ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

 

Ускеленова А.Т.

 

В Казахстане "Стратегией индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы" предусматривается создание условий для развития: инновационных и наукоемких производств в среднем и малом бизнесе за счет приобретения оборудования и технологий по лизингу и широкого распространения франчайзинговых отношений, и  кооперации малого бизнеса с крупными предприятиями. С целью активизации реального инновационного процесса правительством РК осуществляется Программа формирования и развития Национальной инновационной системы на 2005-2015 годы [1]. Национальная инновационная система подразделяется на следующие четыре подсистемы:

1) научный потенциал,

2) инновационное предпринимательство,

3) многоуровневая инновационная инфраструктура. Это система состоящая из взаимосвязанных между собой производственных, консалтинговых, образовательных и информационных структур, обслуживающих и обеспечивающих условия для реализации инновационной деятельности. Инновационная инфраструктура состоит из следующих элементов: национальных и региональных технопарков, бизнес-инкубаторов, венчурных фондов и т.п.

4) финансовая инфраструктура – подсистема, предназначенная для комплексного финансирования научно-производственных и образовательных процессов в сфере инновационно-технологического развития. Она основана на сочетании различных механизмов прямой и косвенной государственной поддержки инновационного предпринимательства и инфраструктуры.

В Программе формирования и развития Национальной инновационной системы упор сделан не просто на приобретение оборудования и трансферт передовых технологий из-за рубежа, а на применение в производстве, прежде всего отечественных разработок. Поэтому в республике предпринимаются меры по повышению качества подготовки технических специалистов в отечественных и зарубежных НИИ и ВУЗах.

Анализ мировой практики свидетельствует, что национальные инновационные системы, как правило, обладают рядом специфических характеристик, присущих национальным институтам, особенностям исторического развития, трансформации и самоорганизации национальных систем под управлением государства. Управление направлено на совершенствование нормативно-правовой базы и приведение ее в соответствие с новыми условиями развития, формирование и совершенствование механизмов финансирования и стимулирования инновационных процессов, адаптацию институциональных структур к меняющимся условиям. Важным направлением развития НИС является формирование так называемой сетевой экономики. Основой такой экономики являются ТНК и малые венчурные фирмы, обслуживающие эти корпорации. При этом государственная поддержка малого инновационного бизнеса оказывает поддержку ТНК.

Вопросы формирования инфраструктуры национальных инновационных систем разработаны в многих исследования. Рассмотрим опыт России, входящей в группу БРИК. В России  выделяются три этапа в создании национального научно-инновационного комплекса [2, с.18-20].

Первый этап (1992–1996 гг.) заключался в формировании нормативно-правовой базы науки и механизмов адаптации науки к рыночным условиям. В начальный период рыночных преобразований в связи с обвальным падением финансирования предпринимались экстренные меры по сохранению важнейших составных частей научно-технического комплекса, прежде всего фундаментальной науки. Одновременно необходимо было заложить основы рыночных механизмов распределения бюджетных средств. Основным нормативным документом, был закон о науке и государственной научно-технической политике.

Второй этап (1997–2000 гг.) связан с разработкой концепции и плана реформирования российской науки. Основные работы в этой области проведены в 1997г. и были связаны со стабилизацией экономики и существенным увеличением финансирования науки. В концепции была изложена система взглядов на реформирование научно-технической сферы. Реализация плана была фактически сорвана в связи с кризисом 1998 г., но его основные подходы сохранены в разработанных Основах политики РФ в области развития науки и технологий, утвержденных Президентом РФ 30 марта 2002 г.

Третий этап реформирования (с 2000 г. по настоящее время) можно охарактеризовать как переход из фазы выживания в фазу развития. В этот период осуществляются меры по подготовке нормативных документов, определяющих развитие всего научно-инновационного комплекса, включающего как научный, так и инновационный компоненты. Утверждена Стратегия развития науки и инноваций Российской Федерации до 2015 года, в которой выделена основная системная проблема российского сектора исследований и разработок, заключающаяся в том, что темпы развития и его структура не отвечают потребностям общества, национальной безопасности и растущему спросу со стороны предпринимательского сектора на передовые технологии. Стратегия развития российского научно-инновационного комплекса определяется рядом факторов, имеющих народнохозяйственное значение, сформулированных прежде всего в Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны, в которой акцент сделан на сочетании преимуществ России как энергетической державы с переходом к инновационному типу развития. Для решения поставленных задач необходимо:

- построить адекватную рыночным условиям систему управления научно-инновационным комплексом с учетом российской специфики;

- сформировать инфраструктуру инновационной деятельности и механизмы государственной поддержки инноваций;

- разработать методы распределения исключительных прав на исследования и разработки с учетом принятия четвертой части Гражданского кодекса РФ;

- выстроить эффективные подходы к стимулированию инновационной деятельности и трансферу технологий;

- сформировать и реализовать на практике адекватную потребностям рынка модель подготовки менеджеров и специалистов для прикладной научно-технической и инновационной деятельности;

- построить многоуровневую систему обучения и формирования склонностей к инновационной деятельности (дошкольные учреждения → школа → вуз → профпереподготовка).

Аналогичные, но более трудные (в части реализации) задачи стоят и перед Казахстаном. Так, нам следует разработать раздел Гражданского Кодекса, посвященный вопросам исследовательской деятельности (на предмет стимулирования инновационной деятельности). Обобщение мирового и отечественного опыта в формировании инфраструктуры позволяет нам судить о перспективности использования механизмов государственно-частного партнерства. Суть нашего предложения заключается в использовании механизма государственно-частного партнерства в инновационной сфере, в составе национальной инновационной системы. Здесь важно сделать правильный выбор, т.к. у каждой формы партнерства есть преимущества и недостатки (см. таблицу 1).

 

Таблица 1 – Основные преимущества и недостатки наиболее распространенных форм государственно-частного партнерства

Формы партнерства

Описание формы партнерства

Преимущества

Недостатки

Контракты на предоставление услуг

Частной компании поручается только обслуживание объекта госсобственности (техническое содержание, технологический надзор, ремонт)

Возможность проведения частным сектором профессиональной технической экспертизы

Нежелательно, когда происходит значительное улучшение обслуживания объекта при слабом общем управлении инфраструктурой

Контракты на управление и содержание

Частная компания управляет объектом, неся при этом ответственность перед государством за управление и получая вознаграждение по результатам своей работы

Выгоды в эффективности управления

Получение выгоды может вызвать трудности, т.к. государство остается ответственным за инвестиции

Контракты на эксплуатацию и содержание

Частная компания берет в лизинг госсобственность, несет за него ответственность, получает прибыль, выплачивает лизинговые платежи

Коммерческий риск несет частный сектор, который мотивирует эффективность

Необходима соответствующая административная структура, т.к. государство остается ответственным за инвестиции

Контракты на проведение НИР и/или ОКР

Физическое или юридическое лицо выполняет НИР и/или ОКР, получая вознаграждение по результатам своей работы

Риск несет частный сектор, который стимулирует исследовательскую деятельность

Требуется надежный регулятивный механизм и государственные инвестиции

Контракты на проектирование, строительство, финансирование и эксплуатацию

Государство передает объект на срок, определенный концессионным соглашением, при этом компания несет риск не только по его эксплуатации и содержанию, но и по инвестициям. По истечении срока действия соглашения объект возвращается государству

Компания стремится повысить эффективность своих инвестиций

Требуется надежный регулятивный механизм и государственные инвестиции

Контракты на строительство, владение и эксплуатацию

Объект передается на неопределенный срок. От приватизации отличается тем, что ответственность за оказание услуги сохраняется за государством. Поэтому государство может в любое время отменить действие такого контракта.

Компания стремится повысить эффективность своих инвестиций

Требуется надежный регулятивный механизм

Примечание –  Доработана автором на основе [3. c.11, 12]

                                                                                               

В казахстанской правовой системе до настоящего времени не сложилось единого понимания государственно-частное партнерства в инновационной сфере, причем его официальное определение в нормативных актах отсутствует. Нами предлагается следующее определение: государственно-частное партнерство в инновационной сфере – это равноправное партнерство юридических и физических лиц государственного и частного секторов экономики на взаимовыгодных договорных условиях в целях решения ключевых инновационных задач общества.

Выбор формы государственно-частного партнерства зависит от целей, преследуемых по конкретному проекту,  распределения ответственности по функциям владения собственностью, эксплуатации, риску, инвестициям. В таблице 2 систематизированы формы государственно-частного партнерства по эти функциям. Казахстанская модель образования развивается согласно "Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы". В соответствии со ст. 12 Закона РК "Об образовании в Республике Казахстан" действует следующая многоуровневая структура образования:

- дошкольное воспитание и обучение,

- начальное образование,

- основное среднее образование,

- среднее образование (общее среднее образование, техническое и профессиональное образование),

- послесреднее образование,

- высшее образование

- послевузовское образование [4].

 

Таблица 2 – Распределение ответственности в различных формах государственно-частного партнерства

 

Формы государственно-частного партнерства

Владение собственностью

Эксплуатация и техническая поддержка

Капитальные инвестиции

Коммерческий риск

Срок действия

Контракты на предоставление услуг

Государство

Государство и частный сектор

Государство

Государство

1-2 года

Контракты на управление и содержание

Государство

Частный сектор

Государство

Государство

3-5 лет

Контракты на эксплуатацию и содержание

Государство

Частный сектор

Государство

Государство и частный сектор

8-15 лет

Контракты на НИОКР, проектирование строительство, финансирование и эксплуатацию

Государство и частный сектор

Частный сектор

Частный сектор

Частный сектор

20-30 лет

Контракты на строительство, владение и эксплуатацию

Государство и частный сектор

Частный сектор

Частный сектор

Частный сектор

Не определен

Примечание –  Доработана автором на основе [3, с. 12]

 

Таким образом, необходимо всемерно использовать механизм государственно-частного партнерства в инновационной сфере, в составе национальной инновационной системы. Реформирование процессов госуправления человеческим развитием основано на концепции участия, где право на участие - одно из основных прав человека. Системный подход к совершенствованию эффективного управления человеческий капитал включает в себя не только институциональную реформу и реформу системы государственной службы, но также перестройку процессов выработки и осуществления решений, адекватных потребностям общественного развития. 

Литература

1.        Программа по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005-2015 годы \\ www.akorda.kz

2.        Рубвальтер Д.А. Методология государственного управления национальным научно-инновационным комплексом. Автореф. дисс. на соиск. ученой степени докт.экон. наук. Санкт-Петербургский гос. инженерно-экономический ун-т. 2009, 38с.

3.        Концепция развития государственно-частного партнерства в Республике Казахстан на 2009-2015 годы. Астана, 2008

4.        Закон РК "Об образовании" от 27 июля 2007г., №319-III ЗРК.

 

Сайт управляется системой uCoz