ТЕНДЕНЦИИ КЛАСТЕРИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА

 

Карданов А.М., Хуажев О.З. (КубГТУ, г.Краснодар, РФ)

 

The urgency of techniques and an effect estimation clastering a regional wood complex is considered.

 

Принципиальная сложность формирования кластеров в нашей стране,  состоит в том, что пока отсутствуют эмпирические данные о функционировании и развитии кластерных систем. Вместе с тем уже имеется обширная научная литература, в которой освещаются предпосылки формирования кластеров, их возможные виды и этапы создания. Эти вопросы применительно к Республике Адыгея, неоднократно затрагивались и в работах, опубликованных в последнее время на страницах научных изданий

Процесс кластеризации рассматривается в настоящее время, как важнейшее направление совершенствования институтов отечественной экономики, формирования эффективных механизмов управления производством. Кроме того, это перспективный путь развития активных бизнес-единиц с целенаправленной и ситуативно изменяемой структурой для создания благоприятной обстановки во внутренней и внешней среде. Такой подход определяется тем, что кластеризация – современная мировая тенденция, которая органично вписывается в инновационные технологии, методы и способы обеспечения устойчивой конкурентоспособности стран, территорий, отраслей и промышленных комплексов национального хозяйства.

Сущность кластерного подхода базируется на теоретико-методологических положениях, как группа географически соседствующих компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга

Пожалуй, наиболее развернуто возможности формирования регионального кластера связываются с лесным комплексом (ЛК). И это понятно Республика Адыгея – регион, обладающий значительным ресурсным потенциалом – запас древесины оценивается в 1637,7 млн. куб. м, ежегодная расчетная лесосека составляет 25,1 млн. куб. м. Республика Адыгея характеризуется выгодным геостратегическим положением – близостью рынков сбыта, наличием развитой сети транспортных путей, пространственным размещением лесных производственных мощностей. На территории Адыгеи присутствуют также все присущие кластерной структуре взаимосвязанные и взаимодополняющие элементы: ключевые предприятия и фирмы (лесозаготовительного, деревообрабатывающего, целлюлозно-бумажного и лесохимического видов деятельности); сеть сервисных коммерческих организаций; инжиниринговые и консалтинговые фирмы; проектные, научно-исследовательские и учебные заведения; финансово-кредитные учреждения. Все это позволяет утверждать, что в   Адыгее может быть сформирован региональный лесной кластер.

Основным положительным аргументом кластеризации является экономический эффект от интеграции предприятий различной специализации, чего нет при существующей функциональной разрозненности субъектов лесного комплекса.

Возникает вопрос: как определить этот эффект?

В экономической литературе встречаются различные толкования категории эффекта, в которых, однако, в основном подчеркивается его количественная определенность, то есть возможность выражения уровня эффективности производства в каждый данный момент времени в некотором количественном показателе, он характеризует связь между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и полученным в результате количеством какого-либо продукта. Большее количество продукта, получаемое от данного объема затрат, означает повышение эффекта. Меньший объем продукта от данного количества затрат означает снижение эффекта» В основе предложенной им методики определения эффекта лежит представление о народнохозяйственном или отраслевом выпуске как о результате применения в процессе производства живого и овеществленного труда. Оперирование многофакторной моделью производства, устанавливающей связь «ресурсы – выпуск» (либо «затраты – выпуск»), т. е. производственной функцией, поэтому оценку эффекта кластеризации можно осуществить путем сравнения результатов функционирования предприятий лесного комплекса в рамках ныне действующей (далее будем называть ее базовой) и кластерной организации производства.

Кластерная стратегия организации лесного комплекса за счет оптимизации технологических цепочек, развития маркетинговых, снабженческих, финансовых связей оптимизирует эффект производственной функции «затраты – выпуск». Этот эффект обеспечивается благодаря более полному использованию производственных ресурсов. Однако исходя из указанного содержания измерить данный эффект каким-либо единственным показателем нельзя, а требуется использовать их комплекс.

Первым показателем, несомненно, является прирост выпуска продукции. Его абсолютная величина исчисляется по формуле:

45-05-01

 

где ΔYк – прирост выпуска продукции участниками кластера по сравнению с базовой структурой лесного комплекса;

Yк – совокупный выпуск продукции предприятиями в рамках кластера, выраженный в сопоставимых ценах;

– совокупный выпуск продукции предприятиями, функционирующими вне кластера (в базовой структуре комплекса), выраженный в сопоставимых ценах.

Относительная величина изменения объемов продукции представляет собой отношение:

45-05-02

Прирост продукции обеспечивается более полной загрузкой мощностей, лучшим снабжением сырьем и другими ресурсами, потребляемыми в процессе производства. Он может быть исчислен по формуле:

45-05-03

где n – количество участвующих в технологическом процессе (ПФ) производств;

Vn – физический объем n-го вида лесопродукции;

Мк – коэффициенты использования производственных мощностей в рамках кластера;

Мб – коэффициенты использования производственных мощностей в базовой структуре ЛК;

Zб – цена реализации единицы продукции, выпускаемой предприятиями ЛК (в базовой структуре).

Вторым показателем эффекта кластеризации служит снижение удельных затрат:

45-05-04

где УЗк – затраты на рубль выпуска и реализации продукции (по сумме предприятий) в рамках кластера, коп.;

УЗб – затраты на рубль выпуска и реализации продукции (по сумме предприятий) в базовой структуре ЛК, коп.

Расчет показателей удельных затрат проводится с использованием следующих соотношений:

45-05-05

где Ск и Сб – себестоимость продукции (по сумме предприятий) соответственно в рамках кластера и в базовой структуре ЛК.

Как отмечалось выше, пока мы не располагаем эмпирическими данными о динамике себестоимости в условиях функционирования кластерной системы. Однако в нашем распоряжении имеются литературные данные о возможностях снижения таких составляющих себестоимости за счет снижения в кластере условно-постоянных расходов (ΔСуп), оптимизации взаимодействия участников кластера (аутсорсинг, кооперация снабженческих, маркетинговых и других услуг), т. е. снижения трансакционых издержек (ΔСм).

Рассчитать их влияние на себестоимость комплекса можно по формулам:

45-05-06

где Кб – доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции (по сумме предприятий ЛК, функционирующих в базовой организационной структуре).

45-05-07

где Бк и Бб – стоимость маркетинговых и сбытовых услуг, в долях цены реализации;

Кп – доля продукции, реализуемая через посреднические фирмы.

Третий показатель эффекта от кластеризации – это прирост рентабельности производства:

45-05-08

где Рк и Рб – рентабельность производства продукции, выраженная в процентах, соответственно, в рамках кластера и в базовой структуре.

Для вычисления показателя рентабельности используется формула:

45-05-09

Четвертый частный показатель эффекта кластеризации, имеющий, по нашему мнению, важнейшее экономическое и социальное значение, – это рост производительности труда:

45-05-10

где ПТк и ПТб – производительность труда работающего (в денежном выражении), соответственно, в рамках кластера и в базовой структуре.

Показатели данной группы характеризуют экономический эффект производственного процесса. Но применительно к кластеризации очень важно определить эффект с точки зрения рационального использования природных ресурсов. Чем больше полезного продукта будет получено при переработке срубленной древесины, тем выше эффективность предлагаемой организационной структуры. На наш взгляд, наиболее полно этот эффект отражается показателем объема выпуска товарной продукции на один кубический метр древесины в круглом виде, вычисляемым по формуле:

45-05-11

где ТП – объем товарного выпуска ЛК в денежном исчислении;

Vр – физический объем рубок леса на территории области;

Vв – физический объем вывозки, т. е. объем древесины, доставленной к конечным пунктам потребления, для раскряжевки на сортименты и последующей реализации их в круглом виде за пределы области или поставки их на деревоперерабатывающие предприятия региона для более глубокой переработки.

Если тождество Тк / Тб > 1 (как 1 куб. м вывозки, так и 1 куб. м рубок) справедливо, то кластерная организация производства более эффективна в части рационального использования древесного сырья.

Сайт управляется системой uCoz