и структура твердых наплавок. М. 1971. 44. Микротвердость. М. 1951. 45. Методы испытания на микротвердость. Приборы. М. 1965. 46. Склерометрия. М. 1968. 47. Новое в области испытаний на микротвердость. М. 1974. 48. Хрущов М.М., Беркович Е.С. // Стандартизация. 1960. № 1. С.47. 49. Хрущов М.М. // Заводская лаборатория. 1947. Т.13. № 9. С. 1121. 50. Хрущов М.М. // Заводская лаборатория. 1949. Т.15. № 2. С.213. 51. Хрущов М.М. // ДАН СССР. 1950. Т.72. № 4. С.779. 52. Хрущов М.М. // Изв. АН СССР. Сер. геологич. 1966. № 12. С.74. 53. Хрущов М.М., Бабичев М.А. // Заводская лаборатория. 1960. Т.26. № 1. С.82. 54. Хрущов М.М. // Заводская лаборатория. 1967. Т.33. № 8. С.1012. 55. Хрущов М.М., Беркович Е.С. Изучение твердости льда. М. 1960. 56. Хрущов М.М., Беркович Е.С. // Заводская лаборатория. 1950. Т.16. № 2. С.193. 57. Хрущов М.М., Беркович Е.С. // Известия АН СССР. ОТН. 1950. № 11. С.1645. 58. Алехин В.П., Берлин Г.С., Хрущов М.М. и др. // Приборы и техника эксперимента. 1971. № 4. С.261. 59. Скворцов В.Н., Матвеевский Р.М. // Трение и износ. 1990. Т.11. № 6. С.1133. 60. Булычев С.И., Алехин В.П. Испытание материалов непрерывным вдавливанием индентора. М. 1990. 61. Хрущов М.М., Матвеевский Р.М. // Вестник машиностроения. 1954. № 1. С.12. 62. Матвеевский Р.М. Температурная стойкость граничных смазочных слоев и твердых смазочных покрытий при трении металлов и сплавов. М. 1971. 63. Матвеевский Р.М., Буяновский И.А., Лазовская О.В. Противозадирная стойкость смазочных сред при трении в режиме граничной смазки. М. 1978. 64. Буяновский И.А. // Трение и износ. 1995. Т.16. № 2. С.345. 65. Хрущов М.М., Матвеевский Р.М., Богатырев И.С. // Трение и износ в машинах. М. 1954. Сб.9. С.72. 66. Матвеевский Р.М., Лашхи В.Л., Буяновский И.А. и др. Смазочные материалы. Противоизносные и антифрикционные свойства. Методы испытаний. М. 1989. 67. Трение и износ в машинах. Тр. Всес. конф. М. 1939—1940. Т.1—2. 68. Трение и износ в машинах. Тр. 2-й Всес. конф. М. 1947—1951. Т.1—4. 69. Труды 3-й Всес. конф. по трению и износу в машинах. М. 1960. Т.1—3. 70. Износ цилиндров и поршневых колец. М. 1954. 71. Развитие теории трения и изнашивания. М. 1957. 72. Повышение износостойкости лемехов. М. 1956. 73. Повышение долговечности рабочих деталей почвообрабатывающих машин. М. 1960. 74. Методы испытания на изнашивание. М. 1962. 75. Определение износа деталей машин за короткие периоды работы. М. 1965. 76. Износостойкие наплавочные материалы и методы их наплавки. М. 1966. 77. Пластмассы, как антифрикционные материалы. М. 1961. 78. Пластмассы в подшипниках скольжения. Исследование, опыт работы. М.1965. 79. Применение материалов на основе пластмасс для опор скольжения и уплотнений в машинах. М. 1968. 80. Методы оценки противозадирных и противоизносных свойств смазочных материалов. М. 1969. 81. Электрические явления при трении и резании металлов. М.. 1969. 82. Электрические явления при трении, резании и смазке твердых тел. М. 1973. 83. Методы испытания и оценки служебных свойств материалов для подшипников скольжения. М. 1972. 84. Трение и изнашивание при высоких температурах. М. 1973. 85. Износостойкость. М. 1975. 86. Трение и износ в машинах. М. 1941—1962. Т.1—17. 87. Новое о смазке в машинах. (Трение и износ в машинах. Т.18). М. 1964. 88. Износ и трение металлов и пластмасс. (Трение и износ в машинах. Т.19). М. 1964. 89. Износ и антифрикционные свойства материалов. (Трение и износ в машинах. Т.20). М. 1968. 90. Хрущов М.М. // Трение и износ в машинах. М. 1962. Т.17. С.221. 91. БСЭ. 3-е изд. Т.4. С.34. 92. Медицинская радиология. 1992. Т.37. № 11—12. С.63. 93. Фролов К.В., Пархоменко А.А., Усков М.К. Анатолий Аркадьевич Благонравов. М. 1982. 94. Cameron A. // Tribology International. 1985. V.18. № 2. P.92. 95. Хрущов М.М. // Трение и износ. 1996. Т.17. № 5. С.703. 96. Chruschtchov M.M. // Fortschr.- Berichte VDI-Z. 1984. Reihe 1. H.115. S.89.