БАКТЕРИАЛЬНАЯ ВОДЯНКА: ПОРАЖАЕМЫЕ ВИДЫ ХВОЙНЫХ ПОРОД  РОССИИ

 

BACTERIAL DROPSY: TARGET SPECIES CONIFEROUS ROCKS RUSSIA

 

Черпаков  В. В.  (ИМСИТг. Краснодар,   РФ)                                                

Cherpakov V.V. (The Krasnodar Academy of marketing - IMSIT)

      

Рассматривается  системное заболевание лесных пород – бактериальная водянка. Приведен  круг поражаемых бактериозом видов хвойных пород России  и ближнего зарубежья.

Considered a systemic disease of forest trees a bacterial dropsy. Is a range of the targeted bacteriosis softwood Russia and foreign countries.

 

Ключевые слова: бактериальная водянка, хвойные породы, бактериоз.

Key words: bacterial dropsy, conifers, bacteriosis.

 

В данной статье впервые публикуется наиболее полный список видов поражаемых бактериальной водянкой хвойных пород  и географическое распространение бактериоза.  Состав поражаемых пород  и  география бактериоза отражают степень изученности бактериальной водянки хвойных. Специализация бактериоза, несомненно, гораздо шире, имея в виду существующее видовое разнообразие внутри приведенных родов и тех, которые   не упоминаются. Но механический подход к вопросу о восприимчивости видов, объединенных таксономически, не всегда может быть справедлив, это положение  не всегда выполняется.

Бактериальная водянка лесных пород –  широко распространенный  системный бактериоз, протекающий обычно в хронической форме,   поражает лиственные и хвойные лесные, декоративные и садовые древесные породы. Симптоматика бактериоза связана с обводнением  ядровой и заболонной древесины стволов, с трещинами и раковыми ранами стволов и ветвей, вздутиями и желваками коры и перидермы, некротическими мокрыми язвами в местах внешнего проникновения инфекции, флюсами, обильными мокротами и потеками слизи, что послужило основанием названия. Для хвойных  характерны также  засмоль пораженных тканей, смолотеки стволов. Хронический патогенез сопровождается суховершинностью,  усыханием и гибелью дерева.

В отечественной  литературе  бактериоз и его возбудитель были впервые описаны в 1963 г. А.Л. Щербин-Парфененко, на 22 видах  хвойных и лиственных пород, который и дал название болезни – бактериальная водянка. В дальнейшем наши совместные исследования с А.Л. Щербин-Парфененко расширили круг поражаемых пород. В настоящее время  известно достоверное нахождение бактериоза в пределах России и сопредельных стран ближнего зарубежья   не менее  чем  на 15 видах хвойных пород  (Таблица 1).   

Возбудитель бактериальной водянки – фитопатогенная грамотрицательная, неспороносная бактерия Erwinia multivora Scz.-Parf., активно сбраживает углеводы с образованием газа и кислоты, вырабатывает пектолитические ферменты при росте на питательных средах  in vitro.  Эти два важных идентификационных признака проявляются в природе: в зоне мокрого патологического ядра в стволах и ветвях происходит активное газообразование с радиальным разрывом тканей заболони и образованием трещин под напором скопившихся газов; в  пораженных мягких тканях семян, шишек, плодов, луба происходит разжижение срединной пластинки, возникает мацерация тканей, развивается мягкая гниль. Возбудитель – полифаг, аэроб, факультативный анаэроб, хорошо выживает в почве, что способствует развитию корневых заражений. Прямые и перекрестные опыты по искусственному заражению проводимые нами в лабораторных и полевых условиях штаммами из лиственных и хвойных пород, доказали не только патогенность чистых культур, но и  подтвердили типичную симптоматику   бактериоза, полифагию возбудителя. Например, изоляты из пихты кавказской (Нордманна) свободно заражали бук восточный и другие лиственные породы. Изоляты, из сосны обыкновенной,  при заражении вызывали  водослой на других видах сосен.         

Наши исследования бактериальной водянки пихты в Кавказском биосферном заповеднике показали – развитие бактериоза происходит в основном по низовому типу, от корней. В модельных деревьях пихты  внутреннее патологическое ядро водянки прослеживается от комлевой части  вверх по стволу до самой кроны с заходом в ветви кроны. Во многих  старовозрастных (400–500 лет) деревьях пихты  патологическое ядро бактериальной водянки нередко ни разу не выходило наружу из заболонной части ствола в виде трещины.  Мокрое ядро веками сохраняется внутри ствола, не причиняя дереву особого вреда. Жизнеспособность дерева обеспечивается свободной работой последних годичных слоев древесины и камбия, которые, будучи не затронутыми бактериальной водянкой, ежегодно откладывают среднегодовой радиальный прирост. Бактериальная водянка, в условиях заповедных девственных экосистем – хронический зачаток бактериоза, сопровождающий дерево на протяжении всей жизни, периодически проявляет повышенную вредоносность в онтогенезе на семенах, сеянцах, подросте  при участии сопутствующих факторов (климатические, энтомологические и другие биологические) которые способствуют переносу, распространению и внедрению инфекции. Возможно, это эволюционно обусловленный процесс. Способность к росту в анаэробных условиях позволяет бактериям годами находиться в ядровой части ствола  в отсутствие  или слабой обеспеченности  тканей кислородом. Характер поражения в природе, выживания в почве, а также  культурально-морфологические  биохимические  свойства  сближают  Erw. multivora  c возбудителем мягких гнилей овощей – Erwinia carotovora (Jon.) Holl.  Однако Erw. carotovora не вызывает бактериальную водянку на деревьях, хотя и была установлена причастность этой бактерии к загниванию семян яблони. В таблицу вошли все имеющиеся как опубликованные данные, так и не опубликованные  данные автора, содержащиеся в его научных отчетах, результаты лесопатологических обследований хвойных лесов Украины, Литвы, таежных  лесов  Сибири и  Дальнего  Востока,   устные    сообщения  автору.

 

Таблица 1- Поражаемые бактериальной водянкой виды хвойных пород       (Российская Федерация  и страны ближнего зарубежья)

№ п/п

Названия таксонов поражаемых древесных пород

Ф.И.О.  авторов,        год  первоописания          или  сообщения           

Регион           (районы) первонахождения

 

Пихта (Abies)

 

 

1.

Пихта  кавказская            (Abies nordmanniana Spach.)

Щербин-Парфененко  А.Л., 1963

Западный Кавказ (Краснодарский край)

2.

Пихта сибирская                  (Abies sibirica  Ledeb.)

Дмитриевская О.Е., 1960 (по Щербин-Парфененко  А.Л., 1963)

Сибирь

 

 

Рыбалко Т.М., 1985    

Центральная Сибирь (Красноярский край)

Черпаков В.В.,1990

Западная Сибирь (Томская область)

3.

Пихта белокорая                         (Abies nephrolepis Maxim.)

Черпаков В.В., 1990

Дальний Восток (Приморский край)

4.

Пихта белая (европейская) (Abies alba Mill.)

Молоткова И.И., 1958

Украина  (Карпаты)

 

 Сосна (Pinus)

 

 

5.

Сосна обыкновенная           (Pinus silvestris L.)

Дмитриевская О.Е., 1960 (по Щербин-Парфененко  А.Л., 1963)

Урал

 

 

Щербин-Парфененко  А.Л., 1963

Западный Кавказ (Краснодарский край)

Щербин-Парфененко  А.Л., Черпаков В.В.,  1972, 1975

Западный Кавказ (Краснодарский край)

Щербин-Парфененко А.Л., Черпаков В.В., 1975,1977

Украина    

(Черниговская область)

Рыбалко Т.М., 1985  

Центральная Сибирь (Красноярский край)

6.

Сосна кедровая сибирская (кедр)  

(Pinus sibiricа (Rupr.) Mayr.)                 

Рыбалко Т.М., 1985

 

Центральная Сибирь (Красноярский край)

Черпаков В.В., 1990

Западная Сибирь (Томская область)

7.

Сосна пицундская                (Pinus pithyusa Stev.)

Черпаков В.В., 1982

Западный Кавказ (Краснодарский край) 

8.

Сосна крючковатая           (Pinus hamata D. Sosn.)

Черпаков В.В.,1982

Западный Кавказ (Краснодарский край)  

 

Ель (Picea)

 

 

9.

Ель восточная                     (Picea orientalis Link.)

Щербин-Парфененко  А.Л., 1963

Западный Кавказ (Краснодарский край)

10.

Ель  сибирская                   (Picea obovata Ldb.)

Рыбалко Т.М., 1985

Центральная Сибирь (Красноярский край)

11.

Ель  аянская                        (Picea ajanensis (Lindl.et Gord.) Fisch. ex Carr.)

Черпаков В.В.,1990

 

Дальний Восток (Приморский край)

12.

Ель европейская                 (Picea excelsa Link.)

Щербин-Парфененко  А.Л., 1963

 

Московская область;

Коми АССР

Голгофская К.Ю., 1972  (уст.сообщение автору)  

Беларусь       (Беловежская пуща)           

Василяускас  А.П., 1991                  (уст.сообщение автору)             

Литва

(Каунасский район)

Черпаков В.В.,1991

Литва   (Дубравская  ЛОС)                   

 

 Лиственница (Larix)

 

 

13.

Лиственница сибирская               (Larix sibirica Ldb.)

Щербин-Парфененко  А.Л., 1963

Западный Кавказ (Краснодарский край)

Рыбалко Т.М., 1985      

 

Центральная Сибирь (Красноярский край)

 

 

Тис  (Taxus)

 

 

 

14.

Тис ягодный                      

(Taxus baccata L.)

Черпаков В.В., 1982

Западный Кавказ (Краснодарский край)

 

Можжевельник

(Juniperus)

 

 

15.

Можжевельник    - виды  (Juniperus spp.)

Щербин-Парфененко  А.Л., 1963;

Черпаков В.В., 1982

Западный Кавказ (Краснодарский край)

 

Нашими исследованиями доказана причастность бактериальной водянки к   усыханию сосны на Украине (мокрые гнили корней в очагах корневой губки), усыханиям еловых лесов и пихтарников Кавказа и  Западной Сибири. Бактериоз идентифицировали также на ели аянской и пихте белокорой в очагах массовых усыханий пихтово-еловых лесов Приморского края. Учитывая нахождение его на ели европейской, не вызывает сомнения причастность бактериальной водянки к массовой  гибели ельников на Северо-Западе  Европейской части РФ. В целом объем отечественных исследований в этом вопросе далеко не достаточен.

  

 

Сайт управляется системой uCoz