МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

 

Артемова В.С. (БГИТА, г.Брянск, РФ)

 

  Multimedia supplement of the foreign language teaching process in the Higher Technical Educational Establishment is considered in the given paper.

 

В статье рассматривается мультимедийное обеспечение учебного процесса по иностранным языкам.

 

Современные тенденции  в преподавании иностранных языков в высшем учебном заведении связаны как с радикальной сменой методической парадигмы, так и с техническим и технологическим обновлением процесса обучения. Это выражается в широком применении новых средств обучения – прежде всего мультимедийных компьютерных программ.

Мультимедия – совокупность программно-аппаратных средств, реализующих обработку информации в звуковом и зрительном виде. Графика, анимации, фото, видео, звук, текст в интерактивном режиме работы создают интегрированную информационную среду, в которой студент обретает качественно новые возможности.

Российскими специалистами под руководством И.А.Зимней был проведен анализ психопедагогических особенностей первокурсников. В результате наряду с такими положительными чертами, как готовность к разнообразным формам работы и к интенсивному овладению новыми знаниями, был выявлен ряд недостатков. Это – неумение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки, контролировать и оценивать себя, использовать свои индивидуальные особенности для познавательной деятельности. Учет выявленных недостатков приводит к необходимости уделять больше внимания таким формам организации процесса обучения как занятия в мультимедийной аудитории и самостоятельная работа.

Использование студентами неязыковых специальностей новых информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество и эффективность подготовки специалистов, дает возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению студентов с учетом их индивидуальных особенностей. Средства новых информационных технологий позволяют осуществлять взаимодействие между преподавателем и студентом в диалоговом режиме. Такое взаимодействие облегчает процесс обмена информацией. Сочетание традиционных методов и средств обучения с современными компьютерными технологиями способствует повышению успеваемости студентов, стимулирует развитие самостоятельной работы. Ориентация на самостоятельную работу студентов при хорошо организованном и научно обоснованном методическом обеспечении повышает качественные показатели образовательного процесса, дает совершенно новые возможности для творчества. Работа с компьютером для студента гораздо интереснее, чем с напечатанным материалом. Материал для самостоятельной работы может иметь различные формы, а функция преподавателя заключается в управлении действиями студентов при работе с этим материалом.

Так, например, студентам второго курса предлагается провести работу по отбору слов для учебного словаря по специальности. На втором курсе обучения студенты переходят к чтению оригинальной литературы по специальности, возникает необходимость в терминологическом словаре. При переводе текстов студенты должны отбирать с помощью компьютера слова, которые встречались в тексте не менее пяти раз. Кроме того, в общий список студент должен ввести слова с меньшей частотностью, но которые отражают важные понятия в данной области знаний.

Таким образом, студенты, проводящие работу по отбору слов для учебного словаря с помощью компьютера, значительно расширяют свои знания в иностранных языках.

В последние годы благодаря развитию мультимедийных технологий появилось большое количество обучающих программ по английскому языку. Среди таких можно назвать говорящий словарь «Первая тысяча слов по-английски» Московского института новых технологий в образовании, мультимедиа программу «Профессор Хиггинс», рекомендованный министерством образования, мультимедиа программу «English platinum 2000», мультимедиа программу Бонк Н.А. «Английский шаг за шагом», части I и 2 и многие другие. Например: если вы хотите работать с текстом, программы не только позволяют читать текст на определенную тему со всевозможными иллюстрациями и примерами использования фраз и выражений, но и позволят интегрировать в себе такой классический метод, как аудирование и письмо. Более того, человек, пользующийся таким курсом, не скован темпом преподавателя, а может сам в интерактивном режиме прослушать необходимый фрагмент текста произвольное количество раз. Некоторые из подобных программ позволяют даже контролировать произношение учащегося, например: программа «Talk to me» Aurolog распознает вашу речь. Программа предполагает общение по определенной теме, вам задают вопрос на английском языке и дают несколько очевидных вариантов ответа, вы говорите выбранный вариант в микрофон, программа вас «понимает» и продолжает диалог в зависимости от вашего ответа.

Более подробно остановимся на программе «English platinum 2000».

Мультимедийный курс самообразования основан на современной методике интенсивного изучения языка, основанной на принципе погружения в языковую среду. Всевозможные жизненные ситуации представлены на диалоговом окне, где на 177 уроках учащийся слышит живую речь, пытается ее понять, параллельно пополняя словарный запас и знакомясь с грамматическими формами.174 общеобразовательных текстов знакомят со словами и терминами из биологии, химии, экологии, истории, физики и т.д.. Полнометражный фильм помогает понять, что такое современный английский язык. Грамматический раздел курса представлен теоретическим материалом и упражнениями но отработке навыков письменной речи. Озвученный и иллюстрированный словарь содержит 15000 слов и четыре этапа их освоения. Сначала появляется набор картинок, по заранее выбранной теме диктор циклично проговаривает их, выделяя соответствующую картинку, а учащийся помечает заученные слова (1-ый этап); затем диктор говорит слона, учащийся отмечает соответствующую картинку (2-ой этап); после чего учащийся проговаривает отмеченные компьютером картинки в микрофон, при этом идет тестирование правильности произношения (3-ий этап); наконец, учащийся пишет указанные компьютером слова, на английском языке (4-ый этап). Раздел Фонетика содержит теоретический материал и упражнения по проработке каждого звука, ударений, интонации, скорости и ритмичности речи.

Курс снабжен системой контроля и координации учебного процесса, которая состоит из системы сбора статистики успеваемости каждого пользователя по всем разделам, и системы администрирования, что позволяет привилегированному пользователю отслеживать успеваемость всех пользователей курса и настраивать индивидуальные уровни сложности для каждого из них.

Определяя цели, задачи и возможности использования компьютерных технологий на занятии, преподаватель может, прежде всего, иметь ввиду следующие принципиальные позиции:

а) сохранение психического и физического здоровья студентов;

б) формирование у обучаемых элементарных пользовательских умений и навыков;

в) помощь обучаемым в освоении учебного материала на основе специально и грамотно созданных для этой цели прикладных компьютерных программ по изучению иностранных языков;

Перечисленные задачи полностью исключают такую структуру процесса обучения, как стопроцентное сидение обучаемых у компьютера. Разнообразные формы учебной деятельности должны быть скомпонованы таким образом, чтобы компьютер становился не самоцелью, а лишь логическим и очень эффективным дополнением к учебному процессу.  

 

Литература

1 Зимняя И.А. Педагогическая  психология. Учебник для вузов. Изд.2-е. -М., 2001. -С.86-91.

2.Титаренко Г.А. Современные инофрмационные технологии. - М.: ЮНИТИ, 2006. -С.28-32.

3. MagnamediaEnglish platinum 2000”. Мультимедиа курс английского языка.

 

 

Сайт управляется системой uCoz