ЗАВИСИМОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ
ОТ ПРОПУЩЕННОГО ТОННАЖА
Громова Т.И. (ВНИИЖТ, г.Москва, РФ)
The results of studying the processes of disturbance of a track are stated in the given paper.
Зависимости эксплуатационных расходов j от пропущенного тоннажа T не могут быть известны для всех условий эксплуатации.
В этом случае можно воспользоваться примерной зависимостью
j=aW, (1),
где W - сопротивление движению, a - коэффициент.
Для определения W можно использовать соотношение, близкое к приведенному в работе [1]:
W = W0(1 + bs) , (2)
где W0 – сопротивление движению для нового пути, s - квадратный корень из дисперсии отклонений пути в плане D, b - коэффициент.
Для дисперсии D используется предположение
dD/dT = kW, (3)
где k–коэффициент пропорциональности. Из равенств (2) и (3) имеем
dD/dT = kW0 +kbW0D0,5. (4)
Если в правой части равенства (4) убрать первый член, то dD/dT пропорциональна T, а если второй, то dD/dT – константа. Поэтому можно предположить, что для решения уравнения (4) производная dD/dT хорошо аппроксимируется линейной функцией от T, что согласуется с зависимостью, наблюдавшейся для дисперсии откло-нений пути в профиле [2]. Уравнение (4) можно переписать в виде дифференциального уравнения с разделяющимися переменными
sds/d(aT) = s + 1/b. (5),
где a = kbW0/2. (6)
Решение этого уравнения с учётом начального условия s(T0) = s0 имеет вид
(s-s0) – ln((1+bs)/(1+bs0))/b = a(T-T0). (7)
Если известно s0 после ремонта и sк перед следующим ремонтом после пропуска тоннажа Tк , то из равенства (7) находится a, а из формулы (6) значение k.
Возможно обобщение на случай нескольких видов ремонта.
Предположим, что при тоннаже T1 и T3 обновляется балласт, при тоннаже T2 балласт и шпалы, а при тоннаже T4 балласт, шпалы и рельсы. Считаем, что балласт, шпалы с креплениями и рельсы вносят определённую долю в прирост D, то есть
D = D1 + D2 + D3 , (8)
dDi/dT = kiW. (9)
Из (3), (8) и (9) следует, что k = k1+k2+k3. При тоннаже T1, T2 и T3 прирост D от тоннажа, соответственно, T0, T1 и T2 уменьшается на долю k1/k. При тоннаже T2 прирост D от тоннажа T0 дополнительно уменьшается на долю k2/k2+ k3. Из этих условий по данным эксплуатации можно определить k1, k2 и k3.
Под величиной D не обязательно понимать дисперсию неровностей в плане. Она может быть, например, линейной комбинацией дисперсией неровностей в плане и профиле. При этом, конечно, изменятся коэффициенты b и ki.
При дальнейших исследованиях следует уточнить, не будет ли зависимость (2) лучше описывать реальность, если s заменить на D. Такая замена означает экспоненциальную зависимость W и D от Т.
При необходимости учесть влияние нагрузок на ось можно использовать гипотезу [2], что ki пропорциональна (si/s0i)ni, где si – напряжение в соответствующем элементе пути, s0i и ni – константы.
1. Певзнер В.О. Влияние состояния пути на энергетическое взаимодействие с подвижным составом. Сборник научных трудов. Москва, "Транспорт".1997.
2. Полещук И.В. Интенсивность накопления деформаций пути в вертикальной плоскости. Москва., Вестник ВНИИЖТ. 2000.