инфекционное усыхание дуба разного возраста в насаждениях Нижнего поволжья

 

INFECTIOUS defeat of the OAK of DIFFERENT AGE IN PLANTINGS in the Bottom Volga region

 

Скуратов И.В. (ГНУ ВНИАЛМИ, г. Волгоград, РФ)

I.V. Skuratov (All-Russian Scientific-Reserch Institute of Agroforest Reclamation)

 

На основе литературных данных произведен анализ причин усыхания дуба в России и за рубежом. Приведены результаты фитопатологического обследования разновозрастных деревьев. Установлена связь возраста деревьев дуба и поражаемости инфекцией грибного и бактериального характера на территории Нижнего Поволжья.

 

On the basis of the literary data the analysis of causes of death of an oak in Russia and abroad is made. Results of phytopathologic inspection of uneven-age trees are resulted. Connection of age of trees of an oak and а infectious dying by an infection of fungoid and bacterial character in territory of the Bottom Volga region is established

 

Ключевые слова: дуб черешчатый, инфекционное усыхание, патологическое состояние, патологическая устойчивость, гнили, грибы.

Keywords: the oak, infectious dying, a pathological condition, pathological stability, rot, fungi.

 

Основная лесообразующая порода на крайнем юго-востоке европейской части России — дуб черешчатый (Quercus robur), или обыкновенный, или летний. Засухоустойчивость и солевыносливость делают его и ряд других видов рода Quercus незаменимыми в лесоразведении региона в естественных лесах и искусственных насаждениях, в полезащитных и противоэрозионных лесных полосах, в озеленении населенных пунктов. В связи с высокой кислородной продуктивностью он превосходит другие породы по влиянию на оздоровление окружающей среды. Дуб отличается высокими эстетическими качествами. В последнее время, в различных регионах страны и за рубежом, наблюдается усыхание этой ценной породы на больших площадях, поэтому вопросы защиты и сохранения дуба черешчатого являются актуальными и важными

Дубовые леса уже длительное время усыхают не только в России, но и во многих других странах (Селочник, 1998). В научных публикациях ежегодно появляются публикации об очагах усыхания дубрав в различных регионах России и за рубежом: Англии, США, Германии, Голландия, Дания, Польша и др.(Korhonen, 2004; Кузьмичев, 1983; Селочник. 1998 и др.). Авторы указывают, что ухудшение состояния и усыхания дубрав определяется сложным комплексом абиотических, биотических и антропогенных факторов. В литературе имеются разноречивые данные о причине усыхания -  действие неблагоприятных погодных условий: засухи, суховеи, сильные морозы и ранние заморозки с участием вредителей.

Довольно часто в работах отечественных и зарубежных ученых высказывается мнение, что причиной усыхания дубрав являются грибные болезни  древесных пород. А.И. Воронцов (1971) в качестве основной причины видит частые эпифитотии мучнистой росы, поражающие новую листву, а А.А. Харченко, В.В. Царалунга (2004) - дереворазрушающие грибы и некрозно-раковые патологии. Большинство зарубежных (Korhonen, 2004 и др.) и отечественных (Кузмичев, 1983; Елфимова, 1995; Крюкова, Скуратов, 2009) исследователей считают, что одной из главных причин усыхания дуба в условиях степной и лесостепной зон являются сосудистые патологии.

С позиции современной науки вредоносность ряда фитопатогенов в лесном хозяйстве нельзя объяснить только наличием инфекционного начала. Это комплексная программа, в которой необходимо учитывать взаимодействие патогена растения – хозяина и среды обитания, а, кроме того, хозяйственную и лесохозяйственную деятельность человека последствия которой сказываются на «состоянии здоровья» лесных экосистем.

Большое значение для поражаемости болезнями  имеет возраст деревьев дуба. С.В. Калугина, проведя исследования разновозрастных дубрав, пришла к выводу, что пораженность трутовыми грибами в свежих дубравах  в 1,4 раза ниже, чем  в старых.

По данным Л.В. Ширниной с соавторами (2011) в антропогенном дендроценозе по мере роста дуба и изменении условий окружающей среды постепенно нарастает видовой состав и численность грибов-колонизаторов коры и древесины деревьев, ослабленных абиотическими факторами. Изменчивость по степени поражения грибными инфекциями и насекомыми-вредителями варьирует и изменяется с возрастом дуба.

Мониторинг состояния дуба в агролесомелиоративных насаждениях Нижнего Поволжья выявил, что основными возбудителями очагов инфекционного усыхания являются: мучнистая роса - поражаемость в среднем - 48,6%; некрозно-раковые патологии (бурая пятнистость (глеоспориоз) – 13,6%, колпомовый (клитрисовый) некроз – 4,4%, черный немоспоровый (диатриповый) некроз – 19,3%, нуммуляриевый некроз - 19,5%, виллеминиевый некроз – 0,5%, поперечный рак – 6,8) в целом данная группа болезней занимает - 23,2%; сосудистые патологии - 30,2%; бактериозы – 16,2%; гнилевые патологии (дубовый трутовик - 10,6%, ложнодубовый трутовик - 4,4%, опенок осенний - 10,6%, чешуйчатый трутовик - 9,6%, печеночница - 0,5%) в целом данная группа болезней занимает - 7,8%.

Возраст деревьев  также имеет большое значение для оценки устойчивости дуба к патологическим агентам грибного и бактериального происхождения.

За время исследования, нами были обследованы естественные и искусственные экосистемы с участием дуба, большинство из них 20-50-и летнего возраста, в котором дуб становится зрелым, и проявляются особенности его морфологии и физиологии. Было выяснено, что существуют отличия в устойчивости дуба в зависимости от его возраста.

Нашими исследованиями выявлено, что среди посадок дуба в агролесомелиоративных насаждениях преобладают (41,6%) деревья, относящиеся к древостоям старше 61 года, менее половины учтенных насаждений относятся к возрастному пределу 40-60 лет, а деревья до 20 лет составляют лишь 13,8%.

Анализ поражаемости деревьев от их возраста показал, что с возрастом снижается устойчивость к основным заболеваниям дуба. С возрастом иммунный потенциал дерева снижается, что ведет к активизации развития инфекционных процессов (рис.1).

1-Мучнистая роса; 2- некрозно-раковые болезни; 3- сосудистые патологии;

4- бактериозы; 5- гнили; 6 – прочие заболевания

Рисунок 1 - Развитие болезней в зависимости от возраста насаждений

 

Из рисунка 1 видно, что с возрастом снижается устойчивость к основным заболеваниям дуба, в возрасте более 61 лет деревья оказываются менее стойки к болезням. Дубы молодого возраста, оказываются более адаптивны, пораженность болезнями варьирует (от 6,4% до 77,6%). Молодые деревья (0-20 лет) более устойчивы и менее подвержены некрозно - раковой инфекции (16,7%), сосудистым патологиям (21,5%) и бактериозам (14,8%). Дубы среднего возраста (21-40 лет) проявляют большую устойчивость к мучнистой росе, даже в сравнении с молодыми дубками – 50,8% и 77,6% соответственно. При этом они сильнее поражены сосудистой патологией в сравнении с молодыми дубами (0-20 лет).

Таким образам, в ходе проведенного мониторинга эколого-патологического состояния насаждений, выявлены основные причины влияния биотических факторов на деградацию древостоев и идентифицирован видовой состав возбудителей наиболее вредоносных заболеваний грибного и бактериального происхождения. На основе проведенного мониторингового исследования возможна оценка деревьев дуба различных возрастов к комплексу заболеваний с целью оздоровления искусственных посадок, предотвращения очагов инфекции, создание надежной и здоровой семенной базы для внедрения в практику лесоводства и озеленения населенных пунктов.

 

Список использованных источников

1.    Воронцов, А.И. Новая волна усыхания дуба [Текст] / А.И. Воронцов // Вопросы  защиты леса.– М.: МЛТИ, 1971.– Вып. 38. – С. 194-197.

2.    Елфимова, В.А. Экологическое обоснование повышения устойчивости дуба к грибам р. Ceratocystis в условиях Нижнего Поволжья: автореф. дис. на соиск. ученой степени кандидата с./х. наук. [Текст] / В.А. Елфимова. – Волгоград, 1995. – С. 16-20.

3.    Крюкова, Е.А. Результаты и перспективы изучения инфекционного усыхания дуба. [Текст] / Е.А. Крюкова, И.В. Скуратов. // Леса степной зоны европейской зоны России и ведение хозяйства в них: сб. статей. – Пушкино: ВНИИЛМ, 2009. – С. 152- 156.

4.    Кузьмичев, Е. П. Диагностика и методы учета очагов сосудистого микоза дуба [Текст] / Е.П. Кузьмичев // Экспресс-информация ЦБНТИлесхоз.– 1983.– № 6.– С. 12-23.

5.    Селочник, Н.Н. Роль грибных  болезней в усыхании дубрав. [Текст] / Н. Н. Селочник  // Дуб – порода третьего тысячелетия: сб. науч. тр. ин-та леса  НАН Беларуси-. Гомель.  Вып. 48.–1998. – С. 303-306.

6.    Харченко, А.А. Влияние выборочных санитарных рубок на фитопатологическое состояние порослевых дубрав [Текст] / А.А. Харченко, В.В. Царалунга  // Лесное хозяйство.– 2004. – № 2.– С. 21-22.

7.    Ширнина, Л.В. Развитие лесопатологического процесса в антропогенном дендроценозе. [Текст] / Ширнина Л.В., Ширнин В.К., Кобзева С.Г. // Болезни и вредители в лесах России: век XXI: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием и V ежегодных чтений памяти О.А. Катаева. (Екатеринбург, 20-25 сентября 2011 г.) – Красноярск: ИЛ СО РАН, 2011.-  С. 99-101.

8.    Korhonen K. Fungi belonging to the genera Fusarium and Ophiostoma in Eurasia / K. Korhonen // Грибные сообщества лесных экосистем: материалы координационных исследований. – Москва-Петрозаводск, 2004. – Том 2. – С. 89-113.

 

Сайт управляется системой uCoz