УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ПРЕДПРИЯТИЯМИ ТОРГОВЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

 

Симонова В.С. (ИРИ НАН Украины, г.Львов, Украина)

 

The features of organization management, trade consumer cooperatives are investigated. Its construction as a socio-economic system and ties of its components are examined. The concept of quality management of customer sales service is proposed.

 

В период рыночных преобразований значительно снизился уровень участия системы потребительской кооперации в формировании потребительского рынка страны, в торговом обслуживании населения.

В рыночных условиях хозяйствования потребительская кооперация ли­шилась статуса монополиста по обслуживанию сельского населения [1]. Для восстановления утраченных позиций в Стратегии развития потребительской кооперации Украины до 2015 г. [2] запланировано реформирование организа­ционно-хозяйственной, структурной и территориальной организации рознич­ной торговли потребительской кооперации.

Усовершенствование розничной торговой сети направлено на реализацию таких мероприятий, как стабилизация количественного и качественного развития розничной торговой сети, формирование эффективных, конкурентоспособных субъектов  хозяйственной деятельности в сфере розничной торговли; обретение кооперативными магазинами роли основного связующего звена с членами потребительских обществ и союзов, центра организации и проведения работы по всем направлениям деятельности потребительской кооперации: заготовительной, кредитной, информационной, консультационной, организационно-массовой, сервисной; обоснование необходимости государственной поддержки социально важных функций предприятий розничной торговли потребительской кооперации, в частности по вопросам обслуживания экономически рискованных зон торговли (в отдаленных сельских населенных пунктах, труднодоступных и неблагоприятных регионах); реализация конкурентных преимуществ потребительской кооперации, изучение конкурентов розничных предприятий, их устранение, а также применение агрессивного маркетинга относительно ликвидации элементов недобросовестной конкуренции; оптимизация ассортиментной политики потребительской кооперации по торговле экологически чистыми продуктами, привлечение на рынок товаров продукции местного производства и т. п.; участие потребительской кооперации в разработке и реализации генеральных планов развития населенных пунктов – открытие ключевых объектов розничной торговли, в том числе в составе социально-культурно-бытовых центров сел и городов, проникновение предприятий кооперативной розничной торговли на территорию малых, средних и больших городов, в состав торгово-сервисных центров, торговых пассажей, расположенных в том числе на рынках, на автодорожных путях, местах транспортных развязок и других привлекательных для торговли зонах; достижение преобладания в структуре видов и типов розничных торговых предприятий сельской местности магазинов со смешанным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров, в районных центрах и городах – универсальных и специализированных магазинов, в частности по торговле хозяйственными и строительными материалами, продтоварами; повышение роли магазина, укрепление его статуса как центра по работе с членами потребительских товариществ и союзов [3].

Функционирование организаций, предприятий потребительской кооперации на современном этапе развития направленное на диверсификацию деятельности за счет объединения основного вида деятельности с сопредельными, в частности внедрение новых технологий внемагазинной торговли:  использование электронных средств, телефонной связи, ярмарок, базаров, аукционов; использование преимуществ передвижной и посылочной торговли, торговли по каталогам, по заказам, по графикам в населенных пунктах, где отсутствует торговая сеть.

Для обслуживания населения малых и отдаленных сел и микрорайонов в райцентрах восстанавливается мелкорозничная и передвижная сети, розвиваются магазины на дому, обеспечивающие условия сохранения и продажи товаров. Качественно обновляется сфера торговли за счет новых типов предприятий розничной торговли, упорядочения рынков.

На современном этапе предприятия, организации торговли потребительской кооперации функционируют и развиваются, учитывая существенные изменения внешней среды в результате рыночных системных трансформаций и структурной перестройки экономики, место потребительской кооперации в экономической системе, социальной сфере, национальном кооперативном движении, ее значение в социально-культурной перестройке села.

Рыночные условия хозяйствования требуют модернизации предприятий, оптимизации их мощностей, концентрации хозяйственной деятельности, рационального расположения кооперативних объектов; диверсификации хозяйственной деятельности на базе новых технологий, методов хозяйствования, конкурентных механизмов; внедрения конкурентных стратегий, эффективных методов конкурентной борьбы, реализации конкурентных преимуществ кооперации, создание со стороны государства различных условий конкуренции.

В основу структурной и территориальной организации розничной торговой сети должна быть положена максимальная адаптация к стереотипам и моделям поведения потребителей, их запросов и социальная направленность относительно членов потребительских обществ и союзов.

И. А. Маркина [4] перестройку и развитие системы потребительской кооперации предлагает осуществлять с помощью таких мероприятий:

воплощение новинок научно-технического прогресса, развитие автоматизированных систем управления, средств автоматизации и механизации работы;

коренные изменения взаимосвязей основного звена и центра, децентрализация функций управления отдельных предприятий, их коммерческая отделенность от кооперативных союзов;

важное дополнение комплекса функций управления: маркетинг как целевая организация управления, которая включает в себя комплекс функций из организации товарооборота, проведение рекламных кампаний, изучение рынка и конъюнктуры спроса;

информационное обслуживание процесса управления, социологическое исследование и т. п.;

организационное разнообразие форм управления в соответствии с требованиями регионального рынка, особенностей производства товаров народного потребления и состояния розничной торговой сети, интеграция предприятий разных форм собственности, создание рыночных форм управления;

преобразование организационных структур согласно  нуждам рынка и создание адекватных рыночных подразделов;

переход к самоуправлению субъектов хозяйствования (самоуправление владельца, трудового коллектива и профессиональное управление), обеспечение их взаимодействия и распределение функций управления между ними;

улучшение межгосударственных кооперативных связей;

реализация новых методов управления, т.е. преобладающее развитие экономических методов, направленных на рост материальной заинтересованности участников процесса управления;

развитие человеческого фактора и творческой инициативы, привлечение пайщиков к управлению, повышение заинтересованности рабочих в результатах своей работы;

развитие рыночной структуры благодаря переходу на горизонтальные управленческие связи, единство территориального и отраслевого управления.

Разработка новых концепций управления качеством торгового обслуживания потребителей существенным образом повысит эффективность реализации мероприятий, направленных на обеспечение стабилизации в области торговой системы потребительской кооперации.

Это такие мероприятия:

1. Перепрофилизация имеющейся сети предприятий розничной торговли. Необходимо обеспечить развитие сети продовольственных магазинов, сокращение специализированных магазинов в сельской местности, расширение сети магазинов типа "товары повседневного спроса" с организацией продажи в них товаров сложного ассортимента и периодической продажи по заказу населения;

перепрофилирование магазинов (при условии целесообразности) в предприятия ресторанного хозяйства; открытие комбинированных кооперативных предприятий типа "магазин-заготпункт", "магазин-бар", "магазин-хлебопекарня".

2.        Восстановление передвижной торговли. Возвращение на рынки сбыта товаров в города и поселки городского типа за счет открытия новых объектов, восстановление объемов деятельности действующих магазинов. Внедрение современных технологий, прогрессивных методов продажи товаров.

3.        Просмотр ассортиментной политики, которая должна быть ориентирована на доходы и спрос населения, оборотность товаров, прибыльность хозяйственной деятельности.

4.        Определение реальной потребности и, учитывая экономическую ситуацию в оптовых базах районных и областных  звеньев, отрабатывание эффективных схем товароснабжения. Важно восстановить и усовершенствовать функции оптовой торговли, просмотреть профиль оптовых баз, зоны их деятельности. На оптовую торговлю возлагается задача по формированию связей, активизации и централизации коммерческой деятельности, наращиванию объемов оптово-складского оборота, товароснабжению розничных предприятий потребительской кооперации, коммерческих субъектов за пределами кооперации, поиску конкурентоспособных поставщиков.

Литература

1 Піскун О. В. Негативні тенденції в торговельній діяльності споживчої кооперації та вплив соціальної сфери на її розвиток / О. В. Піскун // Соціально-економічні проблеми розвитку регіонів в умовах глобалізації : матеріали міжнар. студент. наук.-практ. конф., 24–25 лют. 2005 р. / відповід. ред. О. О. Нестуля. – Полтава, 2005. – С. 231–233.

2 Стратегія розвитку споживчої кооперації України (2004-2015 pp.) / Україна. Укоопспілка. – К.: ЦССТУ Укоопспілка, 2004. – 62 с.

3 Про заходи щодо розвитку кооперативного руху та посилення його ролі в реформуванні економіки України на ринкових засадах : Указ Президента від 19 грудня 2000 р. // Офіційний вісник України. – 2000. – №51.С. 23–24.

4 Маркіна І. А. Менеджмент підприємства: опорний конспект лекцій / І. А. Маркіна, Р. І. Біловол, В. П. Сторожук. – Полтава : РВВ ПУСКУ, 2003. – 147с.

 

 

Сайт управляется системой uCoz