РЕДКИЕ ВИДЫ РАСТЕНИЙ НА АНТРОПОГЕННО НАРУШЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ПОДМОСКОВЬЯ

 

Полякова Г.А., Меланхолин П.Н. (ИЛАН, г. Москва, РФ)

 

Some rare plant species can grow on locanions disturbed by recreanion, sometimes achieving great density per 1 squar meter.

 

Различные антропогенные факторы считаются основными причинами, влияющими на исчезновение целого ряда растений на территории города и ближайших пригородов. Проведенное нами обследование ряда городских и пригородные лесопарков города Москвы позволило оценить распространение и обилие ряда редких видов растений (Полякова, Меланхолин, 2009). На постоянных пробных площадях идут наблюдения за динамикой редких видов, с учетом интенсивности различных антропогенных нагрузок.

Проведенные ранее опыты по изучению влияния экспериментального вытаптывания и обрыва растений, показали, что обрыв цветущих побегов в течение 8 лет у медуницы темной (Pulmonaria obscura Dumort.), ландыша майского, ветреницы лютиковой (Anemone ranunculoides L.) и купальницы европейской (Trollius europaeus L.) не сказался на их численности и интенсивности цветения. Медуница, как правило, наиболее обильна на участках леса, где осуществлялся прогон скота. Ветреница лютиковая при средних нагрузках способна увеличивать свою численность, за счет появления побегов на обломках корневищ (Полякова и др., 1981; 1983).

Нередко даже постепенное изменение гидрологического режима почвы приводит к элиминации редких видов растений. В музее-заповеднике «Коломенское», постепенно уменьшалась влажность почвы сырого луга, на котором произрастал пальчатокоренник мясо-красный (Dactylorchiza incarnata (L.) Soó). В результате этого орхидея почти полностью исчезла на месте своего первоначального произрастания, задавленная разросшимся мощным травяным покровом (Полякова, Швецов, 2005).

Наблюдения за изменением флоры Серебряноборского опытного лесничества под Москвой показали, что за 60 лет часть растений, включая охраняемые виды, резко сократила свое обилие или даже полностью исчезла. Одними из основных причин изменения флоры можно считать то, что за последние годы произошли заметные изменения интенсивности и характера антропогенных нагрузок на территории лесничества. Была запрещена пастьба скота, а затем сенокошение. Произошло также изменение лесохозяйственной деятельности. Затем постепенно стали расти рекреационные нагрузки (Полякова, Меланхолин, 2008).

Одновременно в лесничестве происходили и естественные изменения растительности за счёт природных динамических процессов. В настоящее время наибольшая часть сосняков лесничества - это старовозрастные сложные боры с большой сомкнутостью древесного яруса. На многих участках широколиственных лесов и их производных разросся либо подлесок, преимущественно из лещины, либо подрост, в основном, клена остролистного. В результате этого в лесничестве не осталось мест подходящих для произрастания многих относительно светолюбивых лесных растений, в том числе, типичных для боров зеленомошников, которые отмечались здесь 40-60 лет тому назад (Никитин, 1961; Никитин, Гребенникова, 1961). Гудайера ползучая (Goodyera repens (L.) R.Br.). в Серебряноборском лесничестве сохранилась только на одном участке сложного бора на площади около 1 м2. Причем этот участок почти не тронут рекреацией. В Хорошевском лесопарке участок относительно светлого сосняка, на котором встречается гудайера, занимает площадь около трети гектара. Участок заметно нарушен рекреацией (III стадия нарушенности). Гудайера большей частью растет небольшими пятнами, обычно площадью до 1 м2. В ненарушенных сосняках Лохина острова гудайера растет также небольшими пятнами, максимальная численность ее практически такая же, но генеративных побегов может быть несколько больше.

Для целого ряда редких видов в лесничестве практически не осталось подходящих местообитаний. Плаун булавовидный (Lycopodium clavatum L.) сохранился только на очень небольшом участке опушки сосняка под редким подростом. Прилегающий лес представляет собой сосняк с густым ярусом подлеска из лещины, в котором невозможно произрастание плауна. Бородник шароносный (Jovibarba globifera (L.) Panell.) в лесничестве произрастает в старовозрастном сосняке, пройденном пожаром, который заметно уменьшил сомкнутость подлеска и напочвенного покрова.

Относительно светолюбивым растениям, предпочитающим расти среди невысокой травы, в лесничестве также почти не осталось подходящих мест. Это касается лука огородного (Allium oleracium L.), гвоздики травянки (Dianthus deltoides L.), змееголовника Рюйша (Dracocephalum ruyschiana L.), тимофеевки степной (Phleum phleoides (L.) Karst.), крестовника Якоба (Senecio jacobae L.), чабреца Маршалла (Thymus marschallianus Willd), пупавки красильной (Anthemis tinctoria L.) и астрагала датского (Astragalus danicus Retz.).

Часть видов растений сокращают свою численность явно из-за своей декоративности и невозможности быстро восстанавливать свою численность. Это в первую очередь относится к большинству орхидных. Часть из них предпочитают разреженные леса и лесные поляны, в тени цветут редко и постепенно отмирают, что и произошло в лесничестве. Устойчивая позиция в лесничестве у любки зеленоцветковой (Platanthera chlorantha (Cust.) Reichenb.), для которой густой липняк является оптимальным местом обитания.

Достаточно долго сохраняются влаголюбивые дремлик болотный (Epipactis palustris (Mill.) Crantz), мякотница однолистная (Malaxis monophyllos (L.) Swartz), одноцветка крупноцветная (Moneses uniflora (L.) Gray) и лютик длиннолистный (Ranunculus lingua L.). Площади, на которых они произрастают, весьма ограничены и при резком изменении гидрологических условий они не смогут сохраниться.

Долговременные наблюдения показали, что сложившаяся на некоторый момент флора непрерывно меняется вместе с развитием растительных сообществ, постоянно приобретая и утрачивая отдельные виды. Близость к городской застройке, транспортным артериям усиливает ее динамичность, но при этом ряд уязвимых видов может найти для себя рефугиумы и способен сохраниться длительное время.

Целый ряд охраняемых видов растений оказался относительно устойчивым к антропогенным, в том числе рекреационным нагрузкам. Дремлик широколистный (Epipactis helleborine (L.) Grantz) встречается под пологом широколиственных посадок, окружающих постройки Московского университета на Воробьевых горах, а также на захламленных склонах берега реки Москвы музея-заповедника «Коломенское». Его численность, размеры и интенсивность цветения связаны в первую очередь с освещенностью. Некоторые орхидеи, такие как пальчатокоренник Фукса (Dactylorhiza fuchsii (Druce) Soó), тайник яйцевидный (Listera ovata (L.) R.Br.), гнездовка обыкновенная, также могут произрастать на участках заметно нарушенных антропогенной деятельностью.

Наибольшая численность хохлатки промежуточной (Corydalis intermedia (L.) Mérat) отмечается на средних стадиях нарушенности лесных насаждений на Крылатских холмах, в лесопарках Фили-Кунцево и Узкое в Москве. В мало нарушенных насаждениях под Москвой (ООПТ Икша), численность этого вида составляет обычно всего несколько экземпляров на 1 м2.

В парке Фили-Кунцево под тенью широколиственных насаждений обильны ветреница лютиковая, хохлатка плотная, медуница темная, ландыш майский. Там же можно встретить более редкие виды, такие как ветреница дубравная, хохлатки полая (Corydalis cava (L.) Schweigg. et Koerte) и промежуточная, хотя практически вся территория парка значительно нарушена рекреацией. В музее-заповеднике «Коломенское» на крутых склонах берега реки Москвы и оврагов неплохо сохранились несколько нарушенные луговые сообщества, на которых местами очень обильны гвоздика Фишера (Dianthus fischeri Spreng.) и земляника зеленая (Fragaria viridis Duch.). Страусник обыкновенный (Matteuccia struteopteris (L.) Todaro) встречается на относительно сухих склонах оврагов Битцевского лесопарка и вдоль ручьев на территории Фили-Кунцевского лесопарка, в местах заметно нарушенных рекреацией. Чина весенняя (Lathyrus vernus (L.) Bernh.), как правило, может быть обильной в светлых, заметно нарушенных березняках. Наибольшую численность первоцвета весеннего (Primula veris L.) мы зафиксировали на нарушенных склонах Крылатских холмов.

Купена многоцветковая (Polygonatum multiflorum (L.) All.), колокольчики широколистный (Campanula latifolia L.) и крапиволистный (Campanula trachelium L.) нередко встречаются в городских широколиственных лесах. Смолевка двудомная (Melandrium dioica (L.) Cosson et Germ.) и подлесник обыкновенный (Sanicula euripaea L.) редко встречаются в малонарушенных местах, предпочитая участки, примыкающие к лесных дорожкам и тропам, где достигают большого обилия.

В рекреационных лесах нередко отмечается высокая плотность редких растений, но обычно их ценопопуляции не занимают значительные площади.

Элиминация редких видов растений не всегда напрямую связана с антропогенным влиянием на растительность. Это же касается и рекреации. Увеличение освещенности нижних ярусов растительности, подавление некоторых средообразующих растений при рекреации может быть благоприятным для целого ряда редких видов растений. Полное прекращение хозяйственной деятельности нередко приводит к разрастанию кустарников и подроста лиственных пород, что приводит к резкому снижению освещенности нижних ярусов растительности и последующему угнетению целого ряда растений, в том числе и редких.

Литература

Никитин С.А 1961. Типы леса Серебряноборского опытного лесничества// Труды Лаборатории лесоведения АН СССР. 1961. -Т. II. Вып. 1. -С. 11-176.

Никитин С.А., Гребенникова Е.Ф. 1961. Стационарные исследования биогеоценоза сложного бора // Труды Лаборатории лесоведения АН СССР. Т. II. -Вып. 1. -С.177-353.

Полякова Г.А., Малышева Т.В., Флеров А.А. 1981. Антропогенное влияние на сосновые леса Подмосковья. -М.: Наука. -144 с.

Полякова Г.А., Малышева Т.В., Флеров А.А. Антропогенные изменения широколиственных лесов Подмосковья. -М.: Наука, 1983. -120 с.

Полякова Г.А., Меланхолин П.Н. 2008. Изменение флоры Серебряноборского лесничества // Стационарные исследования влияния рекреации на лесные биогеоценозы. -Тула: Гриф и К. -С.93-129.

Полякова Г.А. Меланхолин П.Н. 2009. Редкие виды растений на территориях городских и загородных лесопарков города Москвы // Структура и функции лесов Европейской России. -М.: Т-во научных изданий КМК. -С.324-345.

Полякова Г.А., Швецов А.Н. 2005. Динамика живого напочвенного покрова на постоянных площадках наблюдения на территории музея-заповедника «Коломенское» // Состояние зеленых насаждений в Москве по данным мониторинга 2004 г. / Аналитический доклад. Вып. 8. -С. 61-71.

 

Сайт управляется системой uCoz