АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКОВ

 

Усманова С.Х.  (МОУ СОШ № 2, г. Ноябрьск, ЯНАО, РФ)

 

Рекомендации по использованию активных методов обучения с использованием ИКТ, описание схем применения компьютера и электронной доски  на уроках информатики.

 

Recommendations of using active teaching methods basic on ICT, the descriptions of computers schemes and interactive board at IT lessons.

 

Информатизация образовательного процесса является одним из эффективных средств решения проблемы качества школьного образования. Она способствует формированию ряда ключевых компетенций, таких как ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные.

Необходимость информатизации школы в качестве самостоятельной научной и практической проблемы обусловлена особенностями организации процесса обучения в школе, необходимостью учета возрастных и психолого-педагогических отличий школьников.

Цели эффективного осуществления информатизации образовательного процесса в школе можно определить так:

§  развитие личности школьника посредством формирования творческого мышления, самостоятельности и активности в учебной деятельности;

§  формирование информационной культуры ученика;

§  повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, использование различных возможностей информационных технологий для повышения мотивации познания, инициативности познавательной деятельности;

§  создание открытой информационной образовательной среды в школе.

Эти цели достигаются в результате рационального и эффективного использования современных средств обучения в сочетании с традиционным преподаванием.

Мультимедийные технологии открывают возможности преподавателям отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавания, предоставив учителю,  возможность использовать интеллектуальные формы труда, освобождают от изложения значительной части учебного материала и долгих операций, связанных с отработкой умений и навыков.

Это объяснимо тем, что мультимедиа-презентация оказывает воздействие, как на слуховой, так и на зрительный канал поступления информации, а исследования показали, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% информации, если он видит и слышит одновременно, и обрабатывает информацию на практике (по данным Интернет).

Урок информатики может  отличаться от обычных уроков благодаря специфическому характеру учебного предмета. Обучение школьников в условиях постоянного доступа к ЭВМ обычно проходит при повышенном эмоциональном состоянии учащихся. Поэтому, урок информатики можно строить по следующим схемам:

§      учитель-ученик, компьютер здесь может использоваться только в качестве презентационного средства, как правило, это урок-лекция или комбинированный урок. Основной упор делается на получение знаний (Приложение 1);

§      учитель-компьютер-ученик, в данной схеме компьютер выступает в качестве обучающего средства, но при этом учитель отслеживает ситуацию, происходящую на экране компьютера (компьютерный практикум);

§      учитель-электронная доска-ученик, при первичном закреплении знаний или подведении итогов доска играет роль контролирующего средства (вопросы с появляющимся ответом);

§      ученик-компьютер, когда ученик самостоятельно использует компьютер в качестве обучающего, контролирующего средства (электронные кроссворды) (Приложение 2);

§      ученик-электронная доска, в данной схеме доска может быть использована как демонстрация физкультминутки, зарядки для глаз (Приложение 3);

Цели применения информационных технологий на уроках:

§ Повышение эффективности процесса обучения;

§ Получение информации об изучаемом явлении;

§ Ускорение передачи информации;

§ Помощь учителю в интенсификации процесса обучения (сокращение времени);

§ Повышение наглядности обучения;

§ Расширение дидактического инструментария учителя;

§ Усиление информативности обучения;

§ Повышение интереса к обучению.

Как известно, смена видов деятельности на уроке –это один компонентов валеологизации урока. Очевидно, что удержать внимание и работоспособность ребенка на достаточно высоком уровне в течение всего урока, не прибегая к смене деятельности, невоз­можно. Урок будет эффективен для ученика, если ему интересно.

Учебные презентации можно использовать на разных этапах урока: актуализации знаний, формировании новых знаний, первичном закреплении, первичном контроле, обобщении знаний.

Главной задачей учителя информатики является фор­мирование у школьников системного подхода к оценке и выбору информации.

Решение поставленных задач неразрывно связано с развитием интеллектуаль­ной сферы учащихся.

Интеллектуальная сфера включает в себя:

§   логическое мышление;

§   критическое мышление;

§   креативное мышление;

§   память;

§   воображение;

§   внимание.

Для формирования самостоятельной, творческой личности необходимо постоян­ное развитие всех перечисленных выше составляющих.

Для развития понятийного мышления включаются задания с выбором определенного предмета или явления по его признакам, задания о дополнении ряда понятий, задания об исключении лишнего.

Развитие воображения и активизации мыслительной деятельности достигается использованием загадок по теме, которые вовлекают в процесс даже самых пассивных детей.

Концентрации и переключению внимания способствуют анимационные картинки, которые можно включить в  презентации.

В процессе изучения нового материала вначале запоминается наглядный материал. В конце презентаций желательно предложить задания на дополнение предложений терминами или заданием на устное описание новых понятий, что является словесно логическим запоминанием материала.

Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому на уроках информатики нужно как можно шире применять нетрадиционные формы.

Творчески работающий учитель информатики ведет поиск новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы умственную деятельность учеников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Надо заботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса.

Литература

1.    Быкова С. В.,  Формирование устойчивого познавательного интереса к информатике, как путь личностного роста ученика. / Фестиваль методических идей: - www.1september.ru.

2.    Волынкин В. И. Педагогика в схемах: учебн. Пособие – Ростов  - н/д: Феникс, 2007. – 283 с.

3.    Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. – 2 – е изд. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 256 с.

4.    Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.

 

Рисунок 1 - Пример презентации

 

Рисунок 2 - Электронный кроссворд

 

Рисунок 3- Электронная физкультминутка

 

Сайт управляется системой uCoz