СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА В ФОРМЕ УЧЕБНО-ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ВИДЕОФИЛЬМА “БИОГРАФИЯ А.К.ТОЛСТОГО”

 

Нифагина Н.Н., Захарова В.Д., Сенющенков М.А.

(БГИТА, г.Брянск, РФ)

 

Приведено методическое описание информационного образовательного ресурса, сертифицированного на федеральном уровне – учебного пособия по литературе в форме учебно-документального фильма  “Биография А.К.Толстого”  на DVD.

 

Учебно-документальный фильм “Биография А.К.Толстого”  создан лабораторией телевидения БГИТА в течение 2004-2007 г.г. к 190-летию поэта. Автор, сценарист и режиссер фильма - заведующая лабораторией ТВ и ТСО БГИТА, к.ф.н. Н.Н.Нифагина. Оператор – Виктор Юрин. Научные консультанты: доктор исторических наук А.М.Дубровский, филолог В.Д.Захарова [17] и писатель Д.А.Жуков [4, 15-16].

Фильм создан по заказу Управления культуры Брянской области, прошел научно-исследовательскую педагогико-эргономическую экспертизу в  ГНУ «Институт содержания и методов обучения РАО» (ИСМО РАО), имеет сертификат Российской академии образования и рекомендован в качестве учебного пособия для школ. Фильм прошел также региональную экспертизу в Департаменте образования Брянской области и тиражирован для школ Брянской области.

Большую помощь в создании фильма оказали директор Брянского областного краеведческого музея, писатель В.П.Алексеев и директор музея - усадьбы А.К.Толстого в с. Красный Рог М.Д.Трушкин.  Директор видеофильма - к.т.н. доцент М.А.Сенющенков. Текст читала журналист Брянской ГТРК Галина Насонова.

Видеофильм «Биография А.К.Толстого» в хронологическом порядке рассказывает биографию поэта  и состоит из трех видеоновелл. Продолжительность фильма 63 минуты. Далее приведены методические рекомендации по использованию фильма на школьных уроках и учебных занятиях в вузах.

 

 

Рисунок 1 - Музей А.К.Толстого в усадьбе Красный Рог (Арх. В.Н.Городков, 1993г.)

Рисунок 2 - Фамильный склеп Толстых в селе Красный Рог

 

1 Общие сведения

1.1. Видеофильм может быть использован при изучении литературы по программам базового и углубленного уровня в общеобразовательных и высших учебных заведениях и  на факультативных занятиях.

1.2. Видеофильм «Биография А.К. Толстого» включает в себя три следующих самостоятельных видеофильма: «Я люблю тот край…», «Зри в корень», «Двух станов не боец…».

1.3. На занятиях можно использовать отдельно каждый видеофильм, предварительно проведя беседу, ориентированную на восприятие видеоматериала. После просмотра рекомендуется выяснить впечатление, которое произвела каждая часть видеофильма, а также весь видеофильм в целом. Затем можно переходить к тематическим вопросам.

1.4. На основе видеофильма «Биография А.К. Толстого» учащиеся могут выполнять устные и письменные задания, в том числе и творческого характера. Это позволит изучить дополнительные литературные источники.

1.5. К видеофильму  «Биография А.К. Толстого» дается список литературы, который может быть использован для самостоятельного исследования биографии Толстого.

2   Новелла первая «Я люблю тот край…»

 

Творчество А.К. Толстого, выдающегося писателя, прозаика и драматурга  XIX  века, всегда пользовалось широкой популярностью. Многообразен и значителен вклад Толстого в русскую литературу. Тонкий и проникновенный поэт, он был талантливым  писателем, внес значительный вклад  в развитие русской исторической драматургии.

Мемориальная усадьба графа Алексея Константиновича Толстого в Красном Рогу хотя и утратила свой исторический облик, но во многом сохранила   мемориальный парк и ландшафт, отраженный в его произведениях.

В данной новелле видеофильма «Биография А.К. Толстого» учащиеся знакомятся с историей появления на свет графа А.К. Толстого.

Материалы видеофильма позволяют совершить заочные литературные экскурсии, увидеть, где и как проходило творческое становление А.К. Толстого, что явилось источником вдохновения. Родился А.К. Толстой в Петербурге в 1817 году, но детство провел в имениях матери и дяди в Черниговской губернии. С детства имел склонность к литературе.

Дядя Толстого, Алексей Алексеевич Перовский (Антоний Погорельский) всячески способствовал развитию поэтического таланта племянника. В возрасте 10 лет А.К. Толстой был представлен будущему императору Александру II и оказался в числе детей, приходивших к цесаревичу в воскресные дни для игр.

Поездки за границу, знакомство с мировым искусством и литературой вырабатывает у молодого человека свое, отличное от матери и дяди, мировоззрение.

Благодаря влиятельным родственникам Толстой быстро продвигается по служебной лестнице, но карьерный рост его не интересует. Толстой хочет заниматься литературой, к которой у него  тяга и призвание. В начале 1840-х годов он пишет рассказы на французском языке «Упырь» и «Семья вурдалака». Они были замечены  В.Г. Белинским, который сразу же отметил появление нового литератора.

Путешествие Толстого по Малороссии рождает стихи, представляющие  оригинальный сплав лирического и эпического.

Вместе  с Алексеем Жемчужниковым  Толстой сочиняет шутку-водевиль «Фантазия», которая была запрещена сразу же после первой постановки. Заканчивается новелла рождением  известного литературного героя –  Козьмы Пруткова. 

2.1. Комментирует данную новеллу доктор исторических наук Александр Михайлович  Дубровский. Научный консультант –  филолог В.Д. Захарова.

2.2. Перед демонстрацией видеофильма целесообразно рассказать о «Золотом веке» русской поэзии и прозы, представителем которой является А.К. Толстой.

2.3. Просмотр видеофильма завершается выявлением впечатления от увиденной новеллы:

– Какие фрагменты видеофильма показались наиболее интересными?

–    Что вы знаете о семействе Разумовских?

– Какие  лирические стихотворения, посвященные Малороссии, вы  знаете?

–   Когда  А.К. Толстым были написаны первые рассказы?

–  Когда произошло знакомство с цесаревичем Александром и как это отразилось на судьбе А.К. Толстого?

– Где и когда были прочитаны Толстым отрывки из романа «Князь Серебряный»?

–   Почему была запрещена шутка-водевиль «Фантазия»?

 

3   Новелла  вторая «Зри в корень»

 

3.1. Новелла «Зри в корень» посвящена появлению на свет  сатирической маски самовлюбленного бюрократа николаевской эпохи Козьмы Пруткова. 

Встреча  на балу с Софьей Андреевной Миллер. Вспыхнувшая любовь  к ней, вызвала к жизни шедевры лирики, которые и сейчас являются гордостью русской поэзии. В жизни Толстого появляется женщина, с которой у него духовная близость, и которая понимает его.

Недовольство матери А.К. Толстого связью с С.А. Миллер.

В 1854 году начинается Крымская война.  После поражения русских войск под Евпаторией умер Николай I. На престол вступает Александр II, который дает добро на зачисление А.К. Толстого майором в Стрелковый полк императорской фамилии. Толстой заражается тифом, но, благодаря уходу Софьи Андреевны,  вскоре выздоравливает и они уезжают в Крым. Здесь Толстой создает цикл стихотворений, объединенных в единый сюжет «Крымские очерки».

В «Современнике» с успехом печатаются его стихотворения.

Новелла заканчивается смертью  дяди Льва Алексеевича Перовского, дяди Василия Алексеевича Перовского  и матери Анны Алексеевны Толстой. А.К. Толстой становится наследником трех  состояний.

3.1.1. Научные комментарии к новелле даны филологом  В.Д. Захаровой, писателем Д.А. Жуковым, д.и.н. А.М. Дубровским.

3.1.2.  В зрительный ряд включены пейзажи тех мест, которые особенно близки и дороги Толстому.

3.1. 3. В новелле звучат лирические стихи, отрывки из «Крымских очерков», романс «Средь шумного бала». Стихи исполняются Евгением Пацино и народным артистом В. Никитиным.

3.1.4. Представленные фотографии Толстого, Софьи Андреевны, современников, съемки в Мелласе  дополняют фильм,  определяют состояние и настроение поэта в то время, позволяют понять жизненные источники его творчества.

3.2. Демонстрацию новеллы целесообразно провести после лекции о сатирической поэзии XIX века, что предшествовало появлению Козьмы Пруткова. Рассказать о причинах возникновения Крымской войны и поражения России в этой войне.

3.2.1. Просмотр видеофильма завершается выявлением впечатления от увиденной новеллы:

– Какие эпизоды из жизни А.К. Толстого показались наиболее интересными?

– Какие стихотворения А.К. Толстого вам запомнились? Почему именно они включены в данную новеллу?

– Сколько романсов написано на стихи А.К. Толстого,  и какие вы знаете?

– Каково отношение Толстого к службе?

–  Когда вышел первый сборник стихотворений А.К. Толстого?

3.2.2. Для домашнего задания может быть предложен поиск творческого характера:

–  Подберите дополнительный материал о создании «Козьмы Пруткова»

–  Подберите дополнительный материал о Крымской войне.

– Подберите дополнительный материал о помощи А.К. Толстого Т.Г. Шевченко и  И.С. Тургеневу.

4  Новелла третья « Двух станов не боец…»

 

Жизнь Толстых в имении  «Пустынька». Лирические стихотворения  Толстого, написанные в 1850-х годах. 

Увольнение в отпуск и начало работы над поэмой «Дон Жуан» в Париже. Знакомство в Дрездене  с поэтессой Каролиной Карловной Павловой.  Ее  перевод «Дон Жуана» на немецкий язык.

Манифест об отмене крепостного права и попытки А.К. Толстого заниматься хозяйством.

Окончательное увольнение со службы. Стихотворение «Государь ты наш, батюшка».  Работа   над романом «Князь Серебряный». Работа в Дрездене над первой частью трилогии «Смерть Иоанна Грозного».

Венчание с Софьей Андреевной в Дрездене. Ухудшение здоровья, лечение в Германии и возвращение в Россию для окончания пьесы «Смерть Иоанна Грозного». Режиссерская разработка спектакля. Постановка пьесы на сцене Александринского театра. Перевод пьесы на немецкий язык и успешная постановка пьесы в Веймаре.

Выход в печать нового сборника стихотворений. Салон Толстых в Петербурге.

Работа над второй и третьей частью трилогии «Царь Федор Иоанович» и «Царь Борис». (При жизни А.К. Толстого эти пьесы поставлены не были).

Работа над балладой «Садко» и пьесой «Посадник».

Смерть А.К. Толстого в 1875 году. Склеп Толстых в селе Красный Рог.

Жизнь после смерти.

4.1. Научные комментарии к новелле дает филолог  В.Д. Захарова, писатель Д.А. Жуков, д.и.н. А.М. Дубровский.

4.2. В видеофильм включены  съемки  Парижа, Дрездена, Люксембурга, Берлина, где бывал А.К. Толстой.

4.3. В видеофильм включен отрывок из спектакля «Дон Жуан» в постановке Брянского драматического театра им. А.К. Толстого, а также отрывки из фильма «Царь Иоанн Грозный», «А.С. Пушкин», «И.С. Тургенев», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», «Война и мир», «Русский ковчег».

4.4. После просмотра можно провести обсуждение следующих вопросов:

–  Какие баллады А.К. Толстого вы знаете?

–  Какой эпизод в фильме вам понравился больше всего, и почему?

– Как Толстой относился к различным политическим течениям в России?

–  Как трактует А.К. Толстой свободу воли в поэме «Дон Жуан»?

–  Чем привлекает А.К. Толстого  XVI век?

– На какие стихотворения А.К. Толстого были написаны романсы?

–  Каким рисуется народ в романе «Князь Серебряный»?

–  Как относится А.К. Толстой к реформе 1861 года?

–  Как прошла постановка пьесы «Смерть Иоанна Грозного» на сцене Александринского театра?  

4.5. Для домашнего задания может быть предложен поиск творческого характера:

–  Подберите материал о постановке «Царь Федор Иоанович» и «Царь Борис» в современных театрах.

–  Что вы знаете  об актерах, исполняющих роль Иоанна Грозного.

– Отношение А.К. Толстого к нигилизму и роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Подберите материал о последних годах пребывания А.К. Толстого в Красном Роге. 

Литература

1. Стихотворения  графа А.К. Толстого. – СПБ. 1867.

2. Полное собрание сочинений гр. А.К. Толстого: В 4-т. Издание А.Ф. Маркса // Под ред. П.В. Быкова и со вступительной статьей С.А. Венгерова. – СПб. 1908.

3. Собрание сочинений А.К. Толстого: В 4-х т. // Вступ. статья Г.И. Ямпольского. – М.: Художественная литература. 1964.

4. Жуков Д.А. Алексей Константинович Толстой.– М.: Молодая гвардия. ЖЗЛ. 1972.

5. Кондратьев А.А. Граф А.К. Толстой. Материалы для истории жизни и творчества. – СПб., 1912.

6. Котляревский Н. Старинные портреты. – СПб., 1907.

7. Мещерский В.П. Граф А.К. Толстой. Его жизнь и сочинения. – СПБ.: Гражданин. № 40. 1875.

8. Тургенев И.С. Письмо к редактору по поводу смерти  графа А.К. Толстого // Собр. соч: В 9 т. Т. 9. – М., 1980.

9.  Покровский В.И.  Алексей Константинович Толстой. Его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных статей. Изд-е 2-е. – М., 1908.

10. Покровский К.В. Граф Толстой и современная ему критика. – М., 1908.

11. Соловьев А.Л. А.К. Толстой. Биография и подробный разбор важнейших произведений для учащихся. – СПб., 1911.

12. Фет А.А. Мои воспоминания: В 2-х т. – М., 1890.

13. Ямпольский И.Г. А.К. Толстой – драматург. – Л., 1940.

14. Языков Д.Д. Жизнь русских деятелей. – М ., 1984.

15. Жуков Д.А. Русские биографии. Алексей Константинович Толстой.Т.2–М., 2003.

16. Жуков Д.А. Русские биографии. Краткий очерк жизни и творчества Козьмы Пруткова. Т. 2. – М., 2003.

17. Захарова В.Д. По следам А. К. Толстого. Вымыслы и правда. – Брянск, 2007.

Сайт управляется системой uCoz