ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ "ПРОМЕТЕЙ" ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 

Сиваков В.В. (БГИТА, г. Брянск, РФ)

 

Experience application of system of remote training "Prometey" at teaching of technical disciplines.

 

В образовательном процессе очень большую роль играют контроль и оценка знаний. Они одновременно выполняют функции усвоения и практического применения знаний, которые были получены студентами в ходе учебного процесса. На данный момент можно выделить два типа систем контроля знаний:

   - ориентированные на прохождение тестов в письменной форме с последующей проверкой преподавателем;

   - системы компьютерного тестирования.

Системы компьютерного тестирования могут применяться в разных вариантах:

- локальное тестирование;

- Intranet тестирование;

- Internet тестирование.

 Наиболее перспективным является применение клиент-серверных технологий тестирования.

К заданиям в тестовой форме предъявляются следующие требования:

- правильность содержания;

- логическая форма высказывания;

- правильность формы;

- краткость;

- наличие определенного места для ответов;

- правильность расположения элементов задания;

- одинаковость правил оценки ответов;

- одинаковость инструкции для всех испытуемых;

- адекватность инструкции форме и содержанию задания.

Помимо исключения субъективизма тестирование дает ряд существенных преимуществ перед традиционными формами контроля знаний:

1.   сокращение времени прохождения теста;

2.   сокращение трудозатрат преподавателя;

3.   быстрое получение результатов, исключающее неадекватность реакции обучаемого (при текущем контроле знаний в частности) и повышение его мотивацию к обучению;

4.   повышение качества образовательного процесса за счет своевременной корректировки учебной программы;

5.   уменьшение субъективности оценки знаний.

Проверка усвоения студентами лекционного материала проводится на кафедре ОЛК и ТС БГИТА около 10 лет. Для этого первоначально использовалась программа Ассистент II, которая, однако, обладает рядом недостатков:

- ограниченность типов вопросов;

- слабая защита от взлома;

- возможность неавторизованного доступа;

- отсутствие ведение подробной статистики по каждому пользователю в течение времени;

- ограниченность анализа сложности  теста;

- сложность задания вопросов из нескольких тем;

- отсутствие поддержки объектов мультимедиа.

Рисунок  1 – Интерфейс программы Ассистент II

 

В 2009 году была приобретена система дистанционного обучения Прометей и с тех пор начался перевод имеющихся тестов для системы Прометей (посредством специальной программы конвертора тестов).

К преимуществам СДО Прометей относятся:

- 10 типов вопросов (один из многих, многие из многих, поле ввода, соответствие, упорядочение, да/нет, область на рисунке, развернутый ответ, несколько пропущенных слов, несколько полей ввода);

- ведение подробной статистики тестирования студента;

- отчет успеваемости по тесту;

- анализ сложности теста.

 

Рисунок 2 – Отчет успеваемости по тесту

 

Рисунок 3 – Анализ сложности вопроса

 

В настоящее время для студентов механико-технологического факультета («Машины и механизмы лесного комплекса», «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования») разработано более  20 тестов по 7 дисциплинам.

Существующая структура тестирующего модуля по дисциплине включает 3 теста по лекционному материалу (приуроченные по времени к текущей аттестации студентов в семестре), а также тесты по проверке теоретических знаний при выполнении отдельных практических занятий.

Применение системы тестирования позволяет более точно оценить усвоение учебного материала каждым студентом, а развернутая система статистики по курсу позволяет провести анализ сложности задаваемых вопросов и скорректировать, в случае необходимости, изучение отдельных тем.

Вместе с тем, основываясь на практике применения систем тестирования, можно сделать некоторые выводы для повышения их эффективности:

- желательно использовать тесты для самопроверки усвоенного материала;

- основные и дополнительные материалы учебного курса должны быть доступны в рамках электронного курса.    

 

Сайт управляется системой uCoz