МОДИФИКАЦИЯ ГРУНТОВ ИОННЫМИ ПОЛИФИЛИЗАТОРАМИ

 

Андреева А.В. (ИПНГ СО РАН, г. Якутск, РФ)

 

В ряде регионов страны отсутствуют запасы прочных каменных материалов. Себестоимость перевозок по грунтовым дорогам в 1,8-2,2 раза выше, чем по дорогам с твердым покрытием, и в 3-4 раза выше, чем с усовершенствованным. Замена природного щебня при строительстве автомобильных дорог региональной сети укрепленными грунтами - одно из перспективных направлений интенсификации и снижения стоимости дорожного строительства. Недостаток и дороговизна привозных традиционных строительных материалов делает необходимым использование во все больших объемах местного грунта (грунта в естественном залегании непосредственно на строительной площадке) при строительстве и обслуживании дорог, а также при любых земляных работах.

К наиболее распространенным грунтам на территории России относятся глинистые грунты. Основным сдерживающим фактором широкого применения их в дорожном строительстве является резкое снижение физико-механических характеристик при увлажнении. Поэтому использование их в дорожных одеждах возможно только при укреплении вяжущими.

Направленное изменение свойств местных грунтов возможно модифицированием их поверхностно-активными веществами специального действия - различными стабилизаторами и добавками. В производстве строительных материалов под модифицированием понимают видоизменение физико-химической структуры и свойств материала путем введения в его состав различных элементов или добавления к нему определенных веществ.

В качестве объектов исследования были использованы полифилизаторы «ПГСП 3» и «ПГСЖ 1». «ПГСЖ 1» - это жидкость коричневого цвета с характерным запахом, включающая аммониевые соединения 25-50 %, высшие жирные амины 10-25 %, азкоксилат менее 2.5 %  и другие химические соединения, рН=4.5-5. Полностью смешивается с водой. «ПГСП 3» - представляет собой светло-желтый порошок, включающий стериламин 25-100%. диалкилефир триэтаноламмоний метилсульфата 25-100%, изопропанол 5-10%, а также другие сложные вещества с плотностью 0,858 г/куб.см, рН = 9-10. нерастворимо в холодной воде. Не изменяет свойства во времени (продукт стабилен) и не распадается. Точка плавления 50-52 град. С,   температура    воспламенения более 170 град. С.

В качестве вяжущего использовали широко применяемый в дорожном строительстве портландцемент 400-Д20 Мохсоголлохского месторождения Республики Саха (Якутия), производства ОАО ПО «Якутцемент.

Для исследований были изготовлены образцы размером с высотой и диаметром 50мм на на гидравлическом прессе ПК 02.00.000, разработанном специалистами ИНМ СО РАН [1] следующего состава: «ПГСП 3» - 1,2 до 2,4 масс. % и «ПГСЖ 1» - 0,05 масс. %. Время сушки составляло 28 суток, усилие прессования – 100 кгс, время выдержки – 3 мин. формовочная влажность – 14 масс.%. Исследования образцов проводили по основным физико-механическим характеристикам оснований автомобильных и аэродромных дорог [2].

Анализ полученных данных показывает, что с добавлением стабилизаторов «ПГСП 3» прирост предела прочности при сжатии снижается линейно, который объясняется тем, что в результате большой адсорбции стабилизатора «ПГСП 3» , как гидрофобизирующего поверхностно-активного вещества на силикатных составляющих, снижающего его гидратацию (табл.1).

 

Таблица 1 - Значения предела прочности в зависимости от формовочной влажности

Содержание «ПГСЖ 1» – «Консолид 444», масс.  %

Содержание «ПГСП 3» – «Солидрай»,

масс. %

Значение предела прочности при  формовочной влажности, МПа

12

14

16

0,05

1,2

0,88

0,98

1,25

1,8

0,71

0,78

1,23

2,4

0,57

0,64

1,13

 

Анализ результатов проведенных исследований показал, что показатели физико-механических свойств модифицированных укрепленных глинистых грунтов с добавками стабилизатора «ПГСП 3» и «ПГСЖ 1». отвечают требованиям ГОСТ 23558-94 и для модификации грунтов может предложен состав «ПГСП 3» - 1,2 масс. %, «ПГСЖ 1» - 0,05 масс. % при формовочной влажности 16 масс. %.

Литература

1.     Попов С.Н., Степанов И.И., Черский И.Н. Оборудование для полусухого прессования мелкоштучных строительных материалов // Неметаллические материалы и конструкции для условий Севера. – Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1996. – С.81-87.

2. ТУ 5711-001-98983709-2007. «Грунтовые смеси, обработанные добавками для автодорожного и аэродромного строительства». – М.: ФГУП «Рособоронстандарт», 2009. – 30 с.

 

 

Сайт управляется системой uCoz