ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Жигало В.Я. (БГИТА, г. Брянск, РФ)

 

Разработка и внедрение компьютерных программ в самоорганизации форм двигательной активности студентов и формированию здорового образа жизни (ЗОЖ). Анализ экспериментального исследования.

 

Современные перемены, происходящие в различных сферах нашей жизни, неизбежно затрагивают образование и воспитание молодежи.

В последние десятилетия социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь систему образования, которая напрямую связана с экономическими процессами через подготовку производительных сил.

Темпы развития науки и техники, новейшие технологии, указывают на необходимость высокого уровня профессиональной подготовки студентов и, следовательно, предъявляют повышенные требования к их здоровью.

Мы считаем, что система двигательной активности, которая реализуется в рамках учебных занятий по физическому воспитанию в вузах на основе предлагаемых программ, не в полной мере достигает требуемой эффективности  в силу организационного несовершенства, а также с учетом того обстоятельства, что учебные занятия по физическому воспитанию, как правило, заканчиваются к 4 курсу. Витальное же самосовершенствование, предполагает практическую реализацию индивидуальных программ двигательной активности, составляемых самим студентом на основе самоконтроля, в течении всей последующей жизни.

На кафедре разработана компьютерная комплексная программа позволяющая системно представлять на экране компьютера в различной форме учебную и спортивную информацию, инициировать процессы усвоения знаний, приобретения умений и навыков учебной или практической деятельности, осуществлять контроль результатов обучения, активизировать познавательную деятельность обучаемых, формировать и развивать определенные виды мышления.

Цель разработанной программы – создание инструмента самоорганизации студентов как в период обучения в вузе, так и в последующей своей жизни, в сфере построения своего индивидуального здорового образа жизни (ЗОЖ).

Задачами разработанной программы являются: формирование у студентов познавательных способностей в области ведения ЗОЖ, раскрытие, сохранение и развитие индивидуальных способностей; формирование устойчивой, положительной мотивации на ведение индивидуального ЗОЖ.

Компьютерная система представляет собой как информационную, так и деятельностную часть и состоит из нескольких блоков представленных в (рис. 1), функции которых разнообразны, но основная – помощь в самоорганизации форм двигательной активности студентов и формированию ЗОЖ.

 

 Рисунок 1 – Деятельностный блок

 

В ходе эксперимента мы проверили эффективность внедрения разработанной нами компьютерной программы, в процессе учебно-профессиональной деятельности студентов поступивших из районов подвергшихся воздействию радиоактивного загрязнения.

Эффективность предложенных программ в сформированности установки на ведение здорового (индивидуального) образа жизни оценивалась нами по следующим критериям:

-     уровень здоровья;

-     сформированность теоретических и методико-практических знаний и умений в области ведения ЗОЖ;

-     сформированность творческого отношения к собственному здоровью;

Для проверки уровня физического здоровья мы использовали методику, предложенную Г.Л. Апанасенко,(1) которая представляет собой определение энергопотенциала функциональных возможностей человека и на его основе ранжирование уровней здоровья.

Чем выше уровень здоровья, тем меньше риск соматических заболеваний у человека, а безопасный уровень здоровья ограничивается 14 баллами по системе оценки здоровья Г.Л. Апанасенко.

В результате проводимого эксперимента мы получили следующие данные, представленные в виде (рис. 2.).

Рисунок 2- Уровень физического здоровья (в баллах)

 

Для оценки уровня подготовленности к ведению здорового образа жизни студентов, мы использовали, с учетом некоторой корректировки, анкету, предложенную Н.А. Бирюковым (2), качественная характеристики уровней сформированности компонентов определялась нами по критериям сформулированными им же.

Итоговое сопоставление уровней подготовленности студентов экспериментальной и контрольной групп по четырем ее компонентам (мотивационный, содержательный, деятельностный и творческий) к ведению здорового образа жизни представлено в таблице 1.

 

Таблица 1- Сводная таблица уровней подготовленности студентов к ведению ЗОЖ в %

Уровни сформированности.

Начало эксперимента.

Окончание эксперимента.

Экспериментальная группа.

Контрольная группа.

Экспериментальная группа.

Контрольная группа.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Начальный.

20,6

17,02

17,53

13,09

8,06

9,18

18,94

15,8

Низкий.

19,38

23,1

24,27

24,19

12,7

17,8

24,98

28,3

Средний.

35,84

39,04

38,8

40,66

38,38

40,16

35,82

36,16

Высокий.

24,18

20,84

19,4

22,06

40,86

32,86

20,26

19,74

Итого

100

100

100

100

100

100

100

100

 

Таким образом, материалы представленные в рисунках и таблицах дают наглядное представление о том, что в экспериментальной группе снизилось число студентов, у которых оздоровительная направленность деятельности вообще не наблюдалась, а наоборот повысилось количество студентов, использующих творческий вид деятельности, у которых планы на оздоровительную деятельность сформировались в значительной (средний уровень) и высокой степени (высокий уровень).

Использование компьютерных технологий обучения, сочетающих идеи программированного обучения и теории поэтапного формирования умственных действий, способствует повышению уровня здоровья и мотивации на ведение здорового образа жизни.

Значимым средством в образовательном процессе студентов является творческая деятельность, формирующая творческую направленность личности студентов, реализующую возможность выбора средств и методов обучения в соответствии с их индивидуальными особенностями.

Все это подтверждает эффективность разработанной нами компьютерной программ.

Литература

1.    Апанасенко Г.Л. О возможностях количественной оценки уровня здоровья человека /Гигиена и санитария/ - 1985. - №6. – С. 55-58.

2.    Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: Некоторые проблемы теории и практики //Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. -СПб.: Наука, 1993. -С. 49-59.

3.    Бирюков Н.А. Педагогические условия валеологической подготовки студентов средствами физической культуры. Канд.пед.наук. –Барнаул, 1999.

 

Сайт управляется системой uCoz