ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

 

Животовская Г.П., Варганова И.В., Сидоренкова Л.А.

 (ЮУрГУ, Челябинск, РФ)

 

 This article presents research concerning the application of distance learning during professional development of chemistry teachers.

 

В статье представлены исследования, связанные с применением дистанционного обучения в системе  повышения квалификации учителей химии.

 

Необходимым условием развития системы образования является дополнительное педагогическое образование, реализуемое в системе повышения квалификации. Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что любые изменения в системе образования не осуществимы до тех пор, пока не происходит опережающая подготовка педагогических работников к данным изменениям. Любое нововведение в образовании затрагивает систему повышения квалификации педагогических кадров и требует профессионального осмысления базовых ценностей в содержании, формах, методах повышения квалификации. Поэтому в условиях модернизации российского образования, главной целью которого является достижение нового качества образования за счет создания новых образовательных стандартов, новых учебных планов, программ, использования новых форм организации учебного процесса, возникновения новых типов образовательных учреждений, наиболее острой является проблема повышения квалификации педагогических кадров.

Если до сих пор повышение квалификации педагогических кадров происходило один раз в пять лет, то в настоящее время педагогам значительно чаще требуется повышение  уровня профессиональной компетентности. При учете скорости реформ в системе образования и количества педагогов, нуждающихся в подготовке реформ, становится очевидным, что существующая сегодня система дополнительного педагогического образования не в состоянии удовлетворить как требования государства к системе повышения квалификации работников образования, так и актуальные информационные потребности педагогов.

Для реализации задач, стоящих перед современным образованием, необходима эффективная, гибкая, модульная система повышения квалификации учителей, опирающаяся на наиболее передовые технологии и средства обучения.

До сих пор основными формами повышения квалификации являлись массово-репродуктивные формы и методы преподавания, ориентированные на рост научного потенциала, а не педагогического мастерства. В традиционной модели повышения квалификации невозможно создать условия для развития профессиональной компетентности педагогов и удовлетворения в полной мере индивидуальных профессиональных потребностей и интересов педагогов. Переход традиционной системы повышения квалификации педагогических кадров на личностно- ориентированное основание, создание педагогических условий активизации профессионального развития и саморазвития педагога, повышение эффективного управления процессом повышения квалификации на основе новых информационных технологий является одним из путей преодоления кризиса в системе повышения квалификации и решением существующих в системе повышения квалификации противоречий между существующей необходимостью в профессиональном развитии педагогов и отсутствием удовлетворительных методик и технологий его осуществления, между содержанием и методами повышения квалификации, а также несоответствие содержания повышения квалификации и профессиональных запросов и потребностей педагогов.

Именно поэтому, сегодня крайне актуальна проблема повышения квалификации педагогических кадров через новые, альтернативные формы обучения. Одной из таких форм является дистанционное обучения, которое в определенной форме способствует решению основных проблем дополнительного педагогического образования, а именно:

·                        доступ неограниченного количества педагогов к повышению профессиональной квалификации;

·                        быстрая и качественная подготовка педагогов к управлению инновационными процессами, вызванными модернизацией российского образования;

·                        обучение без отрыва от основного места работы и возможность непосредственного использования полученных знаний в профессиональной деятельности;

·                        возможность учета информационных потребностей педагогов;

·                        реализация принципа индивидуализации и дифференциации обучения;

·                        снижение затрат на обучение за счет сокращения расходов, связанных с командированием и замещением педагогов.

Система повышения квалификации позволяет использовать возможности дистанционного обучения в связи с тем, что в системе повышения квалификации имеется огромный опыт взаимодействия с взрослыми. Педагоги в силу своих психологических и профессиональных особенностей  позволяют создавать профессионально значимые курсы для учителей, отбирать систему теоретических и практических занятий, направленных на совершенствование и развитие их профессиональной деятельности. Одним из условий успешного осуществления дистанционного обучения является высокая организованность и ответственность педагогов. Созданию модели дистанционного обучения, которая встраивается в общую систему повышения квалификации, помогает опыт обучения в очно-заочной форме, где проводятся курсы с включением специально организованного этапа самостоятельной работы слушателей, предусматривающей планирование работы совместно преподавателя и обучаемых. Наконец, дистанционное обучение не может полностью заменить традиционную очную форму обучения, не может дать тот уровень знаний, умений и навыков, который необходим педагогу, но оно хорошо подходит тем, кто уже обладает некоторым информационным полем и  желает повысить уровень своей квалификации и компетентности.

По мнению педагогов, занимающихся в области дистанционного обучения, к недостаткам  внедрения дистанционного обучения в систему повышения квалификации относятся: обязательность компьютерной подготовки, как необходимого условия вхождения в систему дистанционного обучения; неадаптированность, а часто и отсутствие учебно-методической литературы (электронных учебных пособий, лекций, заданий по конкретной дисциплине); уменьшение потенциальной аудитории слушателей, которое объясняется отсутствием технической возможности включения в учебный процесс  (компьютер, Интернет-связь);  недостаточная разработанность систем администрирования учебного процесса в дистанционном режиме и снижение качества дистанционного обучения в сравнении с очным обучением.

Таким образом, для организации дистанционного обучения  в системе повышения квалификации необходимо решение ряда проблем. Дистанционное обучение является формой обучения, характеризующейся использованием комплекса специфических методов, средств и форм обучения. К ним относятся  информационные и коммуникационные технологии. 1. Главным условием использования дистанционного обучения является владение педагогами навыками работы с компьютером, новыми информационными и телекоммуникационными технологиями. Проведенные нами исследования свидетельствуют о том, что лишь около 39% педагогов Челябинской области имеют навыки работы на компьютере. Поэтому для подготовки учителей к работе дистанционного обучения необходима гигантская предварительная работа по ликвидации компьютерной безграмотности педагогических работников. 2. Преподаватель дистанционного обучения должен быть не только специалистом в своей предметной области, не только иметь навыки работы с информационно-коммуникационными технологиями, но и владеть методикой разработки дистанционных курсов, технологиями. 3. Внедрение дистанционного обучения требует тщательной, предварительной подготовки программ дистанционных курсов, выбора технологий обучения, контрольно-измерительных материалов т.д. Процесс введения дистанционного обучения при повышении квалификации педагогов предусматривает совместную деятельность по его созданию методистов, преподавателей и специалистов по программному обеспечению. 4. Рассматривая дистанционное обучение в качестве новой формы обучения, следует предусмотреть, что педагогические работники должны не только повышать собственную профессиональную компетентность, но и быть готовыми использовать данную форму обучения в собственной педагогической практике. 5. При организации дистанционного обучения необходимо разработать программу и методические средства обучения педагогов конкретной предметной области, содержанием которых должны быть актуальные вопросы методики преподавания соответствующей дисциплины.  

Итак, использование дистанционного обучения в системе повышения   квалификации педагогических кадров предполагает выполнение определенных требований, без учета которых не может быть и речи не только об эффективном функционировании дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогических работников, но и об использовании данной формы обучения вообще. Основными из них являются:

· разработка дистанционных курсов для педагогических работников с учетом их актуальных информационных запросов и государственного заказа к системе дополнительного педагогического образования;

· подготовка профессорско-преподавательского состава учреждений дополнительного педагогического образования;

· активная работа по усилению информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников;

· создание систем дистанционного обучения учителей конкретной предметной области;

· подготовка учителей к использованию технологий дистанционного обучения в собственной профессиональной деятельности.

Сайт управляется системой uCoz