ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК НА ОСНОВЕ МОДИФИЦИРОВАННОГО SWOT-АНАЛИЗА

 

Ерыгин Ю.В., Новикова И.Н. (СибГАУ, г. Красноярск, РФ)

 

Introduction of distinct from existing sequence of stages of strategic planning is proved in present article. In addition to this modification of a method of the SWOT-analysis on the basis of the offered chains of formation of strategic directions  of technical upgrading of enterprises of MIC is offered.

 

Характерной особенностью начала XXI века в экономике России является переход от централизованных методов управления к рыночным способам хозяйствования в сочетании с государственным регулированием. Процесс перехода к рыночной экономике оказался довольно болезненным для значительной части хозяйствующих субъектов страны. Особенно сложная ситуация сложилась в отечественном оборонно-промышленном комплексе (ОПК), который в наибольшей степени подвергся разрушительным последствиям кризиса.

Резкое сокращение военных заказов, недостаточное их финансирование, низкий уровень технического состояния основных фондов, запаздывание с разработкой программ конверсии, слабое управление процессами реформирования оборонного комплекса, недостатки в законодательстве и нормативно- методическом сопровождении стали причиной тяжелого финансово-экономического состояния предприятий ОПК.

В этих условиях задача повышения конкурентоспособности отечественного промышленного производства на основе инновационного развития и технического перевооружения предприятий является одним из национальных приоритетов развития страны на ближайшие годы. Успешное решение указанной задачи позволит обеспечить производство отечественной промышленной продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.

Анализ технического состояния основных фондов отечественных промышленных предприятий свидетельствует о необходимости безотлагательного решения задачи обновления парка технологического оборудования, внедрения новейших информационных технологий организации и управления производством, а также реализация современных технологий менеджмента качества продукции. Таким образом, стратегической задачей российских промышленных предприятий является осуществление комплексного технического (технологического, информационного и кадрового) перевооружения, без которого невозможно решить проблему производства конкурентоспособной продукции.

В настоящее время в отечественной промышленности активно ведутся процессы технического перевооружения промышленных предприятий. В сфере оборонно-промышленного комплекса (ОПК) намечено вложение сотен миллиардов рублей бюджетных средств на техническое перевооружение предприятий, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа. Эффективное инвестирование в техническое перевооружение невозможно без решения задач создания современных действенных механизмов стратегического планирования и управления, которые способствуют адаптации предприятий к постоянно изменяющимся условиям внешней среды и эффективному использованию вновь открывающихся возможностей. Отличительной особенностью стратегического планирования и управления (по сравнению с долгосрочным, применяемым при централизованной экономике) является разработка стратегий развития предприятий в условиях нестабильной внешней и внутренней среды, высокой альтернативности развития.

Важнейшим элементом стратегического планирования и управления является выбор наиболее эффективных решений, так как потери, обусловленные неудачным определением стратегии развития предприятий ОПК, могут иметь экономический, политический, социальный, технологический и иной характер и быть значительными.

Как показал опыт зарубежных организаций внедрение стратегического планирования требует затрат, которые не всегда могут оказаться результативными. При определенных обстоятельствах требуется время, чтобы усилия руководства дали положительные результаты. Даже очень хорошо управляемая организация может столкнуться с неблагоприятными и непредсказуемыми обстоятельствами. Обязанностью руководства является принятие мер, направленных на компенсацию отрицательного воздействия неожиданно возникающих неблагоприятных условий путем осуществления стратегического планирования и использования таких деловых подходов, которые помогли бы преодолеть последствия неудачного стечения обстоятельств.

Процесс стратегического планирования, являющийся составной частью  стратегического управления, обычно представляется в виде последовательности циклически повторяющихся действий для решения взаимосвязанных задач:

-определение миссии и целей организации;

-анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации;

-анализ и формирование стратегических ориентиров;

-выбор стратегии.

Данная последовательность имеет один значительный недостаток. Формирование миссии и формулирование целей организации должно происходить с учетом реальных возможностей предприятия, после всестороннего изучения ситуации вокруг предприятия, а также оценки возможностей и угроз научного и технологического развития, с которыми оно может столкнуться. Проведение подобного анализа до постановки миссии и целей поможет выявить область активных действий организации и отсечь бесперспективные пути развития, определить основные принципы конкурентной борьбы, а также позволит установить обоснованные, а не произвольные цели. Цели должны формироваться с учетом внешних и внутренних факторов.

Таким образом, учитывая все вышесказанное последовательность этапов стратегического планирования предприятия должна складываться следующим образом:

-анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации;

-определение миссии и целей организации;

-анализ и формирование стратегических ориентиров;

-выбор стратегии.

В качестве известных в настоящее время методов анализа бизнеса можно использовать традиционный маркетинговый метод, так называемый SWOT-анализ. Это один из самых распространенных методов, оценивающих в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие компании. Методология SWOT-анализа должна предполагать не только выявление сильных/слабых сторон и угроз/возможностей, а также установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегических ориентиров компании. Но и тут важно отметить, что формирование данных стратегических ориентиров должно складываться с учетом потребностей внешней среды, в которой работает компания.

 

 

 

Рисунок 1 – Цепочки формирования стратегических ориентиров компании на основе SWOT -анализа

 

Компании часто проводят общий анализ, охватывающий весь их бизнес. Скорее всего, он будет слишком обобщенным и, как следствие, бесполезным для менеджеров. Во избежание данных ошибок, целесообразно провести сегментирование компании на отдельные сферы. Фокусирование на сферах позволит не только провести более детальный и скрупулезный анализ, но и выявить стратегические ориентиры, отражающие миссию и цели развития отдельных сфер деятельности предприятия, подчиняя их главной цели, которая определена типом стратегии.

К примеру, маркетинговая сфера отвечает, прежде всего, за анализ масштабов деятельности организации, отличий от конкурентов, а также методов, с помощью которых компания предполагает получить рыночные преимущества и добиться лидерства. Из этого можно сделать заключение, что сфера «Маркетинг» формирует предназначение компании, детализирует статус предприятия, а, следовательно, отражает миссию компании.

В то же время другие сферы (сферы «Финансы», «Производство» и прочие), в которых будет проводиться SWOT-анализ, сформулируют уже частные цели компании.

Немаловажно отметить, что в каждой отдельной сфере, где будет проведен SWOT-анализ, будет сформировано собственное дерево целей, в котором цели должны быть выстроены в иерархическом порядке, где достижение всех нижестоящих целей в совокупности дает достижение вышестоящей цели.

Зачастую формулирование целей компании происходит в условиях неопределенности. Неопределенность может носить как высокий, так и низкий характер. Однако и в том, и другом случаях данные цели уже выглядят как некое представление желаемого состояния компании в перспективе. Целесообразно полагать, что в таком случае статус стратегического ориентира изменится на видение.

Таким образом, предложенная модификация SWOT-анализа на основе цепочек формирования стратегических ориентиров компании позволяет расширить определения видения, миссии и целей развития компании, построения дерева целей, увязывающего частные цели с главной целью, отвечающей стратегическому развитию компании и решению задачи технического перевооружения на предприятиях ОПК.

Сайт управляется системой uCoz