Разработка комплекса мероприятий по развитию туризма и досуга жителей г. Брянска и Брянской области

 

Ларичева Е.А. (БГТУ, г.Брянск, РФ)

 

In article the analysis of degree of development of tourism and leisure of inhabitants of Bryansk and the Bryansk region is carried out, and also recommendations about development of is given the directions are made.

 

Меняющийся ритм жизни и связанные с этим стрессы, растущий объём загрязнений ухудшают здоровье человека, влияют на уменьшение продолжительности его жизни. Снижается производительность труда, мотивация к труду, что приводит к экономическим, социальным и другим видам кризисов.

В городах человек страдает от переизбытка вынужденного механического общения и недостатка общения эмоционального. Выходом может стать появление и развитие безопасных, «мирных» увлечений, правильная организация досуга граждан. Особенно от недостатка правильно организованного досуга страдает молодёжь, которой часто бывает некуда себя деть, и оттого она может найти другое времяпровождение: наркотики, алкоголь, преступные группы, секты…

Поэтому тема организации досуга так актуальна.

С организацией досуга тесно связан вопрос туризма. Путешествия – это один из видов досуга, но именно он в г. Брянске и Брянской области недостаточно развит. Что горожанам известно о собственном городе? Что молодёжи известно об истории родного края, о его природе и культуре? О его нынешнем дне? Школьные учебники не в счёт. Пока не увидишь своими глазами, напечатанный в книжке текст останется набором букв. Историю и культуру необходимо изучать «на месте»,  чтобы поверить, проникнуться, прочувствовать, понять.

К тому же развитие внутриобластного туризма со временем может привлечь гостей из других областей России и сопредельных государств. Это принесёт немалый доход в областной бюджет.

Для определения ситуации в культурно- досуговой сфере приведём некоторые статистические данные.

За период с 2003 по 2003 гг. число учреждений культуры и их посещаемость изменялось неравномерно. Так, число театров не изменилось, однако, снизилась их посещаемость на 16% в абсолютном выражении (снижение произошло и по сравнению с 2008 г.) и на 1 000 человек населения – на 11,5% за весь период. Снизилась посещаемость цирка (на 24,2% в 2009 г. по сравнению с 2008 г.). Возросла посещаемость филармонии на 42,9%  по сравнению с 2003 г. На 47% за этот период возросло число проведённых концертов.

Музеи в 2009 г. также привлекли большее число посетителей на  1 000 чел. населения, чем в 2003 г. – на 7,8% (и на 10,9% по сравнению с 2008 г.). Основные посетители музеев – школьники и студенты, которых вывозят на экскурсии в образовательных целях. При этом отсутствует системная работа с молодёжью, нет разработанной стратегии продвижения. И это проблема не только музеев.

Снизилось число учреждений культурно-досугового типа на 11,5% за период с 2003 по 2009 гг. Общедоступные библиотеки за тот же период также уменьшились в количестве на 10,8%, причём, максимальное снижение произошло в городах и посёлках городского типа - на 18,1% (что частично связано с распространением Интернета).

То есть граждане области интересуются культурой, выделяют для приобщения к ней своё свободное время. Однако для развития туризма в области, для культурного развития граждан  необходим комплексный подход к вопросу туризма и досуга.

Следует отметить, что объём платных услуг населению по направлениям  туризм, санаторно-курортное лечение и культуру в общем объёме услуг в Брянской области и г. Брянске значительно ниже, чем в Российской Федерации (табл. 1).

 

Таблица 1 - Доля некоторых  услуг в объёме платных услуг населению в общем объёме услуг

 

Годы

Доля услуг в объёме платных услуг населению в общем объёме услуг, %

туристских

санаторно – оздоровительные

культуры

Россия

Брянская область

г. Брянск

Россия

Брянская область

г. Брянск

Россия

Брянская область

г. Брянск

2002

1,4

0,2

0,4

2,1

0,8

1

2

0,9

1

2003

1,3

0,2

0,2

1,8

0,7

0,6

2,3

1

0,9

2004

1,3

0,2

0,3

1,7

0,8

0,6

2,5

1

0,8

2005

1,5

0,2

0,2

1,6

0,7

0,4

2,3

1

0,6

2006

1,6

0,2

0,3

1,5

0,6

0,6

2,2

0,8

0,9

2007

1,6

0,3

0,5

1,4

0,6

0,5

1,7

0,7

0,8

2008

1,8

0,6

1,4

0,6

0,1

1,6

0,7

0,6

2009

1,7

0,6

1,4

0,5

0,5

1,7

0,9

0,8

 

Если рассматривать ЦФО в целом, то по данным направлениям деятельности вырисовывается следующая картина (табл. 2). Брянская область занимает 11-е место по услугам в области гостиниц и аналогичных средств размещения, 15-е место по направлению культуры и туризма и 14-е место по физической культуре и спорту и санаторно-оздоровительным услугам. В целом по пяти направлениям область занимает 16-место по ЦФО.

Однако есть и положительные моменты. В Брянске и Брянской области реализуются следующие программы:

·          «Молодежь Брянщины» (2009-2011 годы).

·          «Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области на 2006-2010 годы».

·          «Развитие культуры и сохранение культурного наследия Брянской области на 2006-2010 годы («Культура Брянщины»)».

·          Ведомственная целевая программа «Комплексная безопасность учреждений культуры Брянской области» (2009-2011 гг.).

 

 

Таблица 2-  Структура платных услуг населению и рейтинг областей ЦФО в 2008 г.

 

 

Области

Структура платных услуг населению в процентах от общего объема платных услуг субъектов, %

Место области в рейтинге по объёму указанных услуг

Гостиниц и аналогичных средств размещения

Культуры

Туристские

Физической культуры и спорта

Санаторно-оздорови-тельные

Белгородская

1,6

0,7

0,6

0,3

1,3

9

Брянская

1,1

0,7

0,6

0,2

0,6

16

Владимирская

1,5

1

1,9

0,2

1,3

6

Воронежская

1,1

0,8

0,3

0,5

1,9

11

Ивановская

1,1

1,4

1,6

0,8

0,8

4

Калужская

2,2

0,8

1,1

0,3

1,6

5

Костромская

1,7

1,2

2,9

0,5

0,7

2

Курская

0,9

0,3

1,4

0,4

0,7

14

Липецкая

1

1,2

1,4

0,6

0,7

7

Московская

2,3

1

0,7

0,8

4,1

3

Орловская

1,5

0,9

1,5

0,1

0,4

13

Рязанская

1,2

0,7

0,8

0,5

1,1

10

Смоленская

1,4

0,8

0,3

0,2

0,5

15

Тамбовская

0,8

0,5

0,8

0,1

0,4

17

Тверская

1,6

0,7

0,8

0,3

2,3

8

Тульская

1,1

1,1

1

0,4

0,7

12

Ярославская

2,7

1,1

2

0,7

1,1

1

Российская Федерация

2,6

1,6

1,8

0,6

1,4

-

ЦФО

3,1

2,3

1,6

0,7

0,9

-

 

Структура расходов областного бюджета за 2008 год в культуру Брянской области приведена в табл. 3.

 

Таблица 3 - Структура расходов областного бюджета за 2008 год в культуру

 

Наименование

Кассовое исполнение, тыс. руб.

Дворцы и Дома культуры, другие учреждения культуры и средств массовой информации

1789,7

Обеспечение деятельности подведомственных учреждений

1789,7

Выполнение функций бюджетными учреждениями

1789,7

Региональные целевые программы

18507,8

Областная целевая программа «Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области на 2006-2010 годы»

18507,8

Мероприятия в сфере культуры

18507,8

 

Для выявления причин отставания г. Брянска и Брянской области от других областей ЦФО по  культурно-досуговому направлению, построим причинно-следственную диаграмму (рис. 1).

 

 

Рисунок 1- Причинно-следственная диаграмма неразвитости туризма и досуга в городе

 

Следует заинтересовать малые и средние предприятия в развитие досуговой и туристической деятельности через предоставление налоговых льгот через возмещение части расходов (до 4/5 ставки рефинансирования ЦБ РФ) по кредитованию, лизингу, выставочной деятельности.

Что касается реализации крупных проектов, связанных с созданием инфраструктурных объектов на территории города (развлекательные комплексы, гостинично-офисные центры, культурные и спортивно-оздоровительные объекты, направленные на удовлетворение потребностей как жителей города, так и прибывающих туристов), то  при их реализации можно  активно использовать принципы государственно-частного и муниципально-частного партнерства. Областная или муниципальная власть должна взять на себя обязательства по созданию дорог, коммуникаций, теплосетей и другой инженерной инфраструктуры, а инвестору остаётся вкладывает средства непосредственно в проект.

При этом содержание проекта, его архитектурная концепция, масштабы и другие требования (вплоть до количества будущих рабочих мест и социальной активности будущего налогоплательщика в городских мероприятиях) могут быть определены государством. Данное партнерство выгодно как органам власти, так и бизнесу, который активно включается в процесс. Участие городских и республиканских властей гарантирует доведение проекта, ведь власти заинтересованы в скорейшем запуске данного проекта и максимально ускоряют процессы необходимых согласований, сокращаются сроки его запуска. Город и республика получают новый объект притяжения туристов, рабочие места, поступления в виде налогов.

Другим вариантом муниципально-частного партнерства может быть предприятие, осуществляющее комплекс мер, связанных с продвижением туристского продукта и рекламно-информационной деятельностью. Такая схема широко применяется при создании туристско-информационных центров (примеры в России - Республика Карелия www.ticrk.ru, Нижний Новгород www.visitnovgorod.ru, другие). Данное предприятие (некоммерческое партнерство либо автономная некоммерческая организация) способно самостоятельно заниматься продвижением городских туристских услуг, его брэнда, предоставлять услуги консультационно-справочного характера, заниматься маркетингом, осуществлять межведомственную координацию. При этом вопросы работы с инвесторами и регулирования кадров, статистики остаются в исключительной компетенции органа самоуправления.

Рассмотрим более подробно перспективны развития туристической и досуговой деятельности в г. Брянске и Брянской области.

Выделение основных направления развития туризма и досуга в г. Брянске и Брянской области.

В настоящее время туристический комплекс региона не обладает значительными преимуществами, которые позволили выделить его в качестве стратегического направления развития Брянской области. Предпринимательская деятельность в этой сфере ориентирована, в основном, на потребности местного населения. Более всего граждан интересует выездной туризм (как за пределы области, так и за пределы страны).

Так, в Брянской области в 2009 г. по сравнению с 2007. г. общее число туристов, обслуженных турфирмами, возросло на 11,6% и составило 17938 чел. Однако, число туристов, отправленных в путешествие по России снизилось на 1,6% и составило 9552 чел. то есть всё большее число туристов предпочитает отдых за рубежом.

Если посмотреть, в г. Брянске и  Брянской области есть много интересных объектов, способных привлечь туристов не только из других регионов России, но и из-за рубежа и удовлетворить часть мотивов. Но сегодня набор востребованных маршрутов крайне узок, не отличается фантазией и привлекает исключительно школьников и крупные организации (в этом случае туризм носит чаще событийный характер), носит сезонный характер.

Услуги туристического комплекса остаются традиционными, и в настоящий момент не представляется возможным поднять эту сферу бизнеса в регионе до уровня наиболее «туристических» регионов России. Для дальнейшего роста туристической привлекательности (как для внутреннего, так и для въездного туризма) региона потребуется расширение сферы услуг турпредприятий создание уникальных туристических предложений, а также повышение качества сервиса и медицинского обслуживания в оздоровительных и профилактических программах, необходимых для улучшения здоровья жителей области

Пограничное положение Брянской области является важным фактором, способным повлиять на успешное развитие всех видов туризма, поскольку этот регион обладает преимуществами для въезда туристов из соседних стран (Украины, Белоруссии, Польши, стран Восточной Европы). Г. Брянск и  Брянская область не обладают таким туристическим потенциалом как регионы ЦФО, входящие в Золотое Кольцо, и поэтому области трудно конкурировать в сфере туризма как объекту исторического наследия России.

Развитие туризма в г. Брянске требует разработки эффективных механизмов, объединяющих инициативы государственной власти, бизнеса и культурных центров. Конечно, конкурировать с историческими центрами России невозможно. Но всегда можно найти альтернативные источники привлекательности, среди которых следующие:  

1. Оздоровительный и профилактический туризм. Он актуален для регионов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Рост негативных тенденций в состоянии здоровья населения сохраняется во многом из-за недостаточного выделения средств на здравоохранение. Г. Брянск и Брянская область нуждаются в строительстве новых объектов здравоохранения.

2. Экскурсионный. Область и г. Брянск  обладают значительным культурно-историческим потенциалом, привлекательным для внутреннего туризма. Сюда можно отнести не только культурно-исторические памятники, но и экологический туризм, когда городские жители будут иметь возможность пожить определённый срок в деревенских домиках, отдохнуть на природе, сходить на рыбалку или покататься на лошадях. Красота природы Брянской области позволяет организовывать подобные поездки с пешими и конными экскурсиями.

3. Отдельно стоит сказать про туризм спортивный. В Брянской области уже развивается конный туризм, однако он носит «точечный» характер. И не всегда жители г. Брянска могут себе позволить выкроить время на дорогу до этих самых «точек». Поэтому следует развивать конный туризм в черте города. На окраинах следует создать небольшие фермы и площадки при них, где за умеренную плату горожане могли бы общаться с животными, осваивать азы конного спорта, просто проводить время всей семьёй.

4. Ещё один из видов досуга (а в случае с привлечёнными этим видом спорта иногородними жителями – туризма) – пара- и дельтапланеризм. Весьма редкий для наших мест вид спорта активно развивается в других областях: Московской, Ленинградской, в Ставропольском крае, республике Хакасии и др. Этот вид спорта довольно зрелищный. При должном соблюдении техники безопасности им могут заниматься даже дети. К тому же посещение лётных площадок и пробные полёты с инструкторами могут быть включены в туристические программы для иногородних гостей  Брянска.

Для обеспечения досуга можно предложить построить в городе Брянске аквапарк и парк аттракционов,  что гарантированно привлечёт гостей из районов области и сопредельных областей.

Ещё одно необходимое условие привлечения туристов в город (а также организации досуга горожан) – развитие народных промыслов.

На основе проведённого анализа можно сделать вывод, что г. Брянск в частности и Брянская область в целом  обладают достаточным потенциалом для развития туризма.

Итак, коротко основные направления развития туризма в г. Брянске и Брянской области можно охарактеризовать схемой (рис. 2). Основное внимание в ней уделяется связям с общественностью. То есть  в области недостаточно информационной поддержки культурных мероприятий, способных заинтересовать граждан из других областей и ближнего зарубежья.

Важным здесь является организация рекламной кампании в прессе (телевидение, радио, печатная пресса, интернет).

Рисунок 2- Перспективы туризма в Брянске и Брянской области

 

Стратегия развития туристического и досугового направлений должны из трёх взаимосвязанных блоков:

I блок: Подготовительный.

1. Контроль за состоянием дорог, особенно главных въездных трасс в область со стороны других областей и сопредельных государств.

2. Экологический контроль за состоянием природы (плюс борьба с клещами и комарами в брянских лесах).

3. Оборудование удобных мест стоянки туристических автобусов на всём пути следования до города.

4. Проведение маркетинговых исследований, адаптация международного опыта  и формирование стратегии развития туристского продукта г. Брянска и Брянской области.

II этап: Информационный

5. Проведение активных рекламных компаний, направленных на популяризацию отдыха на территории г. Брянска и Брянской области с привлечением частного бизнеса, частно-государственного партнерства.

6. Создание интернет-портала о достопримечательностях г. Брянска и Брянской области и продвижение этого портала среди как собственной  молодёжи, так и молодёжи других областей. Создание банка фотографий г. Брянска и области

7. Разработка программы обеспечения туристов подробными информационными материалами о туристских ресурсах области (путеводители по достопримечательностям, историческим местам, объектам туристской инфраструктуры, очерки путешественников, хронология событийных мероприятий и т.п.).

8. Проектирование туристских маршрутов, рекомендации для агентств в целях организации услуги подбора комплексного тура, включающего посещение исторических достопримечательностей, культурно-спортивных объектов, лечебно-оздоровительных учреждений.

9. Установление широкой системы связей с туристскими агентствами не только областными, но и российского масштаба, международных.

10. Стимулирование школ, ссузов и вузов к организации туристических поездок школьников и студентов. Это позволит привить культуру путешествий, вызовет интерес к получение новой информации, привьёт любовь в путешествиям. И уже в дальнейшем бывшие школьники и студенты станут сами искать возможность путешествовать. Данное увлечение не только активизирует туристическую деятельность в регионе, но и повысит общую культуру молодёжи.

III блок: Развитие туристическо-досуговой инфраструктуры в г. Брянске

11. Благоустройство города:

а) создание променадных зон в черте города;

б) создание благоустроенных парков (с фонтанами, кованными скамеечками, металлическими скульптурами, ажурными фонарями и т.д.), то есть привлекательных для горожан и гостей города;

в) забота об освещённости улиц в тёмное время суток, размещение оборудованных туалетов в городе;

г) оборудование набережных в районе Московского микрорайона и в центре города с прогулочными катерами, пляжами, прогулочными зонами;

д) контроль за состоянием гостинец, стимулирования создания частных гостинец в экологически наименее загрязненных районах города.

12. Создание этнографической деревни и поддержка народных промыслов. Организация выставок.

13. Развитие экологических видов спорта (конного, воздушного и др.).

14. Строительство аквапарка и современного парка аттракционов.

Более наглядно представим направления досуга граждан  с помощью следующей схемы (рис. 3).

Эффект от предложенных мероприятий описан на рис. 4.

 

Рисунок 3 - Рекомендуемые шаги для обеспечения
 досуга горожан и гостей г. Брянска

 

Рисунок 4-  Эффект от предложенных мероприятий

 

Таким образом, у Брянской области и г. Брянска есть хорошие перспективы для развития туризма и досуга.

 

Литература

1.    Брянская область.2010: Стат. сб./Брянскстат. - Брянск, 2010. – 416 с.

2.    Ларичева, Е.А. К вопросу о развитии экотуризма в Брянской области / Е.А. Ларичева // Экономика и эффективность организации производства / Под общей редакции Е.А. Памфилова. Сборник научных трудов по итогам научно-технической конференции. Выпуск 11. – Брянск: БГИТА, 2009. – 311 с.  (С. 104-108).

3.    Платное обслуживание населения в России. 2009: Стат. сб./Росстат. - M., 2009. – 367 c.

4.    Сайт Росстата. -  www.gks.ru/

Сайт управляется системой uCoz