ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА, ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

 

Кортиаев Т.Ю. (СОГПИ, г. Владикавказ, РФ)

 

In this article is about the cooperation of three sectors: state, business and civil society in conditions of financial crisis.

 

Наряду с основными государственными мерами по противодействию финансовому кризису особое внимание необходимо уделить реализации экономических возможностей гражданского общества. Как заявил в одном из своих интервью Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев, - успех в преодолении последствий мирового финансово-экономического кризиса будет во многом зависеть в нашей стране от способности государства и гражданского общества объединить усилия. К этому целесообразно добавить еще один важный элемент экономической системы как бизнес, без которой, в принципе, невозможно реализовывать социально-экономические преобразования.

Многие современные проблемы экономической системы могут быть решены с помощью формирования и реализации экономических функций «гражданского общества», суть которого сводится к тому, что субъекты хозяйственной деятельности должны, управлять и регулировать производ­ственными процессами самостоятельно, без вмешательства власти. Это предполагает иной управленческий механизм регулирования нацио­нальной экономики.

Особое внимание необходимо обратить на то, что переход к инновационной экономике создает значительную необходимость в новом принципе организации производства и торговли, которая отразила бы новую модель экономического роста. Имя этой модели – экономика гражданского общества.

Гражданские инициативы могут иметь макроэкономический масштаб, а различные услуги, предлагаемые организациями гражданского сектора, могут приносить долгосрочные выгоды для делового сектора, особенно в сфере наращивания человеческого капитала, но только в том случае, если предлагаются механизмы быстрого и гибкого ответа на конкретные потребности. В частности, неправительственные организации могут активно участвовать в разработке, проведении и коррекции реформы социальной инфраструктуры. Кроме того, гражданское общество может обеспечить повышение качество услуг, большее равенство потребителей, снижение издержек предоставления услуг. В сфере инновации, гражданское общество способно осуществлять технологические и продуктовые инновации, действовать по новым социальным технологиям, а также формировать социальный капитал и содействовать по расширению демократизации общества.  

Государство должно функционировать не в противодействии гражданскому обществу, а как его доброжелательный партнер, тем более учитывая исторический опыт функционирования гражданского общества на Западе, в котором социальная стратегия государства основывается на поддержке некоммерческих неправительственных организаций в качестве основных субъектов гражданского общества. При этом важно отметить, что только наличие национального государства является непременным условием для формирования, существования и развития гражданского общества.

Что касается отношения между гражданским обществом и бизнес-сообществом, то гражданским организациям следует определить приоритеты в зависимости от текущих потребностей общества, основываясь на объективной оценке фактической ситуации. В то же время, и предприятия должны проявить больший интерес и поддержку гражданским организациям.

Социальная роль гражданского общества может определяться как своеоб­разная основа ценностей, сотрудничества, терпимости, заботы о культурной жизни и интел­лектуальных инновациях. Гражданские группы должны обучать членов общества навыкам гражданства и закладывать основу для выражения своих экономических интересов.

Эти социально-экономические функции имеют особую роль в развитии и наращивании самого гражданского общества. Общественные, не­формальные группы предоставляют каналы, через которые «внегосударственные» категории людей смогут внести свой голос в процессе принятия правительствен­ных решений. Это способствует повышению транспарентности и подотчетности, борьбе с коррупцией и созданию социального консенсуса в пользу экономических реформ. Гражданское обще­ство, в свою очередь, оказывает особое влияние  на макросоциальные и экономические результаты, и тем самым играет важную роль в достижении определенных результатов в борьбе с нищетой и обеспечении устойчивого развития.

В данном случае необходимо развивать диалог между гражданским обществом и пра­вительством. Совместная деятельность открывает возможность предоставления голоса таким группам населения, которые зачастую оказываются на маргинальных позициях или в социальной изоляции. А это, в свою очередь, помогает формированию мас­штабных социальных связей и расширению сотрудничества между ассоциациями гражданского общества, а также улучшению подотчетности и прозрачности в сфере государственного управления. Эти последствия являются ключевыми эле­ментами для стабильного экономического и социального развития1.

Главным результатом взаимодействия трех сил должен стать личностно-ориентированная экономическая система, в центре которой стоит индивид (рис.1).

 

 

Рисунок 1

 

В целом, государство действует в экономической системе как арбитр, устанавливая законы, нормы и правила, а при помощи аппарата (средств) принуждения эти установления выполняет. Бизнес структуры действуют методами купли-продажи, осуществляют поддержку распространения предпринимательских идей, инициативу и опыта управления, проводят научно-исследовательские и проектные работы, организуют деятельность по разработке и реализации новых технологических процессов и новой продукции, удовлетворяют материальные потребности общества, осуществляют функции по обеспечении занятости населения. Что касается третьего сектора экономики то его экономическая задача сводиться к тому, чтобы совместить интересы всех участников процесса инновационного развития посредством достижения многосторонних договоренностей, выходящих за рамки государственных установлений и коммерческих контрактов.

Гражданское общество обеспечивает условия и возможности представления перед государством гражданских экономических интересов и уже одно это превращает отдельного гражданина в «публичную» (общественно-значимую) фигуру. Гражданское общество, в его ассоциированности, существенно изменяет права экономических организаций, частную собственность и рынок, которые правомерно рассматривать и как «производные» социальные институты от гражданского общества2.

В данном случае, для экономической модернизации требуется все три составляющие.

Литература

1. Власть, бизнес и гражданское общество. -Издательство: ОГИ, 2003.

2. Шевяков А.Ю. Проблемы развития социальной политики в контексте реализации национальных проектов// Народонаселение. -2006. -№4(34).

Сайт управляется системой uCoz