АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

Кривенцов Д.М., Уколов Р.И. (ТУСУР, г. Томск, РФ)

 

В статье рассматривается концепция разрабатываемого программного обеспечения, как средства повышения эффективности деятельности предприятия. Затрагиваются аспекты процеснно-ориентированного управления, имитационного моделирования и формализации бизнес-процессов.

 

Concept of the developed software, as a means of making more efficient of activity of enterprise is presented in article. Aspects of process-oriented control, imitation modeling and business-processes formalization at the enterprise are discussed.

 

Процессно-ориентированное управление (ПОУ) — это направление, позволяющее предприятию повысить уровень своей экономической устойчивости и прибыльности путем фокусирования внимания на определенных работах, в рамках технологического цикла и подходах к их организации. Применение ПОУ на практике означает, что управление предприятием и управление качеством выпускаемого товара, или выполнения стандартных операций, становятся частью одного, единого процесса. Данный вид управления позволяет установить взаимозависимость между качеством товара, его ценой и процессами, необходимыми для производства такого товара или выполнения сопутствующих работ. Для решения поставленной задачи  предлагается связать воедино три части:

- электронный документооборот;

- моделирование бизнес-процессов;

- экономико-математическое имитационное моделирование.

Остановимся подробней на имитационном моделировании. В настоящее время оно остаётся общепризнанным методом для исследований в различных областях науки, производства, бизнеса и т.д.

На основе имитационной модели можно построить самые точные и действенные методы анализа и прогнозирования показателей эффективности бизнес-процессов.

Для дальнейшего рассмотрения методики имитационного моделирования выделим четыре главные категории бизнес-процессов:

- процессы, связанные с работой над проектом;

- производственные процессы;

- распределительные процессы;

- процессы обслуживания клиентов.

Такая классификация, разумеется, не означает, что все бизнес-процессы четко попадают в одну из этих категорий. Например, обслуживание клиентов может включать в себя реализацию как функций приема заказов, так и функций их выполнения. В этом случае прием заказов является процессом обслуживания клиентов, а выполнение заказов - производственным процессом.

За последние годы был разработан целый ряд новых программных инструментов, непосредственно предназначенных для моделирования бизнес-процессов. В большинстве этих продуктов бизнес-процессы описываются с использованием графических символов или объектов. Отдельные функции процесса изображаются в виде последовательности прямоугольников и стрелок. Специальные характеристики каждого процесса или функции могут быть затем отображены как атрибуты процесса.

Многие из таких программных инструментов позволяют также проводить некоторый анализ, глубина которого зависит от степени сложности методологии, лежащей в основе программы. Программные инструменты имитационного моделирования бизнес-процессов можно разбить на три категории:

1) Инструментарий имитационного моделирования, основанного на потоковых диаграммах. Подобный - самый простой - инструментарий построения потоковых диаграмм помогает описывать выполняемые функции и определять их последовательность. Модели, основанные на потоковых диаграммах, не зависят от методологии и наиболее просты в изучении. К сожалению, следствием легкости использования является ограниченность возможностей моделирования и анализа. Примерами инструментария имитационного моделирования подобного рода служат «Process Charter» и «Optima».

2) Инструментарий динамического моделирования. На следующем уровне располагаются программные продукты аналогового моделирования, которые позволяют отображать динамику системы. Модели, созданные подобными продуктами, состоят из таких специфических для выбранной методологии логических структур, как уровни, стеки, потоки, преобразователи и соединители. Примеры: «ithink» и «PowerSim».

3)          Инструментарий дискретно-событийного имитационного моделирования. Наиболее развитым и мощным инструментарием имитационного моделирования бизнес-процессов являются программные продукты дискретно-событийного моделирования. Эти инструменты поддерживают моделирование потока объектов (продуктов) и предоставляют возможности анимации, что позволяет пользователю производить наблюдение за движением в системе потоковых объектов. Некоторые из подобных технологий обеспечивают даже возможности объектно-ориентированного моделирования, упрощающего разработку больших моделей бизнес-процессов. Примеры: «ServiceModel» и «SIMPROCESS».

Говоря о моделировании бизнес-процессов необходимо затронуть такой аспект экономики, как процессный подход к управлению предприятием. Дифференциация всей деятельности организации на отдельные взаимосогласованные процессы и постоянный контроль за ними и выпускаемой продукцией в рамках строгого соответствия принятой общей стратегии предприятия есть применение процессного подхода в управлении.

Говоря об управленческом подходе к производственным процессам, чрезвычайно важно его правильно идентифицировать. Для этого используются соответствующие методики или методологии моделирования, которые позволяют представить объекты реального мира и связи между ними в виде некой модели. Из наиболее популярных методологий можно выделить:

IDEF0 - методология функционального моделирования и графическая нотация, предназначенная для формализации и описания бизнес-процессов. Данная методология является развитием языка моделирования SADT.

BPMN - графическая нотация для моделирования бизнес процессов, которая была разработана Business Process Management Initiative (BPMI) и поддерживается Object Management Group. BPMN не определяет формата файла, в котором можно сохранять описание и которым можно обмениваться, однако уже есть как минимум одна спецификация, описывающая этот формат - это XPDL. XPDL позволяет хранить не только логику процесса, но и его графическое BPMN-представление.

TML (ЯМТ) – графическая нотация моделирования бизнес-процессов, позволяющая описать бизнес-процессы любой степени подробности. Семантической основой TML является так называемое правило «четырех сторон», которое продекларировано в методике структурного анализа и проектирования SADT.

Получив графическую модель, используя одну из методологий моделирования,  нашим следующим важным шагом является формализация бизнес-процессов. Под формализацией бизнес-процессов мы будем понимать представление графической модели в виде некоторого математического представления, что необходимо для дальнейшего экономико-математическое имитационного моделирования.

Одним из способов формализации является представление графической модели в виде 5-мерной матрицы. Каждая ось данной матрицы будет хранить следующее информацию:

1) Вход бизнес-процесса – материал или информация, которые используются или преобразуется для получения результата.

2) Выход бизнес-процесса – материальный или информационный объект  или услуга, являющийся результатом выполнения процесса. К выходам процесса могут относиться: готовая продукция, услуги, документация и т.д.

3) Управляющие воздействия – описывают правила, стратегии, процедуры или стандарты, которыми руководствуется при выполнении работы.

4) Материальные ресурсы, которые необходимы для выполнения процесса. Например, персонал предприятия, станки, устройства и другие.

5) Внутреннее представление самого бизнес-процесса.

Вторым способом формализации является представление модели в виде графов и сеть Петри являются наиболее подходящим математический аппаратом. Сеть Петри представляет собой двудольный ориентированный граф, состоящий из вершин двух типов — позиций и переходов, соединённых между собой дугами.

Основная идея проекта – создание единой технологии управления предприятием, которая позволит связать бизнес-процессы и систему менеджмента качества, то есть организация взаимосвязи между ключевыми параметрами экономической эффективности (KPI) и параметрами бизнес-процессов. Это позволяет моделировать новые бизнес-процессы или изменять параметры существующих, и, одновременно видеть, как эти изменения отражаются на эффективности работы предприятия в виде значений KPI, что позволит повысить эффективность принимаемых решений и даст дополнительные инструменты анализа при составлении стратегических и тактических планов развития предприятия. Мониторинг деятельности предприятия проводится не только по показателям, но и по фактическому исполнению бизнес процессов, посредством системы электронного документооборота. Мониторинг и бизнес-процессы привязаны к организационной структуре предприятия.

Применение такого подхода позволит снизить издержки, повысить рентабельность, улучшить систему отчетности компании, ускорить процедуру принятия управленческих решений и снизить влияние человеческого фактора при управлении компанией.

Кроме того, предполагается создание шаблонов, цепочек бизнес-процессов по отраслям, что позволит снизить затраты (финансовые и временные) на внедрение системы, а также предоставление инструментов контроля за ходом исполнения бизнес-процессов на основе документооборота и отчетов о выполнении.

Потенциальными клиентами разрабатываемого ПО являются предприятия среднего и малого бизнеса. Разрабатываемый продукт:

1) имеет минимальное время адаптации к типу фирмы, организационной структуре, технологическому циклу и др. аспектам;

2) не требует специально обученного человека (достаточно квалификации обычного пользователя компьютера и знания базовых элементов экономического анализа);

3) отличается возможностью моделирования бизнес-процессов с учетом сложившейся организационной структуры предприятия (значительно сократит время, необходимое для адаптации ПО к структуре данного предприятия).

 

Сайт управляется системой uCoz