АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ В ВУЗЕ ДЛЯ  ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Костюк С.Г.

(Филиал ГУ КузГТУ в г.Прокопьевске, г.Прокопьевск, РФ)

 

Necessity of preparation of innovative engineering shots for innovative Russian economy in the changed social and economic conditions caused by development of market economy, is a subject of studying of many researchers. In our article the attention is concentrated to search of contradictions in the decision of a problem of vocational training of engineering shots and ways of their overcoming.

 

Эпоха инновационного развития общества не может не предъявлять новые вызовы к системе профессионального образования как основному фактору формирования нового качества экономики и общества, важнейшему условию обеспечения благосостояния и построения будущего  образа жизни страны.  Россия становится страной новой экономики, и задача системы профессионального образования развиваться в этих современных реалиях, а не в прежнем внерыночном времени.

В соответствии с «Концепцией инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы» (Постановление Правительства РФ от 24.07.1998г. №832) инновации прочно вошли во все сферы жизни общества, и понимаются они в рамках этого документа как «конечный результат инновационной деятельности, получивший применение в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности».

В связи с этим, существует проблема несоответствия между требованиями инновационной экономики к специалисту и системой его подготовки в вузах. Для осуществления инновационной деятельности необходимы специалисты, владеющие компетенциями, необходимыми для инновационной деятельности, методами, средствами и формами управления инновационными процессами с целью повышения эффективности вложенных в его реализацию инвестиций.

Российская профессиональная школа переживает период новой истории, обусловленный формированием нового общества, рыночной экономикой. Последнее десятилетие прошлого века ознаменовано  приходом в экономику частного капитала, что коренным образом изменило государственную систему профессионального образования и бросило её в рыночную экономику на самовыживание. В начале первого десятилетия нового века сохранившаяся система профессионального образования, утратив свои прежние достижения, оказалась в поиске своего места в изменившихся условиях, который активно продолжается и поддерживается государством. С появлением Национального проекта «Образование», с провозглашением в Концепции государственной позиции развития единого образовательного пространства профессиональной школы России на основе экономических и правовых отношений появилась надежда на поступательное развитие системы профессионального образования. Профессиональная школа обретает новые свойства вариативности, демократизма, государственно-общественного характера управления, широкого инновационного педагогического движения.

Особенностью современного российского образования является также его вхождение в мировое образовательное пространство, это вызывает глубокие изменения во всех сферах образования: в научном базисе, в  функциях, содержании, технологиях, результатах, т.е. речь идёт о смене образовательной парадигмы. Знаниевая модель образования вытесняется компетентностной, наполненной деятельностным началом и способствующей разностороннему развитию личности, успешной в социуме.

Идёт перестройка системы отношений между участниками воспитательно-образовательного процесса в вузе: от авторитарной педагогики к педагогике личностно-ориентированного взаимодействия между педагогом и обучающимся. В связи с ориентацией на компетентностный подход в образовании и переходом на стандарты нового поколения акцент делается на формировании ключевых компетенций  инженеров, обеспечивающих мобильность личности в быстро меняющемся мире и  профессиональный успех в инновационной экономике.

К числу особенностей следует, на наш взгляд, отнести тот факт, что  современная модель образования ориентирована на инновационное развитие экономики, на обеспечение доступности и качества образования, на саморазвитие и самореализацию обучающихся в системе высшего профессионального образования. Но процесс внедрения этой модели не соответствует темпам изменений, происходящим в экономике. Достаточно сказать, что система профессионального образования продолжает финансироваться по объёму произведённого продукта (количество выпускников), а не реализованного (количество трудоустроенных по специальности выпускников). В результате не более половины выпускников работают по специальности, а средства, затраченные на обучение другой половины, расходуются на подготовку кадров, не востребованных рынком труда. Это является подтверждением того, что в стране, по-прежнему, существует неэффективно работающая система профессионального образования и разработка экономически рациональной модели организации профессионального образования является актуальной проблемой.

Одним из вопросов модернизации системы профессионального образования, требующих своего первоочередного решения, является проблема подготовки инженерных кадров, которые должны решать профессиональные задачи в соответствующих отраслях хозяйства особым способом и современными технологиями, с учётом инновационного пути развития страны.

Фундаментальность университетского образования, углублённое знакомство студентов с актуальными научными проблемами, освоение принципов и методов учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы дают выпускникам университетов значительные преимущества для качественной реализации идей обновляющейся экономики.

Вместе с тем, на наш взгляд, университетское образование становится всё более прагматичным и направленным, прежде всего, на обеспечение кадрами рыночной экономики: создание бизнес-инкубаторов, научно-проиводственных центров и др.

В этой ситуации чрезвычайно важно не только активно формировать в общественном сознании и у государственной власти понимания миссии университета в современном обществе, но и развивать систему университетского образования на подготовку специалистов, обладающих инновационным мышлением, необходимым для развития российской экономики, в нашем случае, речь идёт о формировании инженера инновационного типа. Подготовка инженерных кадров для инновационной экономики требует реализации в системе профессионального образования  инновационных образовательных технологий. На смену традиционным лекциям должны придти  формы обучения студентов, основанные на системно-деятельностном подходе  организации образовательного процесса, ориентирующего преподавателя на создание условий для включения обучающихся в различные виды продуктивной деятельности, для формирования личностно значимого обучения.

Думается, что актуальность поиска оснований эффективной подготовки инженерных кадров для инновационной экономики обусловлена рядом обстоятельств:

- во-первых, существенными переменами, произошедшими в отечественных и зарубежных системах образования в рамках Болонского процесса;

- во-вторых, спецификой периода, переживаемого российским обществом, обусловленного сменой социального – экономического пути развития государства, его переходом на рыночный механизм развития;

- в- третьих, существенными изменениями в отечественной системе профессионального образования, её модернизацией в направлении соответствия развитию инновационной экономики в стране;

- в- четвёртых, необходимостью осуществления подготовки инженерных кадров инновационного типа, обладающих инновационным мышлением, необходимых для инновационной экономики страны.

Понятия «инновационная экономика», «инновационная образовательная технология», очень важны для нас и требуют необходимости толкования понятия «инновация». Определённые рамки научной статьи не позволяют осветить всю обширную полемику, имеющуюся в научной литературе, связанную с классификацией инноваций. Из всего многообразия  мы остановимся на тех, которые  являются для нас наиболее предпочтительными исходя из предмета нашего изучения.

Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от методологических подходов: это и результат творческой деятельности, и процесс внедрения новшеств, и система функционирования новаций и др.

Вместе с тем, преобладает некий ориентир в понимании «инновации»,  это своеобразный международный стандарт, который взят за основу при разработке концепций, программ и других стратегических документов по инновационной деятельности. Инновация рассматривается как нововведение, т.е. конечный результат творческой деятельности, который реализован в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо  нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности [2].

Таким образом, нами предпринята попытка поиска путей подготовки инженерных кадров инновационного типа, которые будут в большей степени востребованы на рынке труда в условиях инновационного развития отечественной экономики.

В качестве направления движения мы рассматриваем необходимость разработки теоретических  и методологических оснований для этого, разработки Концепции и модели подготовки инженерных кадров для инновационной экономики, технологии их реализации и проверку полученных результатов в условиях угольной отрасли региона.

 

Литература

1. Герасимов, Г.И., Илюхина Л.В. «Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы (социологический аспект)». –Ростов на/Д: Логос,  1999. - С.21-29.

2.Воронина, Е., Молчанов О., Абрамшин Р. Управление инновациями в сфере образования// Высшее образование. - №6. -2001. -С.24-36.

3. Смирнов, И.П. Непорочность как порок // Профессиональное образование в России и за рубежом. - №1. -С.5-10.

Сайт управляется системой uCoz