ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА В КОРТЕЖЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ[1]

 

Семенов В.Л. (ЧувГУ, г. Чебоксары, РФ)

 

Factors considered by cortege to improve the quality in the delivery of competitive products.

 

В отечественной и зарубежной литературе существует множество трактовок состава элементов и показателей конкурентоспособности [4, 5]. В целом можно согласиться с совокупностью этих факторов, определяющих конкурентоспособность, но в свою очередь можно рассматривать конкурентоспособность продукции как совокупность показателей соответствия параметров товара потребностям потребителей Р и уровня качества Q:

К = <P, Q>.

Параметр соответствия потребностям потребителей определяется субъективно воспринимаемым качеством товара потребителями и включает в себя параметры пригодности товара с точки зрения субъективных мотивов потребителей и субъективного восприятия ценности товара при его эксплуатации или потреблении.

Уровень качества в данном кортеже в наибольшей степени определяет конкурентоспособность продукции, являясь его объективной характеристикой, и формируется на основе факторов, определяющих его рыночную и производственную стороны:

Q = <КП, КК, КЦ, КМ, КS, КС>,

где КП – фактор соответствия параметров продукции перечню требований потребителей; КК – фактор соответствия значений параметров товара требованиям потребителей; КЦ – фактор соответствия цены количественным параметрам товара; КМ – фактор соответствия рыночной позиции количественным параметрам товара; КS – фактор соответствия параметров продукции социуму; КС – фактор соответствия параметров продукции параметрам аналогичной продукции лидирующего конкурента (отвечающий современным потребительским запросам).

Данный перечень уровня качества можно принять за факторы повышения качества, определяющие конкурентоспособность на региональном уровне, и обозначить как «конкурентоспособное качество».

Рассмотрим более подробно некоторые факторы «конкурентоспособного качества».

Все ожидания потребителей можно подразделить на три составляющие профиля качества: базовое, желаемое и требуемое [3]. Профиль качества позволяет производителю определить и осознать воображаемые ожидания потребителей в будущем товаре, так как они показывают степень соответствия качества будущего товара параметрам потребности.

Профиль базового качества – это совокупность параметров продукции, наличие которых для потребителя является обязательным, т. е. они должны присутствовать всегда, независимо от того, указывает на них потребитель или нет. Зачастую о таких показателях потребитель не говорит, однако производителю необходимо помнить, что несмотря на то, что эти показатели не отражают ценность товара в глазах потребителя, их отсутствие может повлечь за собой негативную реакцию, вплоть до отказа от данного товара.

К профилю базового качества относятся показатели безопасности, надежности, безотказности и т.п.

Профиль требуемого качества – это совокупность параметров продукции, определяющих основные требования потребителя к продукции, а именно технические и функциональные характеристики продукта, которые показывают, насколько продукт соответствует тому, что было задумано, а их наличие напрямую влияет на ценность продукта в глазах потребителя. Именно требуемые параметры качества зачастую рекламируются и гарантируются производителем, а удовлетворенность потребителя возрастает, когда значения параметров качества предлагаемого ему продукта выше, чем ожидалось.

Для того чтобы продукт оставался конкурентоспособным, необходимо постоянно совершенствовать его функциональные и технические характеристики, т.е. профиль требуемого качества, что требует постоянного внимания со стороны маркетинговых служб и вовлечения адекватных ресурсов производителя.

Профиль желаемого качества – это совокупность параметров продукции, представляющих для потребителя неожиданные ценности предлагаемого ему продукта, о наличии которых он мог только мечтать, не предполагая даже о возможности их практической реализации. Особенность желаемых параметров состоит в том, что потребитель не должен придумывать их сам. Как правило, он не требует их, но высоко оценивает их наличие в предлагаемом ему продукте.

Параметры желаемого качества часто являются результатом хорошо продуманной комбинации различных передовых технологий и глубокого знания производителем того, что хочет потребитель от продукта и как он его будет и может использовать, т.е. производитель четко должен знать где, когда, для чего и в каких условиях потребитель будет использовать данный продукт.

В настоящее время на первый план выходит удовлетворение скрытых потребностей потребителя, которое является одним из основных моментов достижения успеха в бизнесе. Это связано с тем, что на рынке существует очень много однотипных товаров, и выигрывает тот производитель, который учитывает потребности, которые развиваются у потребителей на уровне подсознания. Эти потребности «выливаются» на рынок только при наличии товара, в котором они учтены.

Исходя из вышеперечисленного первый фактор кортежа «конкурентоспособного качества» можно представить следующим образом:

КП = <КПБ.К, КПТ.К, КПЖ.К, КПС.П>,

где КПБ.К – степень соответствия параметров продукции профилю базового качества; КПТ.К – степень соответствия параметров продукции профилю требуемого качества; КПЖ.К  – степень соответствия параметров продукции профилю желаемого качества; КПС.П – степень соответствия параметров продукции скрытым потребностям потребителя.

Если фактор соответствия параметров продукции перечню требований потребителей (КП) оценивает наличие у продукции общих абстрактных требований (например, наличие кондиционера в автомобиле, пишущего CD-ROMа в компьютере и т.д.), то фактор соответствия значений параметров товара требованиям потребителей (КК), указывает попадание количественных значений параметров продукции в оптимальную зону значений потребностей (например, кондиционер в автомобиле обеспечивает диапазон температур от + 5 0С до + 25 0С, что соответствует диапазону значений потребностей потребителей).

Фактор соответствия цены количественным параметрам товара (КЦ) указывает, насколько цена товара соответствует техническому исполнению продукции и сложности технологических и производственных процессов, используемых при ее разработке и изготовлении, поэтому данный фактор учитывает комплексность формирования цены товара, определяющий степень сложности конструкторских разработок, испытаний, производства продукции и т.д.

Фактор соответствия рыночной позиции количественным параметрам товара (КМ) определяет степень усилий, затрачиваемых на продвижение товара на рынок. Чем выше количественные показатели качества продукции, тем ниже затрачиваемые усилия на ее продвижение (реклама, организация эффективной сбытовой деятельности и т.д.) и тем выше показатель данного фактора.

Фактор соответствия параметров продукции социуму (КS) характеризует учет в параметрах качества продукции индивидуальных требований потребителя, влияния общественного мнения на сознание потребителя, а также менталитета, национально-культурных традиций, экологической ситуации региона [1, 2], где будет реализовываться данная продукция.

Последним базовым элементом кортежа «конкурентоспособного качества» является фактор соответствия параметров продукции параметрам аналогичной продукции лидирующего конкурента (КС). Одним из современных методов обеспечения конкурентоспособности продукции и стабильности предприятия является бенчмаркинг [6, 7, 8, 9].

Исходя из этого к единичным показателям соответствия параметров продукции параметрам аналогичной продукции лидирующего конкурента можно отнести:

КС = <КСП.Р.К, КСК.П.К, КСЦ.П.К, КСИ.К>,

где КСП.Р.К – потенциал развития конкурента; КСК.П.К – качество выпускаемой продукции конкурента; КСЦ.П.К – цена выпускаемой продукции конкурента; КСИ.К – имидж конкурента.

 

Литература

1. Галкин В.П. Проблемы современности: теоретические аспекты и основы экологической проблемы / В.П. Галкин // Экология, социология, философия, право: контекст. учеб. пособие к циклу «Экологические проблемы человечества». Ч.1. – Чебоксары, 1997. – 148 с.

2. Галкин В.П. Проблемы современности: теоретические аспекты и основы экологической проблемы – введение в культуру мышления и экологию / В.П. Галкин, Ю.А. Попов, С.А. Порфирьева // Экология, социология, философия, право: контекст. учеб. пособие к циклу «Экологические проблемы человечества». Ч.3. – Чебоксары, 1997. – 209 с.

3. Глудкин О.П. Всеобщее управление качеством: учебник для вузов /  О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов, А.И. Гуров, Ю.В. Зорин; под ред. О.П. Глудкина. – М.: Горячая линия – Телеком, 2001. – 600 с.

4. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала: в 2 т.Т. 2 / В.В. Гончаров. – М.: МНИИПУ, 1996. – 720 с.

5. Данилов И.П. Проблемы конкурентоспособности электротехнической продукции: монография / И.П. Данилов. – М.: Пресс-сервис, 1997. – 420 с.

6. Конка М.Г. Один стратегический подход к использованию самооценивания и бенчмаркинга / М.Г. Конка // Избр. тр. 40-го конгресса Европейской организации по качеству. Берлин, сентябрь 1996 г.: сб. пер. с англ./ под ред. и с предисл. Ю.П. Адлера. – М.: ГП – Редакция журнала «Стандарты и качество», 1997. – С.148 -157.

7. Методы менеджмента качества// Госстандарт России. – 2001. – №8. – С.42-43.

8. Михайлова Е.А. Основы бенчмаркинга / Е.А. Михайлова. – М.: Юристъ, 2002. – 110 с.

9. Шмидт К. Бенчмаркинг – инструмент определения собственного уровня развития и основа успешного внедрения системы всеобщего управления качеством / К. Шмидт // Избр. тр. 40-го конгресса Европейской организации по качеству. Берлин, сентябрь 1996 г.: сб. пер. с англ. / под ред. и с предисл. Ю.П. Адлера. – М.: ГП – Редакция журнала «Стандарты и качество», 1997. – С.158-168.



[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых проект № МК-4076.2011.6

Сайт управляется системой uCoz