ОБЪЕДИНЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ СТРУКТУРА РЕМОНТА И ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОТРАНСПОРТА
Иванов В.П., Кастрюк А.П., Кухта С.В., Хейфец М.Л.
(ОАО "Проммашремонт", Полоцкий государственный университет, г.Новополоцк, Беларусь)
The problems & general principles of integration of automised systems of technological grounding of the multi-nomenclature production on the basis of single informational model of the enterprise are being considered.
Ремонт и обслуживание автотранспорта характеризуются широкой номенклатурой изделий, применением разнообразных технологических процессов и многообразием организационных форм, особыми требованиями к оперативности и качеству функционирования производства. Концепцией автоматизации, наиболее эффективной и адекватной условиям ремонта и обслуживания является концепция виртуального бюро, являющаяся современным развитием проблематики комплексной автоматизации на принципах безбумажной технологии.
Виртуальное бюро — это такое подразделение, которое создается из различных служб предприятия на договорной основе, не имеет единой юридической организационной структуры, но обладает единой информационной структурой с целью создания и использования компьютерной поддержки всех этапов жизненного цикла выпускаемых изделий. Виртуальное бюро создается путем объединения организационных, конструкторских и технологических ресурсов различных подразделений и их интеграции. В ряде случаев требуется дооснащение предприятий необходимым оборудованием, обеспечивающим выполнение поставленной задачи. Последнее достигается с помощью компьютерной сети с гибкой и динамичной структурой. Создание такой единой открытой организационно-производственной структуры, объединяющей различные подразделения вокруг процессов, осуществляемых на этапах жизненного цикла изделий, приводит к тому, что границы между взаимодействующими подразделениями становятся прозрачными и подвижными.
Для сокращения сроков согласования проектных решений между различными службами и количества итераций в циклах согласования необходимо создать информационную модель процессов ремонта и обслуживания автотранспорта и на ее основе разработать интегрированную автоматизированную систему. Система должна иметь архив результатов проектирования в виде сохраненной "системы правил" формирования проекта сопровождения изделий, что обеспечит возможность быстрого перепроектирования и модификации объектов, компактность данных, малое время доступа к ним и исключит необходимость хранения "бумаги на магнитных носителях". Единая информационная среда дает возможность объединять локальные системы из различных предметных областей в единый комплекс, что создает предпосылки для реализации современной концепции "виртуального бюро" не на уровне передачи документации, а на уровне объединения информационных моделей различных объектов (узлов, деталей автотранспорта и т.д.) по принципу "целое-часть".
Исследование или разработка любой сложной системы, каковой является система ремонта и обслуживания автотранспорта начинается с функционального анализа и моделирования системы в целом и всех ее подсистем. Для этой цели применяется методология IDEF0, представляющая собой совокупность методов, правил и процедур, предназначенных для построения функциональной структуры сложных иерархических систем. Результаты функционального анализа позволяют перейти к решению проблемы структурного синтеза.