ОТРАЖЕНИЕ В УЧЕТЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ ФИРМ СКИДОК (БОНУСОВ)

 

Никорюкин А.В. (СГСЭУ, г. Саратов, РФ)

 

This paper proposes a procedure for recording the tour operator and travel agent discounts (bonuses). Recommendations on tax rebates granted. Reviewed documentation of service bonus.

 

Специфика взаимоотношений в цепочке туроператор - турагент - турист накладывает свой отпечаток на учет бонусов и скидок у турфирм.

Как показали исследования точное определение понятий «бонус» и «скидка» отсутствует в гражданском и налоговом законодательстве. Исходя из общепризнанной терминологии, под скидкой понимают уменьшение базисной цены товара (работ, услуг), указанной в договоре, в то время как бонус представляет собой дополнительное вознаграждение, премию, дополнительную скидку, которую предоставляют покупателю в соответствии с условиями сделки или отдельного соглашения.

На практике туроператоры обычно предусматривают в договорах с туристическими агентами следующие скидки (бонусы) за:

– заказ путевок на определенную сумму;

– продажу туров на новое направление;

– досрочную оплату туров.

Следует отметить, что бонусы и скидки предоставляются путем перечисления денег на расчетный счет, либо посредством зачета в качестве аванса за призы и подарки, либо уменьшения задолженности покупателя.

Для организации учета скидок и бонусов необходимо их сгруппировать по моменту оплаты путевок:

- предоставление скидок и бонусов в момент оплаты путевок, когда турагент перечисляет туроператору сразу меньшую сумму;

– предоставление скидок и бонусов после оплаты путевок на определенную сумму, когда туроператор либо возвращает турагенту часть денег, либо уменьшает его задолженность по оплате путевок.

Если скидка предоставлена в момент оплаты, то в этом случае в налоговом учете туроператор не делает корректировок, поскольку реализация путевок отражается по цене, уменьшенной на сумму предоставленной скидки (бонуса).

Если скидка предоставлена после оплаты, то туроператор вносит в учет корректировки и пересчитывает налоги, выполняя следующую рекомендуемую нами последовательность:

1 этап. Исправление счет-фактуры и первичных документов путем указания уменьшенной стоимости путевок и суммы НДС.

2 этап. Внесение изменений в книгу продаж за период, в котором путевки были реализованы, путем заполнения дополнительного листа, в который вносятся записи об аннулировании старого счета-фактуры и вписываются данные исправленного документа.

3 этап. Представление уточненных деклараций по налогам за тот период, в котором реализованы путевки, если выручка от реализации уже была включена в налоговую базу в предыдущем квартале (периоде). Однако, в данном случае при переплате налога представление уточненной налоговой декларации является правом, а не обязанностью турфирмы.

4 этап. Внесение изменений в бухгалтерский учет путем корректировки суммы выручки на скидку и суммы исчисленного НДС.

Следует отметить, что выполнение указанной последовательности действие можно избежать, если туроператор не возвращает деньги, а по согласованию с турагентом признает скидку авансом в счет будущей оплаты. В таком случае туроператору нужно исчислить НДС с суммы аванса.

Что касается отражения бонусов в первичных документах, то такая необходимость возникает в случае их квалификации как отдельной от продажи турпродукта хозяйственной операции.

Как показали исследования, унифицированной формы первичного документа по оформлению предоставления бонусов не предусмотрено, поэтому на практике используются кредит-ноты, в которых отражаются суммы скидки и сумма, приходящаяся на эту скидку.

Для документального оформления бонусов рекомендуем разработать документ по бухгалтерским записям за какой-либо отчетный период, в котором в хронологическом порядке по методу начисления отражаются суммы предоставленных бонусов. Кроме того, предоставление бонуса должно быть закреплено в маркетинговой политике или специальном положении о предоставлении бонусов, где необходимо предусмотреть возможность изменения условий предоставления или отмены скидок. Кроме того, если оформляются дисконтные карты, то в специальном положении о скидках необходимо указать, что держатели карт предупреждаются от отмены карт за несколько дней, недель или месяцев путем размещения соответствующей информации на сайте турфирмы в Интернете, в офисе турфирмы, путем отправки SMS-сообщений держателям карт или иным способом или без предупреждения. В случае вручения клиенту дисконтной бонусной карты юридически происходит заключение договора о предоставлении скидок в устной форме.

В случае оформления бонусных карт доход от продажи путевок признается за вычетом предоставленных клиентам скидок независимо от используемой турфирмой системы налогообложения. Затраты на изготовление карт
можно признать в целях налогообложения прибыли на основании статьи 264 Налогового кодекса РФ в составе прочих расходов. Однако, турфирмы, применяющие систему УСН, такие затраты не могут признать из-за закрытости перечня  расходов (ст. 346.16 Налогового кодекса РФ). Для возможности признания затрат рекомендуем дисконтные карты реализовывать как самостоятельный товар.

Отражение в учете скидок (бонусов) рекомендуем осуществлять в следующем порядке (табл.1). При этом, необходимо учесть, что бонусные баллы, предоставленные клиенту, рекомендуем рассматривать как вознаграждение, не меняющее цену проданных туристских продуктов. В связи с тем, что накопленные бонусные баллы выступают расчетным средством условно, то их можно отражать в учете турагентства как полученный аванс.

Таблица 1 – Рекомендуемый порядок отражения предоставляемых скидок (бонусов) в учете туроператоров и турагентов

Формулировка типичной хозяйственной операции по предоставляемым бонусам (скидкам)

Дебет

Кредит

Учет у турагента

Отражена предоплата за турпродукт, полученная от туристов

50

62

Начислено вознаграждение турагента

76.1 / Расчеты с туроператором

90

Отражена выручка от реализации турпродуктов       

62

76.1

Перечислены туроператору денежные средства за реализованные турпродукты без агентского вознаграждения

76.1

51

Отражены бонусы как полученный аванс

91

сторно

62 сторно

Перечислены дополнительные денежные средства туроператору за предоставленный им дополнительный сервис по туру

76.1

51

Зачтена сумма аванса в счет  предоставленного бонуса

62

76.1

Учет у туроператора

Отражено поступление на расчетный счет денежных средств от агента за оплату бонусов

51

76.1 «Расчеты с агентом»

Скорректирована   выручка    от    реализации турпродукта

76.1

90

Начислен дополнительно НДС с полученной оплаты бонусов                 

90

68

Отражена себестоимость предоставленного бонуса

90

60

Отражено агентское вознаграждение за продажу бонусов

26

76.1

 

Как показали исследования, туроператор может предоставлять турагенту премию в денежной форме, что обусловливает специфику в исчислении налогов. Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ объектом обложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав. Кроме того, налогообложению подлежат полученные фирмой денежные средства, связанные с оплатой реализованных товаров, работ, услуг (подп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса РФ). Поскольку при выдаче премии реализации товаров (работ, услуг) не происходит, у туроператора отсутствует база для начисления НДС. При этом налоговая база на сумму премии (вознаграждения) не уменьшается, так как договорная цена путевок не изменяется. Следовательно, при предоставлении денежной премии туроператор не должен:

- уменьшать сумму выручки от реализации путевок;

- корректировать величину НДС, уплаченного при реализации путевок.

При этом затраты на выплату премий (скидок) по договору возмездного оказания услуг можно учесть при налогообложении прибыли. Однако между туроператором и турагентом заключается посреднический договор, по которому сумму премии налоговики в расходах могут не принять.

Особые трудности вызывает вопрос о начислении НДС турагентами, находящимися на УСН, при предоставлении бонуса. Согласно письму Минфина России от 25.10.2007 N 03-07-11/524 премии, полученные покупателем товаров от продавца без изменения цены товаров и не связанные с оказанием услуг покупателем, НДС не облагаются. Данную трактовку можно  применить к реализации турпродуктов, оказанию услуг, если бонусы идут не в их оплату, а в качестве дополнительного вознаграждения клиентам. Такого же мнения придерживаются налоговые органы (письмо от 01.04.2010 N 3-0-06/63), которые предлагают рассматривать бонусы (премии, вознаграждения) в качестве скидок, влекущих налоговые последствия, связанные с режимом изменения цены договора: предлагается изменять на сумму бонусов цену договора и корректировать налоговую базу по НДС. С другой стороны, во взаимоотношениях между продавцами товаров и их покупателями термины "премии", "бонусы", "вознаграждения" могут применяться при выплате продавцами покупателям денежных средств как путем перечисления либо выдачи непосредственно денежных средств, так и путем зачета в качестве аванса или уменьшения задолженности. Подобные премии, бонусы и вознаграждения не связаны с оказанием покупателем услуг в пользу продавца и не приводят к изменению цены договора или изменению предмета договора, повлекшему изменение цены единицы поставляемого товара. Это дает право продавцу определять выручку, полученную от реализации, без учета таких вознаграждений (бонусов), то есть они не облагаются НДС. Учитывая данные рекомендации налоговых органов, турагентства, реализующие турпродукты, могут не облагать НДС предоставляемые туристам бонусы.

Сайт управляется системой uCoz