УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МАШИНЫ ДЛЯ ДОРОЖНОГО ВОДООТВОДА
Дмитриев А.В. (СПбГЛТА, г.С-Петербург, РФ)
There is an increasing interest in maintaining low water tables to protect forest roads. The author speaks about this problem.
Большое значение в дорожном строительстве имеет правильное проектирование и выполнение дорожного водоотвода - системы искусственных сооружений для сбора и отвода воды от возводимого земляного полотна (резервы, перепады, быстротоки). Собранные эмпирические данные регламентируют основные геометрические параметры этих сооружений - глубину, уклоны, заложения откосов и т.д.
Особую группу в системе дорожного водоотвода образуют нагорные, осушительные и водоотводные канавы, а также дренажи-преградители, ограждающий и подкюветный дренаж, требующие для своего строительства специальной техники.
Естественно предположить, что необходимость проведения водоотводных мероприятий возникает, как правило, при строительстве дорожного полотна на избыточно увлажненных почвах. Это обстоятельство позволяет использовать в дорожном строительстве опыт гидролесомелиоративных работ, в частности, разработанные образцы каналокопателей непрерывного действия. Перспективность их применения обусловлена высокой производительностью, малой массой, агрегатированием с болотоходными модификациями тракторов и способностью отрывать канавы за один проход при малом тяговом сопротивлении.
В зависимости от назначения искусственного сооружения дорожного водоотвода, к нему предъявляются различные требования по глубине и уклону, Кроме того, известно, что устойчивость поперечного профиля канав зависит от правильно выбранного в зависимости от типа почвогрунта заложения откосов. Выгоды использования одной универсальной машины при строительстве канав, в том числе и под дренаж, с различными геометрическими параметрами достаточно очевидны.
Работы по созданию таких машин начаты в Санкт-Петербургском НИИ лесного хозяйства, а в настоящее время продолжены в Санкт-Петербургской лесотехнической академии. Уже предложено несколько технических решений машин с изменяемой геометрией рабочего органа. Их конструкции позволяют при помощи гидроцидиндра трансформировать рабочий орган, выполненный в виде одной или сдвоенных конусных фрез, изменяя длину и угол образующей конусной фрезы, добиваясь, в том числе, и её цилиндрической формы, необходимой при строительстве дренажа. При этом возможна как боковая, так и задняя навеска (при седлании канав) машин на базовый трактор.
Ещё одним направлением прoектирования является разработка конструкции машины с переменным моментом инерции, когда в зависимости от типа почвогрунта оператор изменяет инерционные характеристики фрезы. К настоящему времени зафиксирован приоритет на конструктивные исполнения фрезерных машин с управляемым (при помощи жидкости) и неуправляемым (посредством подпружиненных грузов) моментом инерции.
Использование предложенных технических решений позволит проводить дорожный водоотвод одной машиной в соответствии с выполненными гидравлическими расчетами параметров искусственных водоотводных сооружений.