ПРОБЛЕМЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЛЕСОВ ВЫСОКОЙ ПРИРОДООХРАННОЙ ЦЕННОСТИ ПРИ ОТВОДЕ И ТАКСАЦИИ ЛЕСОСЕК

 

Горяева Е.В., Мохирев А.П., Дрягин В.В.  (ЛфСибГТУ, г. Лесосибирск, РФ)

Mokhirev A.P., Drjagin V.V., Goryaeva E.V. (Lesosibirsky branch of the Siberian State Technological University)

 

Рассмотрена проблема выделения лесов высокой природоохранной ценности на лесосеках площадью более 20 га и проведения на их материально-денежной оценки.

The problem of selection of high conservation value in the felling area of ​​over 20 hectares of their material and monetary value.

 

Ключевые слова: добровольная лесная сертификация, леса высокой природоохранной ценности, материально-денежная оценка лесосеки.

Key words: voluntary forest certification, high conservation value forests, material and monetary value cut.

 

Мировое прогрессивное сообщество давно осознало необходимость поддержания биологического разнообразия естественных экосистем, сохранения лесов планеты, которые являются основным блоком биосферы. Готовность мировых держав сохранять окружаю природную среду, публично выражена международными соглашениями различного уровня (конве́нция о биологи́ческом разнообра́зии - международное соглашение, принятое в Рио-де-Жанейро 5 июня 1992 года). В 1995 году Российская Федерация ратифицировала конвенцию по биологическому разнообразию, взяв при этом на себя ряд обязательств, в том числе обязательство по разработке национальной стратегии по сохранению биоразнообразия.

Российское лесное законодательство основано на разумных и правильных принципах:  устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека[1].

Для обеспечения этих принципов лесное законодательство Российской Федерации возлагает ряд обязанностей на лесопользователей. В связи с этим лесная добровольная сертификация приобретает все большее значение для предприятий  лесозаготавливающей отросли. По данным Лесного попечительского совета (FSC) количество предприятий, получающих сертификат на лесоуправление (FM), неуклонно растет (рисунок 1).

http://www.fsc.ru/upload/fm_2011(2).jpg

Рисунок 1 – Количество полученных  сертификатов на лесоуправление [2]

 

Это связано не с ростом экологической сознательности российских лесопользователей, а скорее с экономическими  вопросами. Например, о необходимости устойчивого лесоуправления как об одном из условий кредитования заявляют Международная финансовая корпорация (IFC) и Европейский банк реконструкции и развития (EBRD). Многие участвующие в процессе сертификации компании проявляют интерес к выходу за пределы азиатских рынков, чему в немалой степени может способствовать наличие сертификата FSC. Сертификат FSC может быть использован и в качестве инструмента для преодоления торговых барьеров, возникающих в связи с принимаемыми в США и странах Европейского Союза законодательными актами (действующие  поправки к Закону Лэйси и вступающими в действие в 2013 г. европейскими Правилами регулирования оборота древесины), призванными предотвратить поступление на их рынки незаконно заготовленной древесины [3].

Для положительной оценки аудита и получения лесного сертификата необходимо организовать процесс лесозаготовок, в соответствие с принципами и критериями Лесного попечительского совета [стандарт].

Принцип 9 ответственного управления касается сохранения лесов высокой природоохранной ценности». Выполнение этого принципа требует от управляющих лесами, чтобы «Ведение хозяйства в лесах, имеющих высокую природоохранную ценность, должно способствовать сохранению или усилению характеристик, определяющих ценность этих лесов. Принятие решений в отношении лесов, имеющих высокую природоохранную ценность, должно планироваться с особой осторожностью, тщательно учитывая возможные негативные последствия».

О выделение участков ЛВПЦ говорится и в лесном законодательстве  Российской Федерации. Правила заготовки древесины гласят, что участки лесов, имеющие признаки ЛВПЦ должны быть выделены в ходе соответствующей инвентаризации силами предприятия, консультанта либо лесоустроительной организации. Участки лесов, имеющие признаки ЛВПЦ должны быть зарезервированы, и впоследствии оформлены как особозащитные (ОЗУ) или особоохраняемые природные территории (ООПТ).

В качестве ЛВПЦ подлежат сохранению особи видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в красные книги субъектов Российской Федерации, отдельные ценные деревья в любом ярусе и их группы (старовозрастные деревья, деревья с дуплами, гнездами птиц, а также потенциально пригодные для гнездования и мест укрытия мелких животных и т.п.).

Процедуру выделения и сохранения лесного биоразнообразия можно проводить в процессе отвода лесосечного фонда, а также, в случае обнаружения ценных природных объектов - и после проведения отвода. Обязательным в обоих случаях является выделение данных объектов на технологической карте лесосеки. Перечни объектов биоразнообразия и размеры буферных зон для конкретного лесничества (лесопарка) указываются в лесохозяйственном регламенте лесничества, лесопарка.

При отводе лесосеки участки природных объектов, имеющих природоохранное значение обозначаются в натуре как неэсплуатационные участки и их площади не включают в эксплуатационную площадь лесосеки [4].

После отвода производится материально-денежная оценка эксплуатационной части лесосеки. Способ таксации лесосеки  зависит от размера лесосек и наличия густого подроста и подлеска, что может препятствовать использованию таксационных приборов. При таксации лесосек площадью до 10 га таксацию проводят методом сплошного или ленточного перечета, круговыми реласкопическими площадками или площадками постоянного радиуса. Выявить ЛВПЦ в процессе таксации, отграничить их, нанести на технологическую карту, вычислить площадь, вычесть ее из эксплуатационной площади не составляет труда, при наличии перечня объектов биоразнообразия и методики их выделения.

Для лесосек более 10 га материально-денежная оценка производится по материалам лесоустройства, по таксационным описаниям. В этом случае могут возникнуть ряд проблем следующего характера:

- Точность материалов лесоустройства, зачастую далеки от действительности в связи с большим объемом работ и применения глазомерного способа при массовой таксации насаждений.

- Выявить ЛВПЦ по таксационным описаниям и планшетам невозможно, если в них нет специальных отметок. Таксация насаждения при инвентаризации производится для целого выдела, а объекты биоразнообразия (ключевые биотопы, леса, имеющие ключевое средообразующее или ресурсоохранное значение, плюсовые деревья и насаждения и т.д.) могут входить в состав насаждения, и не быть отмеченным лесоустройством,  при этом невозможно без наземной таксации классифицировать, определить площадь и запас древесины ЛВПЦ. Выявление, отграничение и сохранение ЛВПЦ возможно только при отводе лесосеки в натуре, а не после неё,  для того, что бы правильно вычислить эксплуатационную площадь и провести материально-денежную оценку лесосеки. 

 

Список использованных источников

1.                  Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ (вступил в силу с 01.01.2007).

2.                  http://www.fsc.ru/

3.                  Д.Смирновhttp://dvkapital.ru/branch/dfo_27.02.2012_394_dobrovolnaja-lesnaja-sertifikatsija--osoznannaja-neobkhodimost.html.

4.                  Приказ Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 1 августа 2011 г. N 337 г. Москва" Об утверждении Правил заготовки древесины".

 

Работа выполнена при поддержке КГАУ «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности».

Сайт управляется системой uCoz