участие в выставках как источник информации для инновационной деятельности

 

Ларичева Е.А. (БГТУ, г.Брянск, РФ)

 

Article is devoted a role of exhibition activity in a life of small inno-vative firms.

 

Если рассматривать процесс разработки новой продукции поэтапно, то выделяют ряд этапов (рис. 1). В этом случае нулевым этапом можно назвать сбор информации. Именно на этом этапе наиболее чётко проявляется потребность в данных. И именно данный этап влияет на результаты всей дальнейшей инновационной деятельности.

Рисунок 1-  Этапы процесса разработки нового продукта

 

Источником первоначальных идей для инноваций могут послужить многие факторы, в числе которых можно упомянуть потребности рынка, производственного процесса; изменения в структуре отрасли или рынка; демографические изменения; изменения в социальной сфере; изменения восприятия, настроений потребителей; новые знания; несоответствия, несовпадения; случайные события.

Вся информация, получаемая фирмой подразделяется на внешнюю и внутреннюю (рис. 2). То есть, для своей инновационной деятельности фирма может получать первоначальную информацию из двух источников – извне (изучение потребностей покупателей, научно-техническая информация в открытом доступе и т.д.) и со стороны собственных сотрудников (благодаря их квалификации, знаниям, умениям работать с данными и предлагать новое).

Сосредоточимся на внешней информации. Замечено, что в отношении высокотехнологичной продукции опросы потребителей не всегда дают адекватные данные. На первоначальном этапе разработки потребитель может нечетко представлять, как использовать новый продукт, либо производитель не видит всех направлений эксплуатации своего детища и не в состоянии подать его в выгодном свете. Поэтому исследования рынка и фокус-группы не срабатывают.

Рисунок 2- Типология информации для фирмы

 

Одним из наиболее информативных источников в этом случае для предприятия являются выставки. В рамках выставок фирма может одновременно проанализировать внешнюю среду инновационной деятельности, ознакомившись с новейшими достижениями и разработками собственных конкурентов, получить необходимые идеи для последующего развития. А в дальнейшем, когда будет разработана собственная продукция, сможет через выставку проинформировать потенциальных клиентов о достигнутых результатах, обеспечить ускоренное внедрение продукции на рынок.

Выставки наглядно демонстрируют срез рынка – новинки, заполненные и пустующие сегменты, масштабы инновационной деятельности в том или ином направлении и помогают организациям определить место на рынке, верно оценить свой потенциал [2]. На основе [1; 2; 4] определены особенности участия /присутствия на выставке в целях получения информации, необходимой для дальнейшей инновационной деятельности (рис. 3).

Рисунок 3- Особенности участия /присутствия на выставке в целях получения информации, необходимой для дальнейшей инновационной деятельности

 

Для сбора требуемых сведений очень часто достаточно просто присутствовать на мероприятии и слушать, что говорят окружающие. На стендах обычно присутствуют сотрудники, детально осведомлённые о технологии производства продукции. И в определённых условиях они могут сказать гораздо больше, чем планировали [3, с. 38-43]. Чтобы узнать интересующую информацию представители заинтересованных форм представляются клиентами, либо журналистами, берут интервью у работников выставочных стендов и получают если не всю, то вполне весомую информацию, сыграв на чувстве собственной значимости работников. С этической точки зрения данные методы не совсем чистоплотны, но они существуют и довольно широко используются.

Важную роль играет не только посещение выставок собственной отрасли, но и смежных, так как там также возможно почерпнуть важную информацию и позднее, применив технологию бенчмаркинга, переработать полученные сведения и предложить нечто новое для своего предприятия. Подобные шаги также не позволят предприятию «закостенеть», наметят горизонты для дальнейшего роста, повысят уровень инновационной культуры у руководства и инженерно-технического персонала.

Литература

1. Акулич, И.Л. Маркетинг / И.Л. Акулич. - Учебник. - Мн.: Выш. Шк., 2000. - 447 с.

2. Гагарин, Б.Г. Методический подход к оценке эффективности выставки инновационной направленности / Б.Г. Гагарин, Ю.Д. Ильин // Инновации. – 2008. - №3. – С. 116-120.

3. Кузнецов, М.В. Социальная инженерия и социальные хакеры / М.В. Кузнецов, И.В. Симдянов. – СПб.: БХВ- Петербург, 2007. – 368 с.

4. Хочешь заработать? – Выставляйся!// Торговое дело, 2008. - №з. - http://www.torgovoedelo.com/

Сайт управляется системой uCoz