МЕТОДЫ АДАПТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ВОССТАНОВЛЕНИИ
ПРОФИЛЯ КАТАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕСНЫХ ПАР
Шилько С.В. (Беларусь, Гомель, ИММС НАНБ),
Зернин М.В. (Россия, Брянск, БГТУ)
The rehabilitation of rail - way wheels profile by turning and plunge-cut grinding technology is developed. For treatment parameters determining adaptive technique is developed using data base and feedback sensing heads.
Ввиду большой металлоемкости и стоимости новых изделий, изношенные колесные пары целесообразно ремонтировать путем восстановления макро - и микрорельефа поверхностей катания.
Рассматриваются возможные технологии и предложен метод выбора рационального цикла профилирования поверхности катания колесных пар. Предлагаемый метод является расчетно - экспериментальным, включая аналитический блок, элементы активного контроля и самообучения. В нем используется диагностика исходного профиля детали, непрерывная регистрация силы резания, структурная и параметрическая оптимизации режима обработки и формирование непосредственно на станке базы данных по оптимальным режимам. В качестве технологической схемы принято совмещение токарной обработки и врезного профильного шлифования с уменьшенной поперечной подачей и увеличенной скоростью резания.
Разработанные средства активного контроля параметров исходного профиля детали и силы резания используются для непосредственного управления на этапах чернового, чистового шлифования и выхаживания с учетом режущих свойств абразивного круга и упругих отжатий. Чувствительность устройства для сканирования исходного профиля обеспечивает определение отклонения диаметров по кругу катания колесной пары с точностью не менее 0,05 мм и отклонение от круглости по кругу катания не менее 0.05мм. Электрический сигнал индуктивного датчика перемещений сканирующего устройства рычажного типа подается на контроллер станка для последующего преобразования в цифровой код и выработки решения, передаваемого на исполнительную систему управления.
Регистрация силы резания производится с помощью тензометрирования элементов привода поперечной подачи инструмента и также предполагает АЦП - преобразование сигнала, пропорционального деформации чувствительного элемента.
Компьютерная программа предназначена для расчета предельных размеров припусков на обработку и числового программного управления станком путем подачи управляющих сигналов на контроллер станка. Этап структурной оптимизации представляет собой выбор последовательности видов обработки поверхности катания лезвийным и абразивным методами. Для каждого вида обработки осуществляется параметрическая оптимизация с привлечением аналитических соотношений теории резания и метода случайного поиска. В частности, в качестве ограничения выступает расчетная глубина прижогов, т.е. глубина поверхностных слоев, которые претерпевают структурные и фазовые превращения вследствие превышения температуры шлифования некоторых предельных величин. Дополнительным является условие обеспечения режима самозатачивания абразивного круга; обратная связь здесь устанавливается при наличии отклонений регистрируемой силы резания. В процессе пополнения базы данных по оптимальным режимам обработки производится корректировка программы управления станком.