ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ  ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

 

Цыганкова Е.А. (БГИТА, г. Брянск, РФ)

 

The paper considers the possibility of using multimedia presentations in teaching foreign languages.

 

В статье рассматривается возможность использования мультимедийных презентаций при проведении занятий по иностранным языкам.

 

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в вузе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

 По мнению Е.С. Полат задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого студента, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому студенту проявить свою активность, свое творчество. Задача преподавателя – активизировать познавательную деятельность студентов в процессе обучения иностранным языкам.

 Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование мультимедийных технологий, Интернет­­-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей обучаемых.

Остановимся подробнее на использовании мультимедийных технологий. Мультимедийные презентации – это качественно новый подход в изучении иностранных языков.  Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала студентами и проводить занятия на новом уровне. Для подготовки такой презентации студент должен провести научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в процесс индивидуального творчества. Необходимо отметить, что студенты выполняют мультимедийные презентации с большим интересом. Это еще и стимул к развитию интереса студентов к изучению языков и культуре стран, в которых эти языки являются доминирующими.  В справедливости сказанного мы не раз могли  убедиться при подготовке студентов нашей академии к научно-практическим конференциям по русскому и иностранным языкам.

 В процессе подготовки презентации создаются условия для развития мотивации к изучению иностранных языков, расширяются фоновые знания студентов, их кругозор и информативность.

Эффективность воздействия учебного материала на студента во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность мультимедийных презентаций делает их яркими, убедительными и способствует интенсификации процесса усвоения материала. Презентации позволяют воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую и эмоциональную. Мультимедийная презентация представляет собой обширный материал для общения на иностранном языке, являясь основой для монологической речи, то есть дает прекрасную возможность реализовать коммуникативную функцию языка.

Мультимедийная презентация – это эффективный прием при развитии и совершенствовании монологического высказывания, так как в процессе своего выступления студент имеет возможность использовать ключевые слова, иллюстрации, схемы, которые он разработал. Это позволяет делать сообщение последовательно, развернуто, выразительно, с достаточной скоростью, без необоснованных пауз между фразами.

Для создания мудьтимедийных презентаций наибольшее распространение получило приложение Power Point из комплекта Microsoft Office. Данное прграммное обеспечение получило широкое распространение и пользуется заслуженной популярностью у пользователей. Интеграция с другими приложениями комплекта позволяет быстро и качественно изготовить мультимедийную презентацию, которая кроме текста может включать компьютерную анимацию, картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение, организованные в единую среду.

Прежде чем приступить к подготовке мультимедийной презентации необходимо выбрать тему, определить количество и содержимое слайдов, а студентам самостоятельно распределить между собой ролевые функции:  спикер - студент, сильный в области иностранных языков; специалист по информационным технологиям - студент, хорошо разбирающийся в области Microsoft Power Point; рабочая группа – остальные студенты, работающие над созданием фрагментов общего проекта мультимедийной презентации. 

Обладая такой возможностью как интерактивность, мультимедийные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого студента, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.

Использовать мультимедийные  презентации в учебном процессе можно на различных этапах занятия, при этом суть ее как наглядного средства остается неизменной, меняются только ее формы, в зависимости от поставленной цели ее использования.

 Учитывая большие дидактические возможности компьютерного представления знаний, уже в ближайшее время следует ожидать более интенсивного использования мультимедийных презентаций в учебном процессе.

В заключении необходимо подчеркнуть, что использование мультимедийных презентаций на занятиях по иностранным языкам позволяет студентам логически правильно строить свое выступление, то есть формирует умение монологического высказывания. Это позволяет им научиться выражать законченную мысль, имеющую коммуникативную направленность, логически рассуждать, сопоставлять, научиться высказываться в пределах конкретной заданной темы. Использование мультимедийных  презентаций на занятиях позволяет: повысить мотивацию студентов, использовать большое количество иллюстративного материала, интенсифицировать занятие, вовлечь студентов в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков.

 

                                          Литература

1.      Денисова Ж.А., Денисов М.К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием. // Иностранные языки в школе. – 2008. - № 3.

2.      Коваленко А.В. Роль мультимедийной презентации на занятиях по  иностранному языку/Развивающие информационные технологии в образовании: использование учебных материалов нового поколения в образовательном процессе: Материалы научно-практической конференции.- Томск, 2010.  

3.      Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Педагогика, 2004.  

 

 

   

 

                                     

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz