ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПАРКОВОЙ ЗОНЫ ПРИ ХРАМЕ СЕРАФИМА САРОВСКОГО В ГОРОДЕ ХАБАРОВСКЕ

 

DESIGN PARK ZONES AT SERAFIM SAROVSKY'S TEMPLE IN THE KHABAROVSK CITY

 

Курдяева Н.С. (ТОГУ, Хабаровск, РФ)

Kurdayeva N.S. (Pacific National University)

 

В данной статье рассматривается алгоритм планировки и организация парка, как общественного пространства при культовых сооружениях на примере  парка вокруг храма Серафима Саровского в г.Хабаровске.

The present article considers the algorithm of the planning and organization of the park as a public space for religious buildings on the example of the park around the temple of St. Seraphim of Sarov in Khabarovsk.

 

Ключевые слова: Культовое сооружение, храм, перетекающее пространство, изолированное пространство, парк.

Key words:  Religious building, temple, flowing space, isolated space, park.

 

Введение. Современная концепция озеленения жилого пространства имеет четко выраженный социальный статус: «легче дышать – радостнее жить». По мере того как экологически продуманное развитие становится в глазах общественности желанной альтернативой загромождению территорий новой застройкой, спектр обязанностей архитекторов существенно расширяется. Теперь они несут ответственность не только за превращение самих зданий в энергоэффективные, экологически безопасные организмы, но и так же за благополучие местности вокруг построек. Ландшафт больше не трактуется как «иное» по отношению к архитектуре, наоборот, строительство зданий теперь воспринимается как один из разделов ландшафтного благоустройства. Ландшафтный урбанизм пришел на смену старым методам планирования [1].

В настоящее время встала проблема как реконструкция уже имеющихся парковых зон возле культовых сооружений, так и облагораживание новых участков. Создание нового парка со старыми деревьями позволит не только придать ранее маловыразительной территории определённый художественный смысл и безусловную оригинальность, но и наполнит её большим экологическим и функциональным содержанием.

При проектировании парковых зон при культовых сооружений следует помнить, что либо сами религии, либо те или иные святые, которым посвящены, скажем, православные храмы так или иначе связаны с определенными растениями, сторонами света, положением солнца. Поэтому при проектировании следует выделять основные ключевые моменты, которые не просто сделают новый парк местом отдыха, но впишут его в сакральный смысл культового сооружения.

 

1. Анализ ситуации. Лесопарковая зона возле ТОГУ (называемая жителями Северного микрорайона «Стрельбищем») в настоящее время абсолютно не приспособленная для отдыха горожан.

В настоящее время существует ряд проблем: данная лесопарковая зона – это старые неухоженные деревья, дикий кустарник, овраги, свалки бытовых отходов. Несмотря на то, что территория постоянно облагораживается, остается огромное пространство (а общая площадь лесопарковой зоны составляет 22.5172 Га), которое еще требует внимания ландшафтного дизайнера. О том, что хабаровчане приходят сюда отдохнуть напоминают кучи мусора и следы от кострищ, оставленные после пикников. «Стрельбище» расположен недалеко от домов по ул. Профессора Даниловского, ул. Стрельникова и ул. Тихоокеанской, где находятся не только жилые дома, но и учебные заведения, как общего среднего образования, так и высшего и среднего специального.

В настоящий момент в лесопарковой зоны расположен Храм Серафима Саровского с частично облагороженной территорией (дорожки, беседки, пруды, волебольная площадка), комплекс бракосочетания, стоянка, автодром автодорожного техникума. В дальнейшем должны появиться  детский приют и монастырь.

 

2. Формирование структуры. Основная идея проектирования парка – это  создать пространство, которое должно обеспечить не только активный отдых, но и должно предоставить возможность для обучения и культурного развития огромного количества людей. Во всех слоях населения растет интерес к культуре своего народа, как следствие повышения образовательного и культурного уровня; при этом не снижается и интерес к развлечениям, но имеющим уже познавательный характер, увеличивается потребность в общении с природой.

При разработке идеи архитектурно-градостроительного решения парка, работа шла в двух направлениях, неразрывно связанных друг с другом: выделение ключевых моментов в жизни Преподобного Серафима Саровского, которые можно было бы привязать к зонированию парка и определению тех или иных растений для высаживания и создание единого выразительного художественного образа, продиктованного историей этого пространства.

Созданная схема зонирования парка предоставляет собой жизненный путь святого разбитый на несколько периодов: затворничество, полное безмолвие, просветление, подвижничество. Тем самым выявляются зоны: созерцания, уединения, просветления, любви и надежды. Первая зона носит пейзажный характер, открытый взору с нескольких точек. Следующая – скрытая от глаз, имеет  характер замкнутого пространства, с единым входом. Все доминанты в данной зоне растительного происхождения. Зона просвещения – центральная доминанта всего парка, допускаются архитектурные формы в виде беседок, фонтанов, скульптур, сооружение цветников. Зона открыта для просмотра с большинства точек. Зона любви связывает комплекс бракосочетания с основной территорией парка. Зона надежды располагается на месте детского приюта и  соответственно там решается организация детской игровой зоны. Основная часть пространства решена как перетекающая, некоторые же зоны поддерживают связь только системами дорожек.

 

3. Тематика. Биографическая тема кладется в основу работы парка. В качестве тематической базы принято сочетание регулярности парка с бионическими формами. Соответственно теме разрабатываются ландшафты, водные объекты, малые формы, начиная от парковых скульптур и устройств, дизайна оград, заканчивая скамейками и формой светильников.

Чтобы подчеркнуть принадлежность парка к храму, в озеленении использованы сосны (отсылка к сосне, перегородившей вход в келью преподобного по его молитве), сныть (отсылка к тем годам, когда он питался только снытью), также оставлены зоны облагороженной естественной посадки  как память о тех годах, которые Преподобный провел в уединении в лесу. [2]

Наличие при храме освященного родника также хорошо увязывается с житием Преподобного [2].

 

4. Техническая сторона проекта. В освещении парка преследуются задачи: обеспечить общее, функциональное освещение парка в вечернее время; по возможности превратить общее освещение в художественный элемент декора, солидарный с общей концепцией; подчеркнуть нужные элементы архитектурных, ландшафтных композиций, отдельных деревьев, кустарников, скульптур, водных объектов; праздничного оформления парка, в том числе в зимнее время. Общее освещение парка не должно быть слепящим и ярким – таким образом надо усилить значение входных узлов капитальных объектов посещения, в том числе трех входных зон парка. Главная ось по отношению к прочим зонам также должна быть выделена светом, но не должна быть ярче всего остального, а остальное освещение должно быть мягким.

При обустройстве парка предлагается использовать как традиционные, так и современные материалы - мощение камнем или аналогичной плиткой, применение металла, пластика и дерева в малых архитектурных формах. Сами малые формы выполняются элементами храмового зодчества и гармонично вписываются в окружающую среду.

 

Заключение. Культурно-религиозное значение этого места естественно создает тематику парка, в соответствии с которой предполагается определенный образ и стиль. Главную роль тут играют сюжеты жизни Святого и привязка их к тем или иным элементам ландшафта, растениям или оформлению. В любой религии те или иные проявления природы имеют одну или несколько сакральных трактовок. Во многих работах, имеющих религиозный контекст, пейзажи играют важную роль. Так, например, наиважнейшим содержанием картины Альбрехта Альтдорфера "Лесной пейзаж со святым Георгием" (1510 г.) является лес, а не религиозный сюжет. Изображение св. Георгия сведено тут к живописному пятну, и не больше. Благодаря развитию ландшафтного дизайна мы можем помочь картинам шагнуть с холста в наш мир, воплотить духовные мотивы пейзажей гравюр и икон в мире материальном. Создавая парк с привязкой к религиозному сооружению и религиозному символизму, мы даем возможность людям прикасаться к духовной культуре не только в стенах музея или храма, но и просто находясь в таком парке. Соединение элементов культурно-развлекательной направленности и элементов, имеющих особый символизм, достигается сплав материальной стороны жизни общества с его духовными корнями. Для простого человека – это уютный парк, в котором хорошо отдохнуть и провести время с детьми, для воцерковленного – это место несущее определенный заряд, позволяющее приблизиться к подвижникам Церкви и Богу. Создавая парк дизайнеру следует помнить, что не он творец природы, а он тот, кто через природу показывает Творца. Вся компоновка парка, его озеленение и все основные элементы нести, в первую очередь, символическое значение. Причину этого можно выразить словами Н.М.Тарабукина: "натуралистический пейзаж атеистичен. Пейзаж призван выполнять великую миссию - восстановление отпадшей природы и возвращение ее к Богу. Это акт теургический. Такой пейзаж не может быть натуралистическим. Он может быть только реалистическим в высшем понимании реализма, как символа абсолютного. Или говоря иначе: такой пейзаж должен быть символическим, в том смысле, что символ является религиозным осмыслением реального". [3]

Парк живёт и днём, и ночью, максимально изменяясь для происходящих событий. Однако, вне зависимости от событий, в его оформлении всегда присутствует примат духовного над материальным. Символизма над натурализмом. В проекте реконструкции максимально используется существующая площадь и озеленение.

Список использованных источников

1. Архитектура 1990-х годов: Проблемы и концепции / под ред. А.В. Иконникова. М.: РААСН, 1995. - труды. 1 т.

2. http://days.pravoslavie.ru/Life/life138.htm.

3. Тарабукин Н.М. Смысл иконы. Стр. 56

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz