О СОЗДАНИИ ПЕРЕДВИЖНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
Финоченко В.А. (РГУПС, г. Ростов-на-Дону, Россия)
It is suggested to conduct environmental control using ecological laboratory car equipped with modem control and measuring complex of devices. Its possibilities, merits and location in car are described. Now the ecological laboratory car is put into operation by North-Caucasus Railway Company. Technical and economical results proved it to recoup itself during 6-8 years.
Природоохранными службами и органами санэпиднадзора ежегодно проводятся мониторинговые исследования по контролю, оценке и прогнозу уровня загрязнения окружающей среды. Однако хорошо оснащенные экологические лаборатории имеются далеко не везде. В средних и малых городах, районных центрах приобрести и содержать современную аналитическую лабораторию, как правило, не удается, хотя в региональных экологических фондах на исследования окружающей среды закладываются немалые средства.
Решить эту проблему можно с помощью передвижных экологических лабораторий, которые могут базироваться на передвижных средствах, а именно на автомобилях, вагонах, катерах, самолетах и вертолетах. Наиболее приемлемым вариантом, на наш взгляд, является вагон, переоборудованный под вагон-лабораторию экологического контроля, который может перемещаться по средним и малым городам, тем самым, заменяя стационарные экоаналитические лаборатории.
С помощью измерительно-вычислительного комплекса ЭВЛ можно определять масштабы загрязнения жизнеобеспечивающих сред на промышленных предприятиях, выполнять экологическую экспертизу городов, административных районов, областей, республик. Оснащение вагона-лаборатории современной экоаналитической и компьютерной техникой позволяет выдавать информацию оперативно, в виде стандартных отчетов, цветных диаграмм, векторных экологических карт, мультимедийных рекламных роликов.
Преимуществами ЭВЛ являются относительно большая полезная площадь, автономную систему энергоснабжения и ощутимый запас воды, которые обеспечивают проведение химического анализа, оперативную обработку результатов, а также комфортные условия проживания обслуживающего персонала. Для проведения работ во время техногенных катастроф и аварий, при отсутствии внешнего электропитания, вагон-лаборатория оснащается автономной переносной энергоустановкой. Ниже показан один из вариантов планировки ЭВЛ, которая предусматривает химическую лабораторию, зал обработки информации, служебные и жилые помещения повышенной комфортности.
Рисунок 1 - Планировка экологического вагона-лаборатории:
I. Служебные помещения. II. Жилые помещения. III. Зал обработки информации. IV. Химическая лаборатория.
В настоящее время на Северо-Кавказской железной дороге эксплуатируется ЭВЛ, разработанный Ростовским государственным университетом путей сообщения. Проведенные технико-экономические оценки определяют быструю окупаемость - 6-8 лет. А использование ЭВЛ при анализе загрязнения окружающей среды во время аварийных ситуаций или нередких сегодня экологических катастроф позволяет снизить срок окупаемости до 4 лет.