НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ лесопользования В УКРАИНЕ

 

Карпук А.И. (НУБиП Украины, г. Киев, Украина)

 

Обоснованы направления совершенствования системы регулирования лесопользования за счет реформирования отношений собственности, развития инфраструктуры, регулирования процессов реорганизации и интеграции.

The ways to improve the regulatory system by reforming forest property relations, infrastructure development, regulatory processes of reorganization and integration.

 

Ключевые слова: экономическое регулирование, лесопользование, система регулирования, регулирование лесопользования, механизмы регулирования.

Key words: economic regulation, forest management, system management, forest regulation, regulatory mechanisms.

 

Система эколого-экономического регулирования лесопользования в  Украине не отвечает современным реалиям и существенно сдерживает развитие предпринимательских структур в лесоресурсной сфере, поскольку не ориентирована на использование рыночного инструментария и не в полной мере учитывает необходимость соблюдения принципов экологической безопасности и рациональности лесопользования. Остается фактически нерешенной проблема согласования и синхронизации работы базовых механизмов экономического регулирования лесопользования, которые должны создать надлежащее организационно-экономическое, методическое, информационно-аналитическое, институционально-правовое, финансово-кредитное, ценовое и налоговое, инфраструктурное обеспечение реализации национальных приоритетов развития лесоресурсной сферы.

Сегодня в сфере лесопользования нецелесообразным является форсирование радикальных преобразований отношений собственности на лесные ресурсы, поскольку чрезмерными являются трансформационные и трансакционные издержки, обусловленные наличием сопротивления частному лесопользованию; «размытым» является законодательное регулирование индивидуальной, частно-трудовой и частной собственности; неоправданной продолжает оставаться нормативно-правовая база по минимизации техногенного воздействия частного лесохозяйствования на природные ландшафты; существуют системные противоречия между реформированием отношений собственности на лесные блага и рентным регулированием, отсутствуют современные критерии определения целесообразности изменения формы собственности на лесные ресурсы; существуют противоположности между общенародной принадлежности лесных ресурсов и экономически обособленным их управленим.

В связи с наличием многочисленных ограничений по передаче лесов в частную и коммунальную собственность приоритетным направлением реформирования отношений собственности в лесопользовании выступает передача прав пользования лесами и землями лесного фонда. Исследования показали, что приоритетами передачи отдельных прав пользования лесными ресурсами и землями лесного фонда на временной основе является аренда, концессия, соглашения о разделе продукции, доверительное управление. Наиболее приемлемой формой краткосрочного и долгосрочного временного лесопользования выступает аренда, преимущество которой над другими формами временного лесопользования заключается в том, что государство оставляет за собой право собственности на земли лесного фонда, а собственностью арендатора есть только продукты труда. Имплементация других форм временного лесопользования в современных условиях является более проблематичной, поскольку для этого не создано даже критически необходимого институционального основания.

В этом аспекте для Украины целесообразно учесть опыт Российской Федерации по законодательному закреплению перечня объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры. Основная задача состоит в формировании эффективной системы взаимодействия объектов и субъектов инфраструктуры лесоресурсной сферы, что требует реализации комплекса регулирующих мер, которые бы позволили решить проблемы финансирования, налогообложения, инвестирования, страхования, упорядочения отношений собственности, разграничения полномочий, ценового и таможенного регулирования, развития государственно-частного партнерства и др.

Модель формирования институциональной среды развития инфраструктуры лесоресурсной сферы должна предусматривать определение наиболее эффективных средств государственного регулирования для каждого из субъектов регуляторного воздействия, учитывая при этом средства рыночного регулирования, что позволит сформировать наиболее эффективные для каждого из видов инфраструктуры формы интеграции субъектов и формы имущественных отношений, которые обеспечат получение желаемых результатов регулирования для каждого из этих субъектов. Исходя из формы разработанной модели оптимальной должна считаться такая организация рыночной инфраструктуры лесоресурсной сферы, которая позволит получить больше положительных результатов регуляторного влияния для всех субъектов, в сравнении с размером первоначальных затрат на применение комплекса стимулирующих мер. Это станет возможным только за счет налаживания партнерских отношений между органами государственной власти и местного самоуправления, предпринимательскими структурами.

Для устранения системных противоречий в системе экономического регулирования лесопользования нужно провести реорганизацию существующих комплексных государственных лесохозяйственных предприятий путем их разделения на ряд самостоятельных субъектов хозяйствования. Организационно-экономические основы регулирования процесса реорганизации государственных лесохозяйственных предприятий предусматривают проведение системной работы по определению базовых принципов ее осуществления (организационной эффективности, экономической ответственности, социальной направленности, экологической безопасности и функциональной упорядоченности), целей, а также обоснование основных мер государственного регулирования, направленных на достижения определенных результатов реорганизации.

С целью упорядочения хозяйственных и административных функций между новыми субъектами хозяйствования, образовавшимися в результате реорганизации комплексных государственных лесохозяйственных предприятий, нужно сформировать новую схему распределения полномочий, которая позволит устранить существующие противоречия в организационной структуре и избежать конфликта интересов вследствие наделения одного предприятия взаимоисключающими функциями, которые существенно сужают интересы и возможности других субъектов. Предлагается функцию управления государственным имуществом лесохозяйственных предприятий, которые будут заниматься лесовосстановлением, уходом, продажей древесины на корню, реализацией мероприятий по охране и защите лесов, положить на профильное агентство (Гослесагентство Украины).

Функции предоставления административных услуг, надзора и контроля за движением товаров, а также своевременной уплатой надлежащих налогов и сборов всеми новообразованными субъектами возложить на профильные государственные службы (Государственную налоговую и таможенную службы). Функции формирования государственной политики и разработки проектов правовых актов предусмотрено сосредоточить на министерском уровне (Минагрополитики и продовольствия, Минэкологии и природных ресурсов, Минэкономики и торговли, Министерство финансов). Тогда как функции контроля, надзора и правоприменения в сфере экономической деятельности, охраны и защиты лесов предлагается возложить на профильные инспекции (Государственная финансовая инспекция, Государственная инспекция контроля за ценами, Государственная экологическая инспекция). Проведенные реорганизации должны предусматривать также формирование специализированного подразделения лесной охраны в составе Госэкоинспекции, которое должно взять на себя несвойственные для субъектов хозяйствования функции надзора и контроля за охраной и защитой леса.

Процессы реорганизации в лесоресурсной сфере не должны завершаться только созданием новых субъектов и распределением властных полномочий, ведь не менее важно создать благоприятную рыночную среду для взаимодействия этих субъектов на принципах государственно-частного партнерства. Для углубления экономических связей между субъектами на разных этапах формирования добавленной стоимости в лесоресурсной сфере целесообразно создавать интегрированные предпринимательские структуры. Среди наиболее приемлемых форм интеграции субъектов целесообразно создавать лесные инфраструктурные кластеры, направленные на углубление сотрудничества лесопользователей с субъектами рыночной инфраструктуры, а также активное привлечение местных советов к регулированию этих процессов. С целью экономии бюджетных средств и стимулирования развития объектов транспортной и лесной инфраструктуры предлагается также развивать арендные отношения в направлении создания надлежащего организационного и нормативно-правового обеспечения для заключения концессионных соглашений на длительный срок. Выбор определенной формы государственно-частного партнерства в лесоресурсной сфере не должен искусственно навязываться государственными органами, а базироваться на учете интересов всех заинтересованных субъектов на принципах добровольности и общей ответственности.

Современный рынок древесины в Украине должен функционировать на основе следующих принципов: открытости информации о всех учасниках и результатах функционирования рынка древесины; административной независимости организатора торгов от поставщиков, покупателей или органов государственной власти, осуществляющих управление их имуществом; свободного рыночного ценообразования; честности конкурентной борьбы на рынке древесины; необходимости внедрения автоматических средств проведения операций купли-продажи древесины; полноты ответственности всех участников за неконкурентные действия при проведении торгов; приоритетности соблюдения интересов отечественных деревообрабатывающих предприятий; нормативной согласованности, усиления контроля за экспортом необработанной древесины. Существующая организация рынка необработанной древесины приводит к ее искусственному дефициту, формированию завышенных цен, непрозрачности торгов, отстаивает интересы преимущественно лесозаготовителей.

Новый организационно-экономический механизм регулирования рынка древесины должен предусматривать формирование отдельных рынков древесины на корню и рынка необработанной древесины и проведение комплекса мер государственного регулирования (через Министерство экономического развития и торговли Украины) и рыночного регулирования с целью достижения определенных целей на основе комбинированного применения специального набора экономических инструментов в пределах определенных форм организации рыночных отношений (аукцион, конкурс, биржа). Выделение отдельного рынка древесины на корню должно способствовать развитию рыночных отношений в сфере лесозаготовки и позволит провести перераспределение регуляторных функций от Гослесагентства в Министерство экономического развития и торговли, устранив конфликт интересов субъектов рыночных отношений.

Таким образом, совершенствование системы регулирования лесопользования предусматривает проведение ряда важных организационно-экономических преобразований на различных уровнях управления, а также должно быть тесно связано с процессами реорганизации существующих комплексных государственных лесохозяйственных предприятий и ограничением полномочий Гослесагентства только функциями управления государственным имуществом лесохозяйственных предприятий.

Сайт управляется системой uCoz