АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 

 

Карданов А.М., Хашир Б.О. (КубГТУ, Краснодар, РФ)

 

Questions regional wood clastering, and also a way of effective development of economy and social sphere of region are considered.

 

При реализации кластерного подхода перед органами власти встает необходимость перехода к существенным изменениям в экономической политике сфокусированное на поддержке развития крупнейших (структурообразующих) лесных предприятий, деятельность которых должна быть преобразована на развитие региональной экономики, создавая спрос на промышленные товары и одновременно – их предложение.

Важно, что экономическая политика, нацеленная на поддержку кластеров компаний, существенно отличается от экономической политики, нацеленной на поддержку отдельных структурообразующих предприятий. Селективные методы государственной помощи и государственной поддержки уступают место общим мерам по развитию инфраструктуры кластеров. Как уже указывалось, для кластеров компаний именно наличие инфраструктуры – в том числе специально обученного персонала, приспособленных к потребностям кластера данной отраслевой ориентации каналов делового сотрудничества и т.д. – является ключевым фактором конкурентоспособности.

И федеральная, и региональная поддержка производителей может существовать в двух вариантах:

Первый из них предполагает прямое снижение или компенсацию тех или иных затрат предприятий. Примером может служить предоставление субсидий – как явных, так и скрытых. В российской промышленности скрытые субсидии, в отличие от явных, используются очень активно – в форме относительно заниженных цен на основные энергоресурсы, включая электроэнергию и газ, заниженных ставок оплаты коммунальных услуг (например, водоснабжения) и транспортных тарифов. И прямые, и скрытые субсидии могут предоставляться как на общем основании, так и селективно. Более сложные формы поддержки предполагают предоставление льгот по уплате налогов, по реструктуризации задолженности перед бюджетами и т.д.

Второй метод поддержки предполагает помощь компании в освоении новых рынков – прямое содействие в продвижении товаров производителей на новые рынки, предоставление им правовой поддержки (в том числе юридическая защита интересов производителей), страхование контрактов, софинансирование маркетинговых расходов, поиск новых контрактов и т.д. Этот метод поддержки известен как ориентированный на расширение спроса для компаний, в противоположность сокращению их расходов.

В принципе, оба метода государственной поддержки развития предприятий могут использоваться одновременно. Более того, некоторые данные о формах государственной поддержки производителей в российских регионах свидетельствуют о том, что регионы, активные в стимулировании спроса на продукцию компаний, одновременно склонны оказывать им помощь, снижающую затраты. Однако практика показывает, что один из подходов вынужденно является доминирующим, поскольку оба они прямо или косвенно связаны с размером бюджета соответствующего уровня – либо его доходной частью (первая группа методов поддержки), либо расходной (вторая группа методов поддержки).

Эффективность двух указанных групп методов государственной поддержки производителей существенно различается. В краткосрочном периоде первая группа методов бывает более эффективной, нежели вторая – поэтому такая поддержка обычно практикуется в экстраординарных условиях. В то же время в долгосрочном периоде первая группа методов поддержки оказывает существенное отрицательное влияние на хозяйственные решения экономических агентов, поскольку приводит к искажению стимулов принятия решений. Примером служит продолжающийся рост электроемкости российского промышленного производства.

Среди методов второй группы выделяются такие, которые оказывают косвенное воздействие на затраты производителей – например, государственное финансирование подготовки и повышения квалификации работников, объектов инфраструктуры. Такие меры оказывают непосредственное влияние на затраты компаний и при этом не имеют долгосрочных отрицательных эффектов.

Необходимо отметить: снижение издержек производителей – один из важнейших элементов поддержки импортозамещающих кластеров. Но при использовании кластерного подхода снижение издержек осуществляется не за счет субсидирования в различных формах, а за счет организации эффективной работы с поставщиками (субконтракторами), за счет внедрения современных методов организации производства, внедрения производительного оборудования, использования сервисных производственно - технологических центров для малого бизнеса и др.

Региональная экономическая политика может быть нацелена на поддержку производителей путем создания барьеров для их конкурентов либо содействия им в конкурентной борьбе. Преимущество первого типа поддержки связано с отсутствием непосредственных затрат государственного бюджета. Более того, первый тип поддержки создает возможности для рентоориентированного поведения, что может служить его дополнительным достоинством в глазах некоторой части чиновников. Вместе с тем в долгосрочном периоде первый тип поддержки является неэффективным, поскольку дестимулирует инновации и в конечном итоге приводит к ухудшению и качественных, и количественных параметров национального производства.

Преимущество второго типа поддержки связано с тем, что оно придает поддерживаемым компаниям долгосрочную устойчивость.

Очевидно, выделенные характеристики государственной экономической политики не могут сочетаться друг с другом произвольно. Так, развитие территории, в противоположность поддержки отдельных производителей, обычно создает благотворную базу для возникновения и повышения конкурентоспособности кластеров. Эффективная политика в отношении кластеров делает акцент на мерах поддержки второго типа (стимулирование спроса в противоположность снижению затрат). Наконец, ориентированная на развитие кластеров экономическая политика не сопровождается созданием барьеров для деятельности конкурентов, поскольку целевые рынки кластеров обычно выходят далеко за пределы территории и даже страны.

Таким образом, можно выделить направления государственной политики, которые будут стимулировать формирование и развитие кластеров в рамках экономики региона:

1. Реализация комплекса мер по развитию рынка, конкуренции, основных и поддерживающих отраслей. Это направление определяет характер стратегии фирмы и межфирменной конкуренции в стране, включающие отношение к конкуренции, рыночным институтам, уровню местной конкуренции и другим культурным и историческим факторам, влияющим на взаимодействие фирм друг с другом, своими работниками и правительством.

2.                     Создание необходимой инфраструктуры. Это направление государственной политики обусловливает характер формирования «оболочки» кластера. Создание кластера без сопутствующей инфраструктуры невозможно. Исследования, которые были проведены нами в Республике Адыгея, показали, что без государственного вмешательства бизнес не в состоянии эффективно инвестировать в инфраструктурные объекты экономики.

3.                     Обеспечение эффективного стратегического планирования социально-экономического развития региона. Эффективное стратегическое управление зависит от качества стратегического планирования, степени интерференции мнения основных держателей интересов в экономике региона, развития кластеризации региональной экономики, с планированием формирования кластеров в ходе разработки стратегии социально-экономического развития региона.

4.                     Формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе. Инвестиционный климат формирует риски и доходность инвестиций, поэтому потенциальный инвестор принимает решение об инвестировании капитала в экономику региона, в том числе и на основании инвестиционных региональных рейтингов.

5.                     Содействие росту инновационного потенциала региона. Инвестиционный потенциал региона выступает в качестве основного источника конкурентоспособности региона. Инвестиционный потенциал также определяет привлекательность той или иной отрасли для региона, поскольку формирует показатель производительности труда.

6.                     Формирование комплекса мер по стимулированию развития кластеров. Прямое вмешательство государства в экономику региона и рекомендации бизнес сообществу образовать тот или иной кластер не представляется возможным и эффективным. Поэтому политика стимулирования должна включать в себя комплекс мер по экономической мотивации участников кластера.

7.                     Обеспечение высокого уровня качества жизни населения региона. Это направление государственной политики позволяет создать качественную среду обитания и обеспечить положительное миграционное сальдо региона. Это положительно отразиться на развитии как потребительского рынка, так и на качественном и количественном составе трудовых ресурсов региона.

Вышеприведенные направления государственной политики в сфере кластеризации обусловливает ряд конкретных мероприятий в сфере повышения эффективности государственного администрирования кластеризации экономики региона:

-совершенствование системы государственного и  корпоративного управления в отраслях экономики и социальной сферы края;

-расширение практики использования и повышение эффективности программно-целевого управления развитием отраслей экономики и социальной сферы;

-повышение эффективности использования общественных финансов за счет реализации принципов бюджетирования, ориентированного на результат;

-внедрение новых механизмов административного регулирования и управления, взаимоотношений с органами местного самоуправления;

-создание агентств (институтов) регионального и муниципального развития, основными функциями которых должны стать  осуществление мониторинга и анализа экономического развития;

-создание особых экономических зон (промышленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных), способствующих в том числе кластеризации экономики;

-совершенствование нормативно-правовой базы (система стратегического управления, поддержка инновационной и инвестиционной деятельности, трудовые и земельные отношения, соц.сфера и т.д.)

-установление доверия между бизнесом и властью за счет частно-государственного партнерства, развитии механизмов частно-государственного партнерства на региональном и местном уровнях, в т.ч. при реализации инфраструктурных проектов, при создании и развитии особых экономических зон и технико-внедренческих парков.

Сайт управляется системой uCoz