ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗОН КАЧЕСТВА В ЛУЧЕВОЙ МОДЕЛИ КОНКУРЕНЦИИ[1]

 

Семенов В.Л. (ЧувГУ, г. Чебоксары, РФ)

 

Examined area of quality, defining indicators of quality goods manufacturers in the ray model of competition, formed the subject-object relations arising in the supply of goods.

 

Конкуренция возникает, если на одном и том же рынке продается много близких по своим потребительским свойствам товаров-аналогов и субститутов. Суть конкурентной борьбы состоит в улучшении или сохранении позиций фирмы на рынке, что достигается благодаря отличию поставляемых фирмой товаров от товаров-конкурентов как по степени соответствия конкретной потребности клиентов, так и по затратам на ее удовлетворение, что выражается в конечном счете в качестве товара, поэтому одним из весомых показателей конкурентоспособности товара является его качество.

С точки зрения качества товаров процесс конкуренции в графическом виде можно представить в виде лучевой модели, образованной субъектно-объектными отношениями, возникающими при предложении товара (рис. 1).

Объектом в данном процессе является потребность, выраженная в виде группы потребителей, образующих интересующий сегмент рынка. Субъектом выступает производитель товара. Субъектов может быть бесконечное множество (С1Сn).

Объект на данном уровне рассуждений является единственным. Все множество субъектов направлено исключительно на один объект. В результате возникает некоторая система, в которой образуются некоторые определенные уровни конкуренции – зоны качества. С переходом на верхние зоны степень качества товара возрастает, и производители для обеспечения конкуренции должны своевременно повышать уровень качества, например организуя более эффективную систему производства, систему качества или вводя новые характеристики товара. Если возникает необходимость в разбиении потребителей (объект не единственен) на определенные группы, например при помощи кластерного анализа, то строятся отдельные лучевые модели для каждой группы со своими зонами и их параметрами.

Зоны качества играют одновременно роль контрольных и отборочных уровней, где происходит отсев производителей.

Самой первой зоной является зона «безразличия», где качество товара настолько низкое, что его потребитель никогда не купит по показателю назначения, несмотря на низкую цену. Производитель данного товара обречен заранее на провал.

 

Рисунок 1- Лучевая модель конкуренции:

С1Сn  – субъекты (производители товара); зоны качества: 1,7 – безразличия, 2 – базовая, 3 – слабая; 4 – средняя; 5 – сильная; 6 – тотальная

 

Зона «базового» качества определяет совокупность тех параметров качества товара, наличие которых потребитель считает обязательным, т.е. «само собой разумеющимся фактом», и поэтому о них не оговаривает. Следует помнить, что данные показатели качества никакой ценности не несут в глазах потребителя, но он может приобрести данный товар из-за его низкой цены. Однако производителю необходимо помнить, что он рискует своим имиджем и будущим бизнесом.

При равных условиях большинство производителей начинают свою деятельность с зоны «слабого» качества. В этой зоне как производители, так и потребители большое внимание также уделяют цене товара, но начинают учитывать требования и пожелания потребителей. На рынке существует постоянный спрос на данный товар, и предприятия любыми способами, невзирая на качество, пытаются насытить рынок.

С постепенным насыщением рынка происходит планомерный переход на следующий уровень – в зону «среднего» качества. Здесь предприятия постепенно переходят к вопросам повышения качества товара, но больше внимания обращают на его продвижение, например используют рекламу и др.

С последующим насыщением рынка и с увеличением запросов потребителя предприятия переходят на третий уровень – в зону «сильного» качества. В этой зоне предприятия преимущественно занимаются только вопросами повышения качества товара, наиболее полного удовлетворения запросов потребителя, но в то же время частично используют и другие методы неценовой конкуренции.

Зону «тотального» качества достигают только предприятия, качество товара которых абсолютно идентично потребности. Товары, не отвечающие потребности, отсеиваются. Данное заключение полностью соответствует трактовке основного элемента конкурентоспособности – назначения, выраженного в качестве товара. Чем выше степень адекватности потребности (назначения), тем больше товар приобретает конкурентных преимуществ.

Особенностью зоны «тотального» качества является также наличие параметров качества, представляющих для потребителя неожиданные ценности предлагаемого ему товара, о наличии которых он мог только мечтать, не предполагая даже о возможности их практической реализации. Зачастую эти показатели существуют в подсознании потребителя и о них он даже не подозревает. Реализация желаемых параметров качества часто является результатом хорошо продуманной комбинации различных технологий и глубокого знания производителем того, что хочет потребитель от продукта и как он его будет использовать. Учет потребителем желаемого качества во вновь создаваемом продукте может стимулировать формирование определенных но­вых потребностей общества, а значит дать производителю дополнительное преимущество. Желаемые параметры качества товара, таким образом, недоступны конкурентам, по крайней мере до тех пор, пока они не скопируют их.

Товар, который недостаточно покрывает потребности объекта, та потребительская стоимость, которая не воспринимается рынком, не достигают зоны «тотального» качества. В эту зону попадает тот товар, у которого потребительская стоимость примерно равна ценности, которая адекватно воспринимается на этом рынке и полностью покрывает потребность, предъявляемую объектом.

Следующей зоной является, как и в первом случае, зона «безразличия». В данном случае производителем выпускается товар очень высокого качества. Зачастую такое качество приводит к повышению цены товара, что приводит к тому, что потребитель не понимает необходимость такого качества, т.е. товар становиться как бы «безразличным».



[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 11-12-21003 а/В).

Сайт управляется системой uCoz