ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФЕЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

 

Алексеева Е.Ю. (СибГАУ, г.Красноярск, РФ)

 

The existing economic system, the current state of social sphere caused by transition to market relations, and connected with it  laws and tendencies of development of a social infrastructure demand revision of principles of an estimation of efficiency of social investments.

 

Экономические реформы, проходящие в 90х годах, были направленны, в первую очередь, на формирование рыночного сектора, основой которого стали три элемента: либерализация, стабилизация и приватизация экономики. При этом изменения не коснулись социального сектора, все преобразования осуществлялись без должной оценки социальных последствий. В связи с этим все большую актуальность приобрела проблема снижения уровня обеспеченности социальными объектами. За последние десятилетия объекты социальной сферы практически не строились. Выделяемых средств для финансирования социальной сферы едва хватало на поддержание ее текущей деятельности. В результате происходило устаревание имеющейся социальной инфраструктуры. В связи с миграцией населения и демографическим спадом происходило изменение структуры потребителей социальных услуг, что вызвало несоответствие социальной инфраструктуры сложившейся структуре народонаселения.

Подтверждением вышесказанного может служить оценка состояния социальной сферы, основанная на таких факторах как уровень обеспеченности, объемы капитального строительства в социальной отрасли, уровень износа основных фондов и динамика демографических изменений. Результаты анализа показали, что изменения структуры населения, связанные с внутренними миграционными процессами и демографическим спадом, привели к нерациональному использованию социальных объектов: в одних районах наблюдается недостаток в объектах социальной инфраструктуры, а в других их избыток. Выделяемых средств на социальную сферу, хватало только на поддержание её текущей деятельности, что подтверждается высоким уровнем износа социальных объектов. Поскольку цели происходящих изменений, прежде всего, были направлены на экономические преобразования в области формирования рыночного сектора, средства на финансирование капитального строительства объектов социальной отрасли практически не выделялись. На развитие производственного сектора экономики было использовано 62% всех видов инвестиций. Доля производственных инвестиций возрастала ежегодно, на эту величину соответственно сокращались капитальные вложения в развитие социальной сферы. Таким образом, минимальный уровень капитального строительства, наблюдающийся из года в год, привел нарастающим темпом к увеличению износа объектов социальной сферы. Вместе с тем, рост объема ВВП, представленный на рисунке 1, отражает положительную динамику экономического роста.

Рисунок 1 – Динамика производства ВВП

 

График иллюстрирует рост объема ВВП, что свидетельствует о накоплении финансовой возможности государства в решении социальных задач. Таким образом, уровень прироста ВВП указывает на необходимость управления финансами, выделяемыми на цели социального развития. При этом изменившиеся экономические условия требуют нового подхода к распределению средств между социальными отраслями. Это обуславливается тем, что выделяемых средств на развитие социальной отрасли по-прежнему недостаточно для покрытия дефицита в обеспеченности объектами социальной сферы. Таким образом, наиболее остро стоит задача более эффективного распределения ограниченных бюджетных средств между объектами социальной инфраструктуры. Для определения направлений инвестирования была проведена классификация объектов социальной инфраструктуры, характеризующихся одинаковыми условиями функционирования и развития. А также были определены факторы, определяющие развитие социальной сферы в регионе. В частности были выявлены такие параметры, как: динамика народонаселения, уровень объема финансирования, уровень износа объектов социальной сферы и другие. В результате классификации были выделены объекты исследования, к числу которых относятся социальные отрасли, обеспечивающие деятельность в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта и предоставляющие социальные услуги. Данная классификация основана на признаках ОКВЭД и была дополнена признаком: наличие государственных гарантий по обеспечению.

Рыночная экономическая система определяет свои правила и принципы, регламентирующие хозяйственную деятельность субъектов и формирующие определенные нормы к экономическим сферам жизнедеятельности людей. Сложившаяся экономическая формация, современное состояние социальной сферы, обусловленное переходом к рыночным отношениям, и связанные с этим закономерности и тенденции развития социальной инфраструктуры требуют пересмотра принципов оценки эффективности социальных инвестиций.

Таким образом, ограниченность финансовых ресурсов, направляемых на цели социального развития, при имеющихся финансовых возможностях, делает актуальным решение проблемы, связанной с необходимостью эффективного распределения бюджетных средств. А новые экономические условия и вызванные в связи с этим закономерности и тенденции развития социальной сферы формулируют задачу определения иных принципов, отвечающим особенностям инвестирования в социальную отрасль.

Изучение методологических основ оценки эффективности инвестиций в социальную сферу проводилось на основе анализа современных принципов оценки эффективности инвестиций. Изучение их содержания, безусловно, представляет теоретический и практический интерес, однако вряд ли может быть исчерпывающим с точки зрения формирования принципов оценки эффективности инвестирования социальной сферы. Вне всяких сомнений, существующие методологические разработки должны быть учтены, но состав принципов и их содержание в первую очередь определялся на основе учета существующих особенностей, выявленных закономерностей и поставленных целей развития социальной сферы.

С учетом специфики выделенных объектов были сформулированы принципы инвестирования в объекты социальной сферы, отражающие особенности и условия инвестирования в данную область. Содержание отдельных принципов конкретизировано с учетом выявленных закономерностей развития социальных отраслей, а также форм их проявления. В частности были сформулированы следующие принципы:

1. Равенство субъектов региона – заключается  в необходимости равноправного распределения объектов социальной сферы между населением различных территорий.

2. Эффективность  использования - заключается в оптимальном распределении выделяемых средств регионального бюджета  для решения задач выравнивания и/или доведения до нормативного уровня обеспеченности  объектами социальной сферы.

3. Прозрачность процедуры - предполагает использование  единых методов и критериев оценки эффективности социальных инвестиций при решении задач распределения  капитальных вложений, а также открытость информации о результатах такого распределения.

4. Достоверность исходных данных – предполагает корректность предоставления исходных данных, имеющих количественное выражение, а также единые методы и стандарты оценки параметров состояния объектов социальной сферы.

5. Системность оценки - заключается в комплексном учете  всей совокупности факторов, оказывающих влияние на эффективность осуществляемых капитальных вложений в объекты социальной сферы.

6. Адаптация - заключается в возможности использовании имеющейся информации для решения задачи оценки эффективности инвестиций в социальную сферу на основе предполагаемых критериев и методов.

7. Соответствие системы показателей - заключается в возможности использовании имеющейся информации для решения задачи анализа уровня обеспеченности объектов социальной сферы, на основе предполагаемых критериев и методов.

Сформулированные принципы подлежат учету, как при решении задачи оценки эффективности социальных инвестиций, так и распределении финансовых ресурсов между объектами социальной сферы.

Реализация предложенных принципов требует разработки инструментов принятия решения и построения математической модели оптимального распределения инвестиций в условиях имеющихся бюджетных ограничений для повышения уровня обеспеченности населения объектами социальной сферы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz