ЭКОЛОГИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Суворов Д.Н. (БГИТА, г. Брянск, РФ)
Научный руководитель работы –к.т.н., доцент Сиваков В.В.
Ecology of motor transport
Автомобильный транспорт занимает важное место в единой транспортной системе страны. Он перевозит более 80% народнохозяйственных грузов, что обусловлено высокой маневренностью автомобильного транспорта, возможностью доставки грузов «от двери до двери» без дополнительных перегрузок в пути, а, следовательно, высокой скоростью доставки и сохранностью грузов.
Одной из главных негативных черт автомобиля являются отработавшие газы двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Компоненты отработавших газов различаются не только по объемным, но и токсичным показателям. Отработавшие газы двигателей содержат около 200 компонентов. Период их существования длится от нескольких минут до 4-5 лет. Оксид углерода (СО) обладает отравляющим воздействием. При больших дозах угарного газа (свыше 1%) наступает потеря сознания и смерть. Для человеческого организма оксиды азота еще более вредны, чем угарный газ. При высоких концентрациях оксида азота (0,004 и 0,008%) возникают астматические проявления и отек легких, сердечная слабость и нервные расстройства. СО2 – двуокись углерода уменьшает слой атмосферы, который защищает землю от ультрафиолетовых лучей и образует парниковый эффект. Из-за неполного сгорания топлива в двигателе образуются углеводороды СхНу, которые обладают токсичностью и канцерогенным действием (бензапирен С20Н12) и стимулируют образование злокачественных опухолей.
Один автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 т кислорода, выбрасывая при этом с отработанными газами примерно 800 кг угарного газа, 40 кг оксидов азота и почти 200 кг различных углеродов. В результате по России от автотранспорта за год в атмосферу поступает огромное количество только канцерогенных веществ: 27 тыс. т бензола, 17,5 тыс. т формальдегида, 1,5 т бенз(а)пирена и 5 тыс. т свинца. В целом, общее количество вредных веществ, ежегодно выбрасываемых автомобилями, превышает цифру в 20 млн. т.
Причинами загрязнения воздуха от автотранспорта являются:
- плохое техническое обслуживание автомобилей;
- низкое качество применяемого топлива;
- наличие свинцовых добавок в бензине;
- неразвитость системы управления транспортными потоками.
Наиболее радикальным направлением решения указанной проблемы является использование в качестве моторного топлива природного газа.
Природный газ представляет собой альтернативный вид топлива, которое полностью сгорает и уже сейчас повсеместно доступно потребителям многих стран за счет снабжения природным газом домов и производственных объектов. При использовании в транспортных средствах, работающих на природном газе, природный газ дает значительно меньше вредных выбросов, чем бензин или дизельное топливо.
При переводе транспортных средств на природный газа вредность выбросов, приведенная к эквивалентному количеству СО, для грузовых автомобилей с карбюраторным двигателем снижается на 69 %, с дизельным двигателем при переводе в газодизельный режим – на 53 %, для автобусов с карбюраторным двигателем – на 76 %, с дизельным двигателем при переводе в газодизельный режим – на 44 %.
Особую актуальность проблема загрязнения окружающей среды представляет для больших городов, поэтому предпринимаются попытки по переводу городского пассажирского транспорта на альтернативные виды топлива, в том числе в г. Брянске.