Энергосбережение как одно из важнейших

направлений модернизации российской экономики

 

Семенова Н.Н.,  Клименко А.С.

(ФГБОУ ВПО « МГУ им. Н.П. Огарева», г. Саранск, РФ)

Semenova N.N., Klimenko A.S.

(Mordovian State University a named after N.P.Ogaryov, Saransk, Russia)

 

В статье рассматриваются актуальные для России проблемы модернизации экономики. Анализируются принимаемые меры и  возможные пути преодоления указанных проблем через применение энергосберегающих технологий.

In article problems of modernization of economy are considered actual for Russia. Taken measures and possible ways of overcoming of the specified problems through application of power saving up technologies are analyzed.

 

Ключевые слова: модернизация, НИОКР, энергосбережение, энергоэффективность

Keywords: modernization, research and development, energy saving, power efficiency

 

Одним из ключевых факторов, обусловившим структурные сдвиги в экономике промышленно развитых и многих развивающихся стран в последние 20 лет, стало повышение экономической роли инноваций. В России в рамках проводимой модернизации национальной экономики осуществляется переход от сырьевой к инновационной модели экономического роста. В 2009 г. при Президенте РФ была создана Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России, которая определила основные направления модернизации: стратегические информационные технологии; ядерные технологии, космические технологии, медицинские технологии; энергоэффективность и ресурсосбережение.

Отметим, что в России в течение нескольких последних  лет рост ВВП поддерживался благоприятной конъюнктурой на рынке энергоносителей, однако мировой финансовый обнажил уязвимость такой системы. Для построения новой экономической модели стране необходимы новые технологии, основанные на прорывных инженерных идеях и решениях. Последнее особенно важно, если учесть переход глобальной мировой экономической системы к шестому технологическому укладу.

Указанная причина является основополагающей при определении ассигнований на науку в последние годы. Согласно проекту бюджета в 2013 г. расходы на науку увеличатся по сравнению с 2009 г. на 30 % и составят 225 млрд. руб. [2]. В целом до 2014 г. на эти цели заложено 8 млрд. долл. [9]. Подобная тенденция предполагает четкое понимание властями страны следующей истины: только передовые технологии способны сделать экономику конкурентоспособной в глобальном масштабе.   В совокупности с бизнесом затраты на НИОКР в России в настоящее время на уровне 1,03 % ВВП (из них корпоративная доля всего 0,3 – 0,4 %), тогда как среднемировой показатель 2,22 %. К 2015 г. планируется увеличить объемы финансирования НИОКР за счет бизнеса до 0,6 – 0,8 % ВВП [7].

Вновь созданные технологии же должны апробироваться непосредственно на производстве и приносить отдачу, в т.ч. в виде снижения показателя изношенности оборудования (в настоящее время в промышленности он находится на уровне 47 %). Целесообразность данных расходов подтверждается несложными выводами из курса экономической теории: все деньги, используемые в экономике так или иначе зарабатывает бизнес, т.е. только непосредственное производство и оказание услуг способно создавать новую стоимость. Настоящее развитие достигается не благодаря экстенсивным факторам в виде увеличения объемов продаваемой продукции (в случае России чаще всего сырья, причем необработанного), а при усовершенствовании продукции и услуг, применении новых технологий.

Одним из направлений, способствующих скорейшему переходу России в число передовых государств, выступает энергоэффективность и энергосбережение. Использование этих принципов в работе и при оснащении предприятия оборудованием способно привести к значительной экономии ресурсов. Согласно законам физики – энергия – возобновляемый ресурс, однако проблема состоит в невозобновляемости многих ее источников, как нефть, газ, уголь при одновременном росте потребности в них, вызванной  в т.ч. увеличением объемов производства и наличием изношенного оборудования. Таким образом, вышеизложенные причины позволяют выделить энергосбережение в качестве одного из важнейших направлений модернизации экономики и построения модели, основанной на передовых достижениях науки и техники.

Спрос на энергосберегающее оборудование, наблюдающийся в настоящее время при грамотной государственной поддержке способен в некоторой степени ослабить одну из главных проблем экономической науки – жесткую ограниченность ресурсов по сравнению с быстрорастущими потребностями человечества.

Перспективность развития  данного направления подтверждают следующие данные: после Второй мировой войны эффективность добычи нефти составляла 1:50, то есть потратив килограмм нефти добывали 50 килограмм. К середине 80-х годов это соотношение упало до 1:8. К 2015 г. прогнозируется равное соотношение (1:1). Итак, прослеживается тенденция  снижения обеспеченности энергетическими ресурсами.

В отношении России проблема усугубляется высокими уровнями энергоемкости производства важнейших промышленных продуктов, которые выше среднемировых в 1,2–2 раза и выше лучших мировых образцов в 1,5–4 раза [8].

С 2011 г. в стране реализуется Государственная программа  РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». Предполагается, что экономический эффект от реализации Программы  будет заключаться в снижении энергоемкости ВВП     к 2020 г. на 13,5 %, а в совокупности с другими факторами на 40 %. Если учесть, что доля энергетических затрат в себестоимости продукции составляет от 15 % до 40 %, то достижение планового результата сможет окупить затраты по приобретению соответствующего оборудования [4]. Дополнительный доход за счет такой экономии Всемирный Банк оценивает в 120-150 млрд. долл. в год (при цене газа в 230-350 долл. за 1000 куб. м). Это порядка 30-40% всего объема экспорта России за 2007 г. [5].

Общий рост финансового обеспечения за период реализации Программы составит 271,83 % (с 540 064 млн. руб. в 2011 г. до 1 468 045 млн. руб. в 2020 г.). По мнению разработчиков для ее реализации потребуется привлечение в совокупности  9 532 412 млн. руб. Для выполнения поставленных целей  планируется затратить 70 млрд. рублей из федерального бюджета, 625 млрд. рублей - из средств региональных бюджетов и 8,8 трлн. рублей - из внебюджетных источников [3]. Основным источником финансирования Программы  являются внебюджетные средства (92,71 %), включающие собственные ресурсы предприятий и кредиты коммерческих банков.  Доля федерального бюджета незначительная  (0,73 %) и предусматривает расходы на государственные капитальные вложения, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и прочие расходы. Последние занимают очень небольшую долю от общего объема финансирования: 1 635 млн. руб. из                9 532 412 млн. руб. или 0,017 %.

Таким образом, решение проблем энергосбережения является одним из ключевых направлений деятельности государства на последующие десять лет.  Выделение средств планируется увеличивать из года в год, однако уже первоначальные вложения позволят сэкономить достаточно большой объем средств, часть из которых пойдет на дальнейшее финансирование энергосберегающих проектов. Такие результаты будут достигнуты благодаря не только применению уже существующих технологий, но и разработке качественно новых продуктов, для чего в Программе заложены расходы на НИОКР, финансирование которых будет осуществляться за счет средств федерального бюджета. В результате реализации Программы планируется снизить энергоемкость ВВП на 40 % и тем самым повысить конкурентоспособность российской продукции.

В 2011 г. активная работа по реализации Программы велась в 54 регионах РФ, было выделено более 5,1 млрд. рублей. Впервые средства федерального бюджета были системно направлены на поддержку работы по энергосбережению в субъектах Российской Федерации. До этого финансирование носило разовый характер – в качестве софинансирования отдельных пилотных проектов.

Бюджетные средства субъектами Российской Федерации были направлены на проекты в разных отраслях – внедрение эффективных систем освещения населенных пунктов, установку систем автоматического регулирования систем отопления и горячего водоснабжения на объектах государственных и муниципальных бюджетных учреждений, внедрение энергосберегающих технологий и оборудования в сфере жилищно-коммунального хозяйства и другие энергосберегающие мероприятия. Однако наибольший вес в составе профинансированных за счёт федеральных средств мероприятий составили проекты, которые можно отнести к прединвестиционной фазе – оснащение объектов приборами учёта электрической и тепловой энергии, воды и газа, проведение энергетических обследований, то есть создание реальной картины энергопотребления и подготовка базы данных для прихода инвестора или проведения самостоятельных инвестиций.

С учётом финансирования бюджетов всех уровней и внебюджетных источников в 2011 году на реализацию региональных программ направлено около 47 млрд. рублей (из них: за счёт средств бюджетов различных уровней - 20 млрд. рублей, из внебюджетных источников - 27 млрд. рублей) [1].

Объемы финансирования аналогичных региональных программ колеблются от сумм в 1–2 млрд. руб. и до 35–40 млрд. руб. При этом  основные затраты не всегда финансируются из внебюджетных источников, в ряде случаев значительные объемы финансирования пройдут по линии региональных бюджетов.

Наиболее значительные средства на реализацию мероприятий программы (от 50 до 300 млрд. руб.) предусмотрены в Республике Башкортостан, Республике Татарстан, Волгоградской, Кировской, Московской, Оренбургской, Ростовской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, городе Москве. Значительно меньшие суммы на финансирование программ энергосбережения (от нескольких десятков до нескольких сотен млн. руб.) предусмотрены в Республике Алтай, Рязанской области, Еврейской автономной области, Чукотском автономном округе. Подобные различия связаны не только с разной финансовой обеспеченностью субъектов РФ, но также с разными сроками реализации программ энергосбережения (и соответственно периода, на который запланировано финансирование), а также разной системой программ, в рамках которых реализуются мероприятия по энергосбережению. В последние годы некоторые мероприятия, направленные на энергосбережение (например, в части газификации, введения приборного учета в жилом фонде, внедрение энергосберегающих технологий при осуществлении капитального ремонта жилого фонда и т. д.), уже осуществлялись в субъектах РФ в рамках целевых программ. 

По-разному складывается в регионах ситуация и с привлечением внебюджетных источников. В среднем планируемые расходы за счет внебюджетных средств составляют порядка 85 % от расходов на реализацию региональных программ энергосбережения, за счет средств местных бюджетов планируется покрыть порядка 4 % расходов. При этом в целом ряде субъектов РФ деятельность муниципальных образований и расходы из местных бюджетов в программу в явном виде не включены [6].

Таким образом, энергосбережение является одним из важнейших направлений развития российской экономики. Однако реализуемые меры государственной поддержки не в полной мере обеспечивают рост вложений бизнеса в данные мероприятия. Принятая Программа рассчитана в основном на обеспечение снижения энергопотребления жилыми зданиями и государственными учреждениями, собственно поток бюджетных ресурсов пойдет именно в данном направлении. В промышленности же предусмотрена лишь небольшая поддержка проектов, финансирование НИОКР также мало. Соответственно построения энгергоэффективной экономики в данном документе по большей части возложено на сами предприятия. Подобные выводы приводят к предложению о снижении налоговой нагрузки на предприятия вплоть до освобождения компаний, осуществляющих крупные вложения в энергосберегающие мероприятия, от некоторых видов сборов. На наш взгляд, такой подход позволит не только обновить устаревшее оборудование, но и прочно закрепить страну в числе передовых государств.

Список используемых источников

1        В Минэнерго России обсудили планы по реализации госпрограммы энергоэффективности  [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.sroportal.ru/publications/?ELEMENT_ID=4367

2        Гостомельский А. В. Государственная поддержка НИОКР: смена парадигмы [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http://skolkovoconference.ru

3        Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.ceskom.ru/files/normativ/energosafe/energysafe_program.pdf

4        Завадский В.Г., Саргсян Л.Г. Энергосбережение в промышленности [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http://www.alfar.ru/smart/5/486/

5        Инвестиции в энергосбережение обойдутся России втрое дешевле вложений в рост производства энергии [Электрон. ресурс] – Режим доступа:  http://www.profenergo.ru/rus/about/news/66.html

6        Клишина М.А. Обзор региональных программ энергосбережения [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://bujet.ru/article/119915.php

7        Россия тратит на R&D меньше развитых стран [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http://www.enforum.spbinno.ru/allnews/rossiya_tratit_na_rd_menshe_razvityh_stran/

8        Тихомирова М.А. Оценка мероприятий по повышению энергетической эффективности многоквартирного дома: финансовые потребности и полученный эффект [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http://www.cnis.ru/?id=85

9        Форум RUSNANOTECH 2011 [Электрон.ресурс] – Режим доступа: http://www.dp.ru/a/2011/10/27/Predprijatijam_predlozhili_m/

 

Сайт управляется системой uCoz