ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ КАЧЕСТВА УСЛУГ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

 

Беденко Н.Н. (Филиал ФГБОУ ВПО СПбГИЭУ в г. Твери, г. Тверь, РФ)

 

Vocational and educational potentian of the region depends on such factory as: the level of availability of higher education in the region the material motivation level of the educational environment, the quality of scientific support of regional education, overall assessment of the education quality. The article presents the author’s method of its evaluation in accordance with this point of view.

 

В настоящее время изменились подходы к процессу оценки уровня общественного развития. При этом, несмотря, на важность таких аспектов как уровень экономического и социального роста, на первый план выдвигается индивидуум, как ресурс и потенциал обеспечения этого самого роста. Человеческое развитие стало рассматриваться как основная цель и критерий общественного прогресса, а экономический рост – как средство его достижения. Для количественного сопоставления социального развития общества был разработан специальный показатель – индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) – основными составляющими которого являются следующие равнозначные компоненты:

- долголетие, измеряемое как средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении;

- образование, оцениваемое показателями грамотности взрослого населения страны (с весом 2/3) и совокупной доли учащихся среди детей и молодежи (с весом в 1/3);

- доход, определяемый показателем душевого валового внутреннего продукта (валового регионального продукта) по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США. [2]

Министр образования РФ А.А. Фурсенко также считает, что образование является условием развития индивидуального человеческого потенциала [1] и потенциала региона, под которым понимается совокупность ресурсов и возможностей, определяющих ожидаемые характеристики развития региона при тех или иных сце­на­риях изменения окружающей среды. Таким образом, можно утверждать, что на формирование профессионально-образовательного потенциала региона оказывает определенное влияние уровень и качество образования человека. Возникает вопрос: как это измерить? Нами предлагается при определении влияния качества услуг высшего образования на формирование профессионально-образовательного потенциала региона использовать ниже приведенную методику.

1 этап.

Формирование системы исходных показателей:

1.1 Уровень доступности услуг высшего образования в рамках региона:

= , где                                                                                              (1)

- Уровень доступности услуг высшего образования в рамках региона;

- Численность студентов в регионе;

- Численность населения региона.

1.2 Уровень материальной заинтересованности кадрового потенциала образовательной среды региона:

=, где                                                                                             (2)

- Уровень материальной заинтересованности кадрового потенциала образовательной среды региона;

- Среднерегиональный уровень оплаты труда в отрасли «Образование»

- Средний уровень оплаты  труда в регионе.

1.3 Качество научного сопровождения отрасли «Образование» на уровне региона:

= , где                                                                                      (3)

- Качество научного сопровождения отрасли «Образование» на уровне региона;

- Численность  работников отрасли «Образование» с ученой степенью (ученым званием);

- Общую численность работников отрасли «Образование».

1.4  (Integrated Estimation of Quality Education) - показатель интегральной оценки качества образования, определенный на основе ССП, разработанной автором для  образовательных учреждений высшей школы (рис.1). В зависимости от целей оценочных процедур осуществляется выбор индикаторов из базового ССП. Так, для расчета используются индикаторы: 2, 24, 26, 34, 35, 38, 39, 51, 52, 66, 74, 82, 94, 159, 166, 167, 168, 176, 179, 188, 210, 216, 245, 246, 248, 267, 269, 281, 293, 302, 303.

2 этап.

Нормирование показателей по максимальному значению.


 

 

3 этап.

Расчет интегрального показателя оценки влияния качества услуг высшего образования на формирование профессионально-образовательного потенциала региона:

IQFR = +++ , где                                  (4)      

- весовые коэффициенты, установленные экспертным путем.

4 этап.

На основе полученных результатов производиться ранжирование регионов.

Основным недостатком данной методики является то, что в некоторых субъектах РФ отсутствуют статистические данные, необходимые для проведения расчетов.

Литература

1. Министерство образования и науки РФ: официальный сайт. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/.

2. Образовательный потенциал регионов России / Аналитика. Исследования // Капитал страны. - Загл. с титул. экрана. – Свободный доступ из сети Интернет. - http://www.kapital-rus.ru/articles/article/187219.

 

 

Сайт управляется системой uCoz