К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ КАПИТАЛИЗАЦИИ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ДОБРОВОЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ

 

Макейкина С. М., Егорова С.И.

(ФГБОУ ВПО «МГУ  им. Н.П. Огарева», г.Саранск, РФ)

 

In the article debatable questions and consequences of increase of capitalization of the home system of voluntarily insurance are examined in the context of overcoming of consequences of world financial crisis. Authors are bringing statistics over of consequences of increase of norm of size of the chartered capital for domestic insurance companies in a retrospective view.

 

Современной тенденцией в государственной политике большинства развитых стран  является ужесточение требований к капиталам финансовых институтов, и в том числе страховых компаний. Это в полной мере относится и к России. Минимальный размер уставного капитала страховых компаний в РФ в ближайшее время увеличится в несколько раз. В апреле 2010 года Госдума РФ приняла поправки к  закону «Об организации страхового дела в РФ» об увеличении базового уставного капитала страховщиков в 4 раза до 120 млн. руб. с 1 января 2012 г. [1]. Подобная законодательная инициатива может привести либо к сокращению страховых компаний, преимущественно компаний регионального масштаба, либо к уходу,  прежде всего, финансово неустойчивых страховых компаний.

Согласно принятым законодательным поправкам, с 1 января 2012 года размер уставного капитала для страховщика, занимающегося исключительно медицинским страхованием,  устанавливается в размере 30 млн. рублей. Минимальный размер уставного капитала для страховщиков, осуществляющих имущественное страхование или страхование от несчастных случаев и заболеваний составит 120 млн. рублей, страхование жизни - 240 млн. рублей, перестрахование - 480 млн. рублей. При этом до принятия закона уставный капитал   страховых компаний мог составлять 30 млн. рублей, не зависимо от перечня предоставляемых услуг. Таким образом, повышение капитализации для ряда страховщиков оказывается весьма существенным, почти в 4-16 раз[1].

Следует отметить, что увеличение норматива по минимальной величине уставного капитала страховщиков осуществляется не в первый раз. Каждый раз это сопровождается  значительным сокращением числа операторов рынка добровольного страхования. В частности, летом 2004 года, во время проведения первого этапа увеличения капитала, лицензий лишились 253 компании – пятая часть рынка, летом 2006-го – 133 (восьмая часть)[6]. Правда, впоследствии из числа 133 примерно половине удалось вернуть лицензии через суд или по итогам повторного рассмотрения дел страховщиков кассационным надзором. Последний раз обязательное увеличение уставных капиталов в РФ проводилось в 2007 году. Вследствие чего, в 2008 году страховой рынок покинула 71 компания, при этом экономический кризис ускорил данный процесс: в первые три квартала уходили с рынка по 12 – 16 компаний за квартал, а в 4 квартале – уже 28 страховщиков[4]. В результате в настоящее время на совокупную капитализацию отечественного страхового рынка оказывают влияние только рыночные процессы: добровольное увеличение уставного капитала некоторыми страховщиками и уход компаний с рынка. Страховые компании, являющиеся лидерами на страховом рынке, способны самостоятельно контролировать свою платежеспособность, к тому же размер их уставных капиталов в десятки раз превышает минимальные требования. Однако для повышения прозрачности рынка и надежности его участников, на наш взгляд, раз в несколько лет необходимо и законодательное регулирование платежеспособности страховых компаний, тем более, что данный этап совпал с посткризисным периодом.

Повышение требований к минимальному размеру уставного капитала является одним из вариантов защиты сложившейся системы добровольного страхования в целом, поскольку увеличение размера уставного капитала подразумевает наличие большего объема средств, которые могут быть направлены на закрытие кассовых разрывов в случае возникновения проблем с платежеспособностью страховой компании[4]. Государственная политика, направленная на ужесточение требований к капиталам финансовых институтов, стимулирует отечественные страховые компании наращивать размер собственных средств, тем самым увеличивая свою платежеспособность и финансовую устойчивость, что особенно актуально в условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса.

При этом следует отметить, что известно несколько способов увеличения размера капитала[3]:

-              увеличение уставного капитала за счет нераспределенной прибили (т.е. капитализация, когда собственники не изымают прибыль, а направляют ее на увеличение капитала;

-         увеличение уставного капитала за счет дополнительных вкладов участников общества или привлечения дополнительных акционеров путем дополнительного выпуска акций;

-         увеличение уставного капитала за счет сделки слияния, поглощения, присоединения страховых компаний.

Безусловно, крупные страховые компании найдут выход из сложившейся ситуации и смогут увеличить свой уставный капитал. К тому же, ведущие участники рынка способны самостоятельно контролировать свою платежеспособность, и размер их уставных капиталов в десятки раз превышает минимальные требования. А вот над небольшими страховыми копаниями нависла реальная угроза ухода с рынка. Акционерам этих компаний необходимо срочно либо искать инвестора, либо реализовать свой бизнес. Одна из возможностей выжить у небольших страховых компаний — это объединяться или поглощаться более крупными «игроками». В современных условиях по всей стране страховые компании ведут переговоры об объединении, но, безусловно, договориться удастся не многим. Учитывая, что новым требованиям к минимальному размеру уставного капитала не соответствует 55% всех операторов страхового рынка, массовое сокращение страховщиков неизбежно. Проблема недокапитализации является одной из самых острых для действующей системы добровольного страхования. На рынке работает большое количество страховых компаний, многие из которых совсем небольшие, не капитализированы и не могут позволить себе существовать самостоятельно. С такими компаниями в основном и связаны скандальные банкротства последних лет. По данным ФССН, в настоящее время размер уставного капитала более половины страховых компаний не доходит до 120 миллионов рублей, а доля участников рынка с уставным капиталом свыше 480 – только 11%. При этом на них приходится 78% собранных премий. А поскольку по взятым на себя обязательствам участники рынка отвечают собственными средствами, включающими в том числе и уставный капитал, то увеличение требований к его размеру позволит повысить надежность системы добровольного страхования в целом и доверие к ее участникам.

Некоторые эксперты придерживаются мнения, что на практике размер уставного капитала почти никак не связан с качеством услуг страховщика. Повышение качества - не основная задача принято пакета законодательных новшеств (он предусматривает не только ужесточение требований к уставным капиталам страховщиков и перестраховщиков). Главная цель - предотвратить неисполнение страховщиками обязательств перед клиентами и попытаться реально защитить интересы потребителей в случае банкротства компании. Надежная страховая компания должна обладать достаточно высоким размером уставного капитала, хотя, конечно, величина уставного капитала - это лишь один из множества показателей надежности страховщика.

Однако существует и обратная сторона сложившейся ситуации. Массовый уход с рынка страховщиков может спровоцировать очередную волну локального кризиса уже внутри самого страхового рынка, и в первую очередь в его розничном сегменте. Что касается клиентов, то, с одной стороны, новые требования защищают их. С другой – не всякий клиент будет способен оценить такую защиту ввиду низкого уровня финансовой грамотности, а скорее, наоборот, воспримет нововведение, которое станет причиной ухода его страховщика с рынка и/или передачи портфеля другому, как обман, что вызовет очередную волну негодований, и как следствие, может привести к кризису дальнейшего развития страхования, а тем более добровольных видов страхования.  Также, если уменьшается количество игроков на любом рынке, то снижается конкуренция на данном рынке – это закон рыночной экономики. Как правило, это отражается на потребителях, т.к. уменьшается количество альтернативных предложений по страховому продукту, как по цене, так и по составу услуги.

Ряд экспертов уверены, что новый закон, в первую очередь, ударил по региональным компаниям. На наш взгляд, уход компаний с рынка будет происходить не по территориальному признаку: уйти будут вынуждены мелкие и финансово неустойчивые компании, и, тем самым, страховой рынок очистится, что по сути является закономерным процессом в складывающихся условиях. На рынке преимущественно останутся работать те компании, которые способны будут качественно и своевременно выполнять обязательства по заключенным договорам добровольного страхования, имея  определенный гарант финансовой устойчивости и платежеспособности, что в значительной степени снизит риск последующего разрушения доверия населения к услугам страхового рынка в целом. Увеличив размеры уставных капиталов, страховые компании получат возможность расширить свою  филиальную сеть и тем самым стать ближе к клиенту. А, увеличив свою финансовую устойчивость, они станут надежнее и смогут уверенно отвечать по своим обязательствам, что позволит усовершенствовать действующую систему отечественного добровольного страхования.

Литература

1.    Федеральный закон от 22.04.2010 N 65-ФЗ "О внесении изменений в Закон РФ "Об организации страхового дела в РФ" и отдельные законодательные акты РФ" // Справочно-правовая система Консультант плюс

2.    Евпланов А. Принят закон об увеличении уставного капитала страховых компаний / А. Евпланов // «Российская Бизнес-газета»- №746 (13) от 20.04.2010. - http://www.rg.ru/2010/04/20/strahovanie.html

3.    Романова М.  Пути увеличения уставного капитала страховыми организациями / М. Романова. - http://www.insur-info.ru/press/59911

4.    Увеличение минимального размера уставного капитала вызовет новую волну консолидации страхового рынка.- http://www.finstandart.ru/cop15760.html

5.    Уставные капиталы страховщиков увеличат. - http://finansist-kras.ru/mneniya/ustav-kap-strahovshikov

6.    Утехин А. Законом по капиталу / А. Утехин // Время (информационно- аналитическое издание) от 06.09.2010. - http://www.time-samara.ru/article/43669.html

 

Сайт управляется системой uCoz