АЛГОРИТМЫ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ ПО ЭЛЕКТРОТЕХНИКЕ

 

Соболев А.В., Гришина А.И. (БГИТА, г. Брянск, РФ)

 

In given work introduces the new science - matmodelika, are presented clear rules of herits use. Proposed theory allows to get stuck human knowledges and computer technology that allows to solve difficult problems, connected with many science.

 

В данной работе представляется новая наука – матмоделика, представлены чёткие правила её использования. Предлагаемая теория позволяет увязать человеческие знания и  компьютерную технологию, что позволяет решать сложнейшие задачи, связанные со многими науками.

 

Решение текстовых задач, использующих математику опирается на цепочку действий, которые, в свою очередь, опираются на понимание физического смысла задачи. Однако этот смысл заложен в базе знаний, т.е. в базовых формулах соответствующей науки. Отсюда создается формальная возможность заметно облегчить решение задачи опираясь на некоторые правила использования компьютерной техники. Ниже приводятся эти правила применительно к такой сложной науке как электротехника. Процесс решения задачи включает в себя несколько этапов:

1.   Построение базы данных (БД) задачи, т.е. таблицы численных значений, констант и искомых параметров;

2.   Запись основных формул электротехники, т.е. запись базы знаний (БЗ);

3.   Получение математической модели (ММ) задачи, т.е. системы уравнений с искомыми параметрами из формул БЗ;

4.   Решение системы уравнений.    

Эти этапы иллюстрируются последовательностью

 

Построение БД               Запись БЗ                           Построение           Решение

(текст задачи,        ->  формулы электротехники   ->  математической  ->   системы

таблица данных,        и зависимости, заданные        модели (система   уравнений    

рисунок)                              в задаче)                              уравнений)

 

Содержание каждого этапа иллюстрируется следующими четкими действиями (алгоритмами):

1.   БД включает в себя: текст задачи, таблицу параметров, рисунок. В таблице параметров необходимо указать: обозначение параметров, исходное значение;

2.        При записи БЗ формулы электротехники необходимо дополнить зависимостями, указанными в условии задачи. Обозначение параметров в БД и БЗ должны совпадать.

3.        Исполненные выше первый и второй этапы являются подготовительными для построения математической модели (т.е. полной системы уравнений, позволяющей найти искомый параметр).

Получение каждого уравнения ММ дается алгоритмом из 5 действий:

1.   Выбор искомого параметра (в качестве первого параметра берется искомый параметр всей задачи);

2.   Выбор из БЗ формулы, содержащей этот параметр;

3.   Подстановка численных значений из БД;

4.   Арифметика, т.е. проведение упрощений и преобразование формулы к стандартному виду;

5.   Добавление полученного уравнения в систему, т.е. наращивание математической модели.

В результате этой цепочки операций получаем уравнения, которые могут содержать новые неизвестные параметры. Один из них мы назовем искомым и вернемся к пункту 1. Таким образом, получение уравнения для каждого искомого параметра выполняется указанный выше алгоритм из 5 действий. Когда для каждого неизвестного будет получено уравнение, мы будем иметь полную систему уравнений, т.е. математическая модель будет построена.

Для решения уравнений можно воспользоваться компьютерными системами для аналитического и численного решения математических задач.

Пример решения задачи по электротехнике, проиллюстрируем решение задачи по приведенным выше правилам на примере [1]:

Определить токи ветвей (рис. 1), если напряжение U=120 В, R1=18 Ом, R2=30 Ом, R3=20 Ом.

Эту задачу решим при условии, что используется следующая база знаний.

Процесс накопления уравнений ММ для данной задачи с помощью указанного выше алгоритма (алгоритма из 5 действий) продемонстрирован ниже.

 

Эту задачу решим при условии, что используется следующая база знаний. Процесс накопления уравнений ММ для данной задачи с помощью указанного выше алгоритма (алгоритма из 5 действий) продемонстрирован ниже. База знаний электротехники для расчета цепей постоянного тока с одним источником:

Таким образом, решение задачи сводится к решению следующей системы уравнений:

Словесная текстовая задача сводится теперь к системе уравнений, т.е. может быть решена известными математическими методами. Другими словами, нечеткое словесное представление задачи сведено теперь к четкой математической системе.

 

Литература

1.Пантюшин, И.А. Сборник задач по общей электротехнике/ И.А. Пантюшин. – М.: Высш. шк., 1968.

2.Тайц, О.Г. Интеллектуальные алгоритмы математического решения научно-технических задач и применение языка БРЯН // НТИ.- 2003 - №1.

 

 

 

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz