СОСТОЯНИЕ БЕРЕЗНЯКОВ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ В СВЯЗИ С ПОРАЖЕНИЕМ ИХ БАКТЕРИАЛЬНОЙ ВОДЯНКОЙ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ

 

Сидоров В.А. (БГИТА, г.Брянск, РФ)

 

Bacterial disease of birch forests (Erwinia multivora Sch.-Parf.) scale of the Bryansk region and prognosis of illness development are consider in given paper

 

Бактериальная водянка берёзы (Erwinia multivora Sch.-Parf.) за последние годы распространилась на обширные территории, охватив леса практически всех регионов России и смежных государств. Этому способствовал целый ряд факторов, ведущим из которых является климат. Аномальные климатические условия в значительной степени способствовали снижению устойчивости берёзовых насаждений [5].

По данным на октябрь 2010 г. [9] в России действовали 38238,9 га очагов бактериальных болезней лесных пород, из которых 22185,6 га (58%) приходилось на бактериальную водянку берёзы. Отмечено 10688,1 га очагов слабой степени развития болезни (48%), 9055,5 га очагов средней степени (41%) и 2442,0 га очагов сильной степени развития (11%). В целом березняки России находятся в удовлетворительном санитарном состоянии (СКС составляет в среднем 1,15…1,35). Несколько хуже состояние берёзовых насаждений в Центральном федеральном округе (СКС на уровне 1,5 балла). Наибольшие площади очагов болезни наблюдаются в Северо-Западном и Центральном федеральных округах (45 и 33% соответственно от общей площади очагов бактериальной водянки).

По официальным данным в Брянской области в 2004 г. было выявлено 749 га очагов бактериальной водянки березы, в 2005 г. – 1084 га, а в 2007 г. – уже 2102 га. При этом в 2004…2005 гг. преобладали очаги средней и сильной степени. По сравнению с предыдущими годами, лесопатологическая ситуация в березняках существенно улучшилась. Начиная с 2006 г. значительно уменьшилось количество очагов сильной степени развития болезни [3]. В 2009 г. площадь очагов заболевания сократилась за счёт проведения санитарно-оздоровительных мероприятий и затухания части очагов и составила около 1,9 тыс. га. Аналогичная ситуация наблюдается практически повсеместно в регионах России [9] и Республике Беларусь [8]. В целом древостои берёзы в Брянской области оцениваются как ослабленные (СКС составляет 2,06). Молодняки березы не поражены болезнью и оцениваются как «без признаков ослабления». Средневозрастные и приспевающие древостои ослаблены, спелые и перестойные – относятся к категории «сильноослабленные». На октябрь 2010 г. в Брянской области действовало 1799,2 га очагов болезни, из них 1517,4 га составляли очаги средней степени развития болезни (84%) и 195,8 га, или 11% – очаги сильной степени [9]. Для сравнения, в 2004…2005 гг. доля очагов средней и сильной степени составляла в зависимости от дренированности ландшафтов, на которых произрастали насаждения, 14…16 и 24…32% соответственно [7]. Большое количество очагов средней степени, приведённое в официальных документах, связано с тем, что специалистами ФГУ «Рослесозащита» используется общепринятая методика учёта очагов гнилевых болезней, которая даёт данные о худшем состоянии берёзы в очагах бактериальной водянки. На наш взгляд, эта методика не отражает реального состояния насаждений в очагах бактериальной водянки и требует пересмотра, что подтверждено нашими исследованиями [7]. Во-первых, берёзы поражаются бактериозом в разной степени – в одних случаях на деревьях появляется 2…3 раны, как правило, на высоте до двух метров, в других – дерево покрывается ранами от основания до вершины и быстро усыхает, в третьих – дерево по состоянию кроны можно отнести к категории «сильноослабленное», но луб в нижней части ствола является полностью мёртвым с характерными признаками повреждения болезнью, и наконец, отмечались деревья с нераспустившейся весной кроной, относимые по санитарному состоянию к категории «свежий сухостой», но с визуально здоровым лубом и древесиной. Кроме того, часть деревьев из категорий «ослабленные» и «сильноослабленные» способны оправиться от болезни. Многие поражённые болезнью деревья живут 2…3 и более лет в зависимости от степени поражения заболеванием, внешне оставаясь в ранее диагностированной категории санитарного состояния [6,7]. Таким образом, требуется уточнение признаков категорий санитарного состояния деревьев берёзы в очагах бактериоза.

Улучшение санитарного состояния насаждений с участием берёзы в составе мы связываем со следующими факторами:

·                        некоторое улучшение климатических показателей в 2006…2009 гг. по сравнению с 2001…2003, 2005 гг.;

·                        повышение устойчивости берёзовых насаждений;

·                        затухание и ликвидация очагов средней и сильной степени болезни.

В 2001…2003, 2005 гг. на территории Брянской области наблюдались неблагоприятные для роста растений погодные явления (рис. 1). Наблюдались повышенные, по сравнению с многолетними данными, среднемесячные температуры воздуха летних месяцев (в 2001 г. среднемесячная температура воздуха июля была выше «нормы» на 5,4°С, в 2002 г. – на 4,6°С).

 

Рисунок 1 – Среднемесячная температура воздуха и количество осадков июля за период 2000…2009 гг. (по данным метеостанции Брянск)

 

Дефицит осадков в июле 2002 г. составил 52% от нормы, в 2005 г. – 53%, а в июле 2006 г. наблюдалось повышенное количество осадков на фоне близкой к средним многолетним данным температуры воздуха – на 30% больше нормы. Это позволило деревьям березы восстановить устойчивость. Зимние оттепели также негативно сказались на состоянии березняков. Так, средняя температура января 2001 г. была выше нормы на 5,1°С, 2005 г. – выше на 6,5°С.

В 2009 году климатические параметры в Брянской области были близки к средним многолетним показателям: температура воздуха в летний период составила 17…18°С, что было близко к норме, количество выпавших осадков – 175…215 мм (80…100% от нормы), причём на севере и западе области выпало 255…335 мм или 125…150% от нормы [1]. А вот 2010 год был аномальным по климатическим показателям для территории всей России. Так, среднемесячная температура июля в европейской части РФ была выше нормы на 5,8°С, а лета в целом – на 3,6°С. Показатели температуры зимнего периода были близки к средним многолетним наблюдениям. Лето 2010 года оказалось одним из самых сухих. Дефицит осадков в европейской части России составил 40…80%. Зимний период 2010 года в европейской части России был очень «влажным», количество выпавших осадков превысило норму более чем на 80%. Оттепели не наблюдались [2].

По данным вероятностного прогноза температуры и осадков в России на вегетационный период (апрель-сентябрь) 2011 года [10] в Брянской области температурный режим предполагается близким к средним многолетним значениям. Возможен дефицит осадков (вероятность 63…67%).

В 2011 году, согласно Прогноза состояния лесов Российской Федерации на 2011 год [9] ожидается ослабление насаждений из-за аномальных погодных условий 2010 года и увеличение числа очагов филлофагов и стволовых вредителей, очагов грибных и бактериальных болезней леса в древостоях, повреждённых метеорологическими явлениями.

В период развития эпифитотии бактериальной водянки (2003…2004 гг.) в первую очередь подверглись заражению березовые древостои, произрастающие в пониженных слабодренированных условиях. Они не смогли за столь короткое время адаптироваться к изменению уровня грунтовых вод и дефициту влаги и в значительной степени утратили устойчивость. Сильному заражению подверглись некоторые формы берёзы, как природно восприимчивые к данной болезни. Это шероховатокорая, продольнотрещиноватая и груботрещиноватая формы берёзы, строение древесины которых весьма благоприятно для развития бактерий. Следует отметить, что часть берёз даже в очагах сильной степени сумела побороть болезнь и оправиться, что при учётах в последующие годы проявилось в отсутствии признаков болезни у деревьев, ранее имевших симптомы заболевания. Кроме того, стволовые вредители отмечались единично и не оказывали какого-либо существенного влияния на состояние насаждений [4,7].

Таким образом, исходя из выше приведённых данных, в ближайшее время мы не прогнозируем возникновения крупных очагов развития болезни, особенно сильной степени. Во-первых, как это уже ранее отмечалось, несколько улучшилась климатическая ситуация в Брянской области. Во-вторых, за последние годы болезнью была поражена и «погублена» большая часть утративших устойчивость и предрасположенных к заболеванию деревьев берёзы, т.е. значительная масса благоприятного для развития бактерий субстрата была фактически изъята, т.к. на сухостое болезнь не может развиваться, но источником инфекции какое-то время он служить может. В-третьих, считаем, что берёза является одной из самых пластичных к изменению факторов среды пород, а березняки за эти несколько лет вполне могли адаптироваться к неблагоприятным погодным факторам.

Литература

1.    Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Брянской области в 2009 году». – Брянск: Комитет природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области, 2010. – 294 с.

2.    Доклад об особенностях климата на территории Российской Федерации за 2010 год. – М.: Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, 2011. – 66 с.

3.    Лесной план Брянской области. – Брянск: БГИТА, 2008. – 534 с.

4.    Сидоров, В.А. К вопросу о роли насекомых в распространении бактериоза березы / В.А. Сидоров // Актуал. проблемы лесного комплекса: сб. науч. тр. междунар. науч.-техн. конф. – Брянск: БГИТА, 2007. – Вып. 17. – С. 234…236.

5.    Сидоров, В.А. Ландшафтно-лесотипологическая приуроченность бактериальной водянки берёзы (Erwinia multivora Sch.-Parf.) и эффективность санитарно-оздоровительных мероприятий по борьбе с ней в лесонасаждениях Брянской области: автореф. дисс. ... канд. с.-х. наук / В.А. Сидоров. – Брянск: БГИТА, 2009. – 24 с.

6.    Шелухо, В.П. Диагностика бактериальной водянки березы и рекомендации по ведению мониторинга и назначению хозяйственных мероприятий в пораженных насаждениях  западной части нечерноземной зоны России / В.П. Шелухо, В.А. Сидоров. – Брянск: БГИТА, 2008. – 28 с.

7.    Шелухо, В.П. Бактериальная водянка березы и эффективность мероприятий по борьбе с ней в насаждениях зон смешанных и широколиственных лесов / В.П. Шелухо, В.А. Сидоров. – Брянск: БГИТА, 2009. -  117 с.

URL:

8.    http://ekolog.na.by/files/7.htm

9.    http://www.rcfh.ru/

10.    http://meteoinfo.ru/veget-period

 

Сайт управляется системой uCoz