БИЗНЕС-ПЛАН КАК ИНСТРУМЕНТ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

Странцов И.А. (АлтГТУ, г. Барнаул, РФ)

 

Business plan as a tool of corporate planning is stated in the given paper.

 

Актуальность вопросов, связанных с использованием различных инструментов внутрифирменного планирования, обусловлена тем, что в настоящее время планирование, как одна из функций управления, для организации становится явлением, роль которого постоянно возрастает, ввиду чего к нему предъявляют ряд всё более высоких требований. Это связано с тем, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность в современных условиях, должны ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитывать эффективность использования этих ресурсов в процессе работы. Сегодня значение планирования в деятельности организации трудно переоценить, поскольку именно план представляет собой ориентир, к которому она стремится, и вместе с тем критерий оценки успешности её деятельности.

Организация как экономический субъект может ставить перед собой различные цели, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. В экономической литературе часто встречается категорическое утверждение о том, что главной целью бизнеса является извлечение прибыли. Это утверждение может быть опровергнуто следующим: основной целью любой экономической активности является, прежде всего, повышение благосостояния собственников действующего экономического субъекта. Благосостояние в данном случае следует понимать не просто как богатство в денежном выражении, а в более широком смысле - как улучшение качества жизни. К достижению такого благосостояния экономический каждый субъект, занимающийся предпринимательской деятельностью, по своей сути стремится собственным путем, с помощью постановки системы конкретных целей и разработки планов их реализации.

Одним из основных инструментов внутрифирменного планирования и средств достижения благосостояния экономических субъектов выступает бизнес-план. В связи с тем, что в литературе существует неоднозначная трактовка бизнес-плана, рассмотрим основные подходы к его определению.

По мнению, Б.А. Райзберга бизнес-план - это план осуществления бизнес-операции, дей­ствий фирмы, содержащий сведения о фирме, товаре, его произ­водстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности [1]. 

И.И. Ушаков отмечает, что бизнес-план - это документ, дающий описание основных аспектов будущего развития предприятия, анализирующий все риски, с которыми оно может столкнуться в процессе реализа­ции проекта, определяющий способы решения этих проблем [2].

По мнению И.И. Маниловского, бизнес-план является рабочим документом, используемым во всех сферах предпринимательства, охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой, как правило, ограничен несколькими годами, позволяющей дать достаточно чёткую экономическую оценку намеченным мероприятиям [3].

По определению И.А. Иванниковой, бизнес-план – форма представления инвестиционного проекта в виде компактного  документа, выполняемого, как правило, на стадиях предварительного технико-экономического обоснования и технико-экономического обоснования, описывающего предпосылки, условия, конкретную программу действий и определяющего финансово-экономические условия и возможные результаты реализации проекта [4].

И.В. Липсиц отмечает, что бизнес-план представляет собой, документ, который описывает аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует проблемы, с какими оно может столкнуться, а также устанавливает способы их решения [5].

В вышеприведённых определениях можно выделить общие черты:

- бизнес-план – это базовый документ, отражающий суть и особенности планируемых к реализации мероприятий в коммерческой сфере;

- бизнес-план является планом осуществления процесса реализации мероприятий в коммерческой сфере;

- бизнес-план необходим для оценки эффективности планируемых мероприятий в коммерческой сфере.

Основное различие представленных определений заключается в выделении целевой функции и назначения бизнес-плана. Так, согласно Б.А. Райзбергу цель бизнес-плана – описание планируемых бизнес-операций существующей компании, по И.И. Ушакову бизнес-план предназначен для описания будущего развития предприятия, согласно И.И. Маниловскому – цель бизнес-плана заключается в описании одной из  частей инвестиционной программы компании, И.А. Иванникова отмечает, что цель бизнес-плана – представить инвестиционный проект в виде компактного документа, согласно И.В. Липсицу, бизнес-план предназначен для описания аспектов будущего коммерческого предприятия.

В целом, соглашаясь с точками зрения различных авторов можно отметить, что бизнес-план представляет собой инструмент внутрифирменного планирования, который позволяет отразить суть и особенности планируемых к реализации мероприятий в предпринимательской сфере с целью оценки их экономической эффективности. Вследствие этого, качество разрабатываемых бизнес-планов приобретает большое значение, так как от его уровня зависит принятие тех или иных инвестиционных решений.

Литература

1.    Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. -Москва: ИНФРА-М, 1998. -С.35.

2.    Ушаков, И.И. Бизнес-план/ И.И. Ушаков. – СПб: Питер, 2008. -С.31.

3.    Бизнес-план: методические материалы / Под ред. Проф. Р.Г. Маниловского. – М.: Финансы и статистика, 1994. -С.4.

4.    Бизнес-план инвестиционного проекта. Практическое пособие / Под ред. Иванниковой И.А. – М.: «Экспертное бюро – М», 1997. -С.4.

5.    Липсиц И.В. Как составлять бизнес-план //ЭКО. -1993.- №2.

Сайт управляется системой uCoz