ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССЙСКИХ КОРПОРАЦИЙ ЧЕРЕЗ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ

 

Ярыгин А.В. (СГЭУ, г. Самара, РФ)

 

In this article author examines different ways of Russian corporations development through innovation and innovation activity. Nowadays it is very important for a country and for a company to develop and introduce into practice innovation activity to be successful and efficient.

 

Большая часть экономических реформ во всех развивающихся странах, в том числе и в России, осуществляется в надежде на то, что они приведут к накоплению капитала и росту благосостояния. Но в результате желаемое и действительное не всегда совпадают. Причина в том, что реформы 1990-х годов были несбалансированными – в лучшем случае они характеризовались только двумя (макроэкономической и институциональной) из трех составляющих, необходимых для борьбы с бедностью и для управления устойчивым развитием. Третья составляющая – обеспечение длительного повышения продуктивности за счет мобилизации творческого потенциала общества – в них отсутствовала. А для развития, в современном его понимании, инновации, технологические перемены и другие нематериальные аспекты не менее важны, чем накопление капитала. Промышленная конкурентоспособность страны требует создания возможностей для использования новых технологий. Конкурентные преимущества – это научно-технический и образовательный потенциал, новые технологии и инновации на всех стадиях производства и продвижения товара потребителю.

Сегодня страны могут поддерживать промышленный рост только в том случае, если ключевые игроки – корпорации – способны создавать и развивать конкурентные преимущества. Внешняя среда отражает сложные взаимодействия между стимулами, факторами рынка и теми общественными институтами, с которыми контактирует предприятие. В России в последнее время появилось несколько новых для наших компаний факторов, которые ранее или отсутствовали, или не учитывались серьезно – корпоративная социальная ответственность бизнеса (КСО), трансакционные издержки, сделки слияний и поглощений (M&A). И бизнес вынужден строить стратегии развития с учетом появляющихся внешних сигналов и адекватного на них реагирования. Хотя термин социальная ответственность бизнеса еще в России не имеет единого толкования, но то, что хорошее корпоративное управление, а следовательно и общий экономический конкурентоспособный уровень компании без него не возможен, уже не является открытием. Все это, безусловно, влияет на формирование системы нововведений, а чем сильнее система, тем больше разнообразных конкурентоспособных промышленных предприятий, хотя предприятия не создают промышленных возможностей самостоятельно. Они реагируют на сигналы рынка, используя информацию и навыки не только поставщиков и потребителей, но и конкурентов. Они привлекают заемный капитал, чтобы финансировать нововведения и обучение, ищут квалифицированных рабочих, привлекают к сотрудничеству агентства по стандартам и параметрам качества, НИИ, университеты, другие технические учреждения.

Исходная база конкурентных способностей и возможностей внедрения новаций обусловливает то, насколько хорошо страны и компании справляются с новыми технологиями. Непросто быстро изменить тип специализации. Рост национальной технологической зрелости требует от промышленного сектора движения от простых технологий к сложным. На каждом этапе возможны расходы, риск, препятствия и неожиданности, причем их число увеличивается по мере усложнения технологий и развития конкурентных способностей инновационного бизнеса. Основными чертами инновационного бизнеса являются интенсификация жизненного цикла продукта, непрерывность процесса разработки и выпуска новой продукции и комплексность инноваций.  Хотя вопрос ориентации компании на «технологии» или на «рынок» так и не решен однозначно. Все три фактора – пользователи (рынок), конкуренты и технологии – безусловно, важны и трудно однозначно настаивать на первоочередности использования какой-либо одной однофакторной стратегии не затрагивая контекст ситуации. Примечателен девиз компании «Порше АГ» в ответ на критику их высокотехнологичных, но на первый взгляд неказистых и очень дорогих автомобилей, руководство компании сформировали тезис – червяк должен нравиться рыбе, а не рыбаку.

Авторами предлагается модель наличия прямой зависимости между конкурентными преимуществами компании и ее способностью к проведению и внедрению инноваций, т.е. к организации инновационного бизнеса как ключевого фактора успеха в глобальной конкуренции.

Рассматривая основные факторы конкурентоспособности страны или крупной корпорации, можно выделить несколько, которые и составляют ядро (суть) связки «инновационность – конкурентоспособность» - способность бизнеса вводить новшества и модернизироваться; способность добиваться конкурентных преимуществ посредством инноваций; осознание факта, что основой конкурентной борьбы все в большей степени будет служить создание и освоение знаний, понимание того, что конкурентные преимущества возникают в результате длительных улучшений.

Литература

1. Батаева Б. Социальная ответственность как фактор повышения конкурентоспособности компании // Консультант директора. -2008. -№ 14.

2. Белковский А.Н. Конкурентная стратегия и Россия (точка зрения Майкла Портера) // Менеджмент в России и за рубежом. -2008. -№ 4, 5.

3. Гурков И., Аврамова Е., Тубалов В. Конкурентоспособность и инновационность российских промышленных предприятий // Вопросы экономики. -2009. -№ 2.

 

Сайт управляется системой uCoz