РЕФОРМИРОВАНИЕ ЛЕСНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

 

Дребот О.И. (Институт агроэкологии и природопользования НААН, г. Киев, Украина)

Drebot O. (Institute of agroeсology and nature management of National academy of agrarian sciences of Ukraine)

 

Проанализированы особенности реформирования лесного сектора экономики Украины в контексте устойчивого развития. Обоснованы основные положения устойчивого развития лесного сектора экономики.

Analyzed the features of reforming the forest sector of Ukraine in the context of sustainable development. Grounded basic provisions of the sustainable development of forestry sector.

 

Ключевые слова: лесной сектор, реформирование, устойчивое развитие, лесопользования, критерии.

Keywords: forest sector, reforming, sustainable development, forest management, criteria.

 

Лесной сектор экономики является важной сферой природопользования, он объединяет лесное хозяйство, отрасли производства конечной продукции из древесины и других ресурсов леса, системы хранения, транспортировки, реализации продукции, производственную инфраструктуру, системы информационного и научного обеспечения. Антропогенез и индустриализация стран вызвали рост важности, или значение, экологической и социальной составляющей лесных ресурсов. Поэтому лесной сектор относится к хозяйственных комплексов, в которых государство и его институты являются основными регуляторами деятельности субъектов хозяйствования. С другой стороны, трансформационные процессы, происходящие в нашей стране, направлены на дальнейшее утверждение и развитие рыночных отношений. А это, в свою очередь, предполагает дальнейшую трансформацию отношений собственности и развитие рыночной инфраструктуры. То есть новый механизм рационализации лесопользования должен формироваться на базе рыночных институтов, которые создадут условия для устойчивого развития лесного сектора экономики.

Построение эффективной системы лесного сектора экономики Украины в контексте внедрения принципов устойчивого развития, несмотря на повышение роли лесов с ростом антропогенеза окружающей среды и путей совместного регулирования в области лесоводства. Сейчас на европейском уровне речь идет о стандартах ведения лесного хозяйства, а также введение принципов и критериев устойчивого лесопользования.

Сейчас встает вопрос о возможности приближения лесного сектора экономики Украины в критерии и показатели ЕС. Учитывая это, следует сравнить основные принципы и особенности ведения лесного хозяйства в Украине и ЕС. Украина принадлежит к странам с переходной экономикой – (около 27 стран Европы и Азии). Несмотря на некоторые особенности, эти страны характеризуются общими чертами и похожими тенденциями относительно развития экономики. Общая площадь страны с переходной экономикой составляет около 23,5 млн. км2, из них 9,8 млн. км2 покрыты лесами, составляет около 25% всех мировых запасов. Учитывая, что сюда входят леса России, и леса Европейской части стран, они довольно весомым ресурсом лесохозяйственного управления мирового уровня. Несмотря, что на ведении лесного хозяйства в прошлом сказались общие недостатки социалистической системы хозяйствования, его уровень по большинству показателей довольно высок [4, с. 254].

Учитывая активизацию процессов евроинтеграции и внедрение основных положений по стратегии лесного хозяйства, ЕС сформирована Концепция реформирования и развития лесного хозяйства (Концепция), одобренной распоряжением Кабинета Министров Украины от 18.04. 2006. В принятой Концепции изложены основные положения относительно современного состояния лесного хозяйства, проблем лесного хозяйства, цель и задачи Концепции, а также пути и способы решения проблем лесного хозяйства. Приводятся также положения относительно финансового обеспечения ожидаемых результатов реализации Концепции [2, с. 87].

Следует отметить, что критерии устойчивого управления лесами – это стратегические направления практической деятельности для осуществления определенных принципов экологически сбалансированного лесопользования. Критерии сохранения и экологически сбалансированного использования лесов могут контролироваться соответствующими их индикаторами. Каждый критерий может быть оценен по совокупности индикаторов, которые его характеризуют. Индикаторы в своей совокупности дают возможность оценить тенденции и направления изменения в сфере управления лесов в соответствии с конкретного критерия. Последовательный мониторинг время отражает тенденции изменений в сфере управления. Наряду с приведенным перечнем критериев устойчивого развития и основными экологическими подходами к их реализации, одним из важнейших в системе управления является применение и внедрение системы экономических и организационных механизмов устойчивого развития лесного сектора экономики.

Основными индикаторами этого критерия являются: совершенствование нормативно-правовых актов Украины, обеспечивающих экологически устойчивое управление отраслью, обеспечение своевременной и достоверной информации по ведению лесного хозяйства и состояния лесных экосистем, внедрение экономических и финансовых механизмов устойчивого управления лесным хозяйством, включая инвестиционную политику, систему налогообложения , которые направлены на обеспечение долгосрочного и эффективного использования всех лесных ресурсов; развитие инфраструктуры – коммуникационных и транспортных сетей, механизация и компьютеризация производства.

Следует отметить, что основными элементами критерия применения эффективных нормативно-правовых, экономических и организационных механизмов для обеспечения устойчивого управления лесной отраслью является совершенствование лесной политики и лесного законодательства для развития экономических и финансовых механизмов стимулирования сбалансированного управления отраслью и обеспечения ее финансирования [5, с. 223]. Один из аспектов выполнения положений этого критерия является и совершенствование нормативно-технической базы и структуры управления отраслью и ведения лесного хозяйства.

Рациональное использование лесных ресурсов, разумеется, требует их уточнения и конкретизации, поскольку речь должна идти о главном продукцию лесного хозяйства – древесину, подлежит изъятию из лесонасаждений по соответствующим лесных и природоохранными нормами и правилами.

Среди экологических аспектов реализации новой лесной политики следует выделить [4, с. 133]:

- экологически ориентированную практику хозяйства: стремление к уменьшению объемов сплошных рубок, внедрения природоохранных технологий работ, стимулирование обновления, переход к ландшафтному (водосборного) принципа лесопользования, замена химических методов лесозащиты на биологические;

- развитие системы экологического мониторинга и сертификации лесов: гармонизация системы лесохозяйственных нормативов с международными стандартами, разработка национальной схемы лесной сертификации и ее реализация;

- увеличение объемов защитного лесоразведения для формирования устойчивых лесоаграрных ландшафтов: организация на государственном уровне плановой и юридической основы защиты почв от водной и ветровой эрозии, охраны земельных ресурсов;

- сохранения биоразнообразия на всех уровнях (от генетического до ландшафтного), развитие системы малых охранных территорий - заказников, урочищ и лесных генетических резерватов. Подходы к использованию репродуктивного материала для лесовосстановления и лесоразведения необходимо разделить: для воспроизведения насаждения нужно использовать преимущественно репродуктивный материал с максимально возможным уровнем генетического разнообразия, для создания на ограниченных площадях высокоинтенсивных искусственных насаждений, на которые в перспективе будут перенесены из естественных лесов основная нагрузка потребностей человека в древесной продукции, необходимо использовать генетически специализированный репродуктивный материал с улучшенными генетическими свойствами [3, с. 27];

- деятельность в рамках подписанных международных экологических соглашений Украины. Организация и проведение исследований по корректировке систем лесного хозяйства с переориентацией его с ресурсного на биосферное направление, оптимального приспособления к изменениям климата.

Приходится констатировать, что в Украине в результате многочисленных реорганизаций в системе государственного регулирования экономики страны не определено полномочного центрального органа исполнительной власти, который должен осуществлять соответствующие регулирующие функции. Пути к этому известны – интенсификация и прозрачность лесохозяйственного производства, направления его преимущественно на обеспечение лесными материалами собственных товаропроизводителей [1, с. 22].

Учитывая важность формирования общей политики по лесоуправлению на уровне ЕС разработаны основные положения по устойчивому развитию лесного сектора экономики. К основным критериям устойчивого развития лесного сектора экономики отнесены следующие критерии: 1) поддержание, сохранение и приумножение продуктивных свойств лесов, 2) поддержание надлежащего состояния лесов и формирования древостоев, резистентных к неблагоприятным факторам, 3) сохранение и обеспечение защитных функций лесов, 4) сохранение и создание надлежащих условий для поддержания биологического разнообразия лесов; 5) поддержание экологических функций лесов; 6) применение эффективных нормативно-правовых, экономических и организационных механизмов для обеспечения экологически устойчивого управления лесным сектором экономики.

Список использованных источников

1.        Бондарук Г.В. Проект национальных критериев и индикаторов устойчивого управления лесами, гармонизированный с пан-европейскими критериями и индикаторами / Г.В. Бондарук, В.В. Лавров // Лесоводство и агролесомелиорация. – Харьков, 2006. – Вып. 110. – С. 18-36.

2.        Соловій І.П. Політика сталого розвитку лісового сектору економіки: парадигма та інструменти: [монографія] / І.П. Соловій. – Львів: ТОВ «Ліга-Прес», 2010. – 368 c.

3.        Фурдычко О. И. Лесное хозяйство Украины: перспективы, критерии и индикаторы экологически устойчивого ведения и управления / А.И. Фурдычко / / Региональная экономика. – 2003. – № 2. – С 21-35.

4.        Фурдычко О.И. Лесная отрасль Украины в контексте устойчивого развития: теоретико-методологические, нормативно-правовые и организационные аспекты: монография / А.И. Фурдычко, В.В. Лавров. – К.: Основа, 2009. – 424 с.

5.        Хвесик М.А. Институциональная модель природопользования в условиях глобальных вызовов: монография / М.А. Хвесик, В.А. Голян. – К.: Кондор, 2007. – 480 с.

6.        Шевчук В. Я. Национальная модель устойчивого развития в контексте глобального назначения Украины / В.А. Шевчук // Научный вестник НЛТУ Украины: Сборник научно-технических работ. – М.: РИО НЛТУ Украины. – 2012. – Вып. 15.6. – С. 73–79.

Сайт управляется системой uCoz