ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА  В ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ

 

THEORETICAL BASIS OF NORMALIZATION OF THE MANAGEMENT OF LABOUR IN THE FOREST SECTOR

 

Иль Ю.А., Моисеева Е.Е. (СибГТУ, г. Красноярск, РФ)

Ill Yu. A., Moiseeva E.E. (The Siberian state technological university)

 

Определены особенности управленческого труда и его нормирования при выполнении государственных функций, услуг работ в области лесных отношений.

The features of managerial work and its regulation in the performance of government functions, services, works in the field of forest relations.

 

Ключевые слова: управленческий труд, нормирование труда, лесная отрасль

Keywords: administrative work ,labor rate, the forest sector

 

Управленческий труд – это урегулированная нормами права деятельность органов власти и (или) должностных лиц, организующая определенное поведение субъектов общественных отношений в различных сферах общественно-полезной деятельности с целью эффективного функционирования соответствующей организационно-правовой структуры (формы).

Существует две трактовки понятия «норма»: в широком смысле норма - это узаконенное установление, признанный обязательным порядок, в узком смысле - установленная мера, средняя величина чего-нибудь. Таким образом, возможно как широкое, так и узкое толкование понятий «норма труда» и «нормирование труда».

В первом случае норма труда выступает как предписание к деятельности, структура нормы труда отражает структуру самого процесса труда, а нормирование труда затрагивает все элементы процесса труда и его условия.

Во втором случае к нормам труда относятся только нормы затрат и результатов труда как установленная мера, величина труда, а нормирование труда определяет затраты труда и его результаты (техническое нормирование).

Объектом нормирования труда выступает труд, при этом нормированию подлежат все простые моменты труда. Данная точка зрения дополняет вторую группу подходов и выступает составной частью первой группы, как один из этапов.

Следовательно, норма труда есть система качественно-количественных предписаний, определяющих порядок процесса труда и меру его элементов. Нормирование труда есть определение и установление нормы труда.

Таким образом, норма труда есть взаимосвязь нормативной технологии (как описание средств и способов труда), нормативного регламента (как правила, регулирующие порядок процесса труда) и норм затрат и результатов труда.

На сегодняшний день выделяют два подхода к построению управленческих технологий: функциональный и ситуационный.

В рамках функционального подхода выделяются относительно обособленные участки управленческих работ или функции, для каждой из которых строится определенный набор процедур, в дальнейшем выделяются подфункции (работы) и соответствующие им процедуры, детализируемые до уровня операции, виды документов, необходимые технические средства и пр. Достоинство данного подхода, на наш взгляд, заключается в последовательном детальном изучении управленских функций, задач, что позволяет исследовать все элементы технологии и их взаимосвязь.

При ситуационном подходе заранее исследуются и систематизируются (по повторяемости, степени важности и др. параметрам) возможные ситуации в деятельности организации.

Необходимо использовать достоинства обоих подходов. Проектирование технологий управленческого труда по каждой функции управления должно осуществляться с учетом особенностей данного вида труда при сохранении общих принципов проектирования.

Другая форма регламентации – качество труда. Качество труда есть взаимосвязь признаков, характеризующих работника (профессионально-квалификационный уровень и деловые качества), и признаков, характеризующих работу (сложность труда и достигнутый результат).

Нормативы по труду классифицируют по нескольким признакам:

по содержанию, видам затрат рабочего времени, группам работников, сфере применения (нормы выработки; нормы времени; нормы обслуживания или управляемости, нормы численности);

по сфере применения (межотраслевые, отраслевые (ведомственные, профессиональные) и местные).

по видам работ (постоянные нормы, разовые или единичные нормы).

по сложности структуры (дифференцированные (элементные), укрупненные).

Эффективность использования рабочей силы отражает трудоемкость. Она определяет необходимые затраты времени на выполнение единицы работы (продукции в натуральных или стоимостных измерениях). Трудоемкость измеряется в человеко-минутах (часах, днях). Снижение трудоемкости может выражаться как в повышении качества при тех же затратах рабочего времени, так и в экономии времени на единицу полезного эффекта.

Наряду с вышеперечисленными нормами труда определено понятие нормированное задание. Нормированное задание – это установленные методами нормирования труда состав и объем работ (функций), которые должны выполнить работники за определенный календарный период времени с соблюдением требований к качеству выполняемых работ при повременной оплате труда.

Разработанные учеными методы нормирования разделены на четыре основные группы: метод микроэлементного нормирования, метод аналитического нормирования, метод статистического нормирования, метод экспертного нормирования.

В процессе проведения исследований в области нормирования труда управленцев мы пришли к выводу, что уровень необходимых затрат труда этих категорий работников обусловлен столь большим числом факторов, что соединить их в одной из существующих групп оказалось невозможно.

В этой связи возникла необходимость поиска новых подходов для решения этой задачи. Автором предложена методика нормирования труда при выполнении лесничествами государственных функций, услуг (работ). Она заключается в определении оптимального способа группировки государственных функций, услуг (работ), уточнении их административных процессов, выявлении значимости факторов и применении к полученным группам государственных услуг (работ) изученных ранее экономико – математических методов.

Из нормативно – правовых актов следует, что государственная услуга (работа) по своей природе - не что иное, как механизм реализации функций учреждений государственной власти, в целях которых они созданы или создаются.

При этом понятие  «услуг» и «работ» различно. Услуга - это результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица - получателя услуги. Работа - это результат деятельности учреждения в интересах неопределенного количества лиц или общества в целом.

Консолидированная информация о предоставляемой государственной услуге (работе) в области лесных отношений должна быть закреплена в административном регламенте услуги.  Применительно к государственной услуге это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и стандарт ее предоставления. В настоящее время структура регламентов меняется и включает общие положения; стандарт предоставления услуги; состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме; формы контроля за исполнением административного регламента; досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или государственных служащих.

С учетом целей, функций и компетенций, установленных Лесным кодексом Российской Федерации для органов государственной власти в области лесных отношений и подведомственных ему лесничеств, исходя из анализа существующих в настоящее время  проблем в лесной отрасли, выделены следующие блоки государственных услуг (работ) в области лесных отношений: блок 1 «Воспроизводство лесов и лесоразведение», блок 2 «Охрана лесов от пожаров», блок 3 «Использования лесов», блок 4 «Защита лесов», блок 6 «Информационные и консультационные услуги», блок 7 «Лесной контроль и надзор, пожарный надзор в лесах».

Каждый блок состоит из мероприятий и административных процессов, позволяющих более точно оценить трудоемкость государственных услуг лесничеств. Так блок 1 «Воспроизводство лесов и лесоразведение»  состоит из следующих административных процессов:

1.  Обследование участков лесокультурного фонда.

2.  Анализ способов и методов лесовосстановления на участках.

3.  Выбор вариантов лесовосстановления в соответствии с требованиями лесохозяйственного регламента и правилами лесовосстановления.

4.  Подготовка рекомендаций по организации лесовосстановления для проектов освоения лесов при их аренде и для контрактов (договоров) на выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с требованиями статьи 19 Лесного кодекса.

5.  Приемка промежуточных результатов по объектам лесовосстановления, создаваемым хозяйствующими субъектами на договорной основе в соответствии с установленными процедурами (посев, посадка, дополнение лесных культур, уход за лесными культурами, содействие естественному возобновлению),

6.  Окончательная приемка законченных объектов лесовосстановления по всему комплексу выполненных работ в соответствии с установленными в договорах процедурами.

7.  Представление отчета о воспроизводстве лесов  органу исполнительной власти субъекта Федерации.

8.  Анализ материалов лесоустройства с целью выбора участков для проведения рубок ухода  за лесом.

9.  Обследование в натуре лесных участков, намеченных лесоустройством для проведения рубок ухода за  лесом.

10.                Подготовка рекомендаций для проведения рубок ухода за лесом для проектов освоения лесов и контрактов на выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с требованиями лесохозяйственных регламентов.

Исследование четырех блоков государственных услуг (работ) в области лесных отношений позволили выделить перечень административных процессов для проведения метода экспертных оценок трудоемкости их выполнения.

Список использованных источников

1. Москалев, А.В. Понятие и виды управленческого труда [Текст] / А.В.Москалев // Вестник Пермского университета. – 2010. - № 2. – Режим доступа: http://www.jurvestnik.psu.ru.

2. Пашуто, В. П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии: [учебное пособие] / В. П. Пашуто. - Четвертое издание, стереотипное. - Москва: КНОРУС, 2008. – 316 c.

3. Петров, М. И.  Нормирование труда / М. И. Петров. - [Издание 2-е, переработанное и дополненное]. - Москва: Альфа-Пресс, 2007. - 94 с.

Сайт управляется системой uCoz