РОСТ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ - ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ

 

Хоришко Е.Г. (Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, РФ), Смольянова Е.Л. (ВГТА, г. Воронеж, РФ)

 

During the postcrisis period of development of the state the main measure of strengthening of a profitable part of local budgets is increase of volume of tax and non-tax incomes. At the same time especially important role is played by measures on management improvement of quality, development of small business, and also legislation perfection, including local level.

 

Одним из самых отягощающих последствий финансово-экономического кризиса для российских регионов стала непредсказуемость развития бюджетообразующих секторов экономики. Финансовым органам приходилось работать в условиях, когда почти не оставалось свободы в распоряжении бюджетными средствами, и самое главное, не выполнялся план по сбору налогов в бюджеты всех уровней.

Федеративное устройство России закреплено в Конституции РФ. Таким образом, федеративный тип государственного устройства предопределил трехуровневую структуру бюджетной системы РФ [2, с. 60].

Учитывая данный факт, была проведена большая работа по разграничению и закреплению полномочий между федеральным, региональным и муниципальными уровнями, а также законодательно утверждены нормативы распределения доходов от поступлений. В настоящее время реформы в области местного самоуправления в нашей стране подходят к завершению. В Бюджетном кодексе РФ установлен перечень доходов и источников, относящихся к собственным доходам бюджетов, а также сформулированы основные положения, характеризующие принцип самостоятельности бюджетов [4, с.8].

Общеизвестно, что налоговые доходы не покрывают потребности местных бюджетов и основополагающей частью доходов местных бюджетов являются межбюджетные трансферты из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которые предоставляются в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов.

В общем объеме доходов местных бюджетов в 2009 году доля межбюджетных трансфертов составляет 59,7% или 1424,7 млрд. руб. Данное соотношение не претерпело существенных изменений в сравнении с 2008 годом, снизившись на 0,3%.

В 2010 г. в структуре доходной части безвозмездные поступления от других бюджетов составили 59%, из них 50% принадлежит субвенциям, 22% - дотациям, 20% - субсидиям и 8% - иным межбюджетным трансфертам.


  Роль региональных  и местных налогов в обеспечении подлинной самостоятельности бюджетов невелика, а сбалансированность бюджетов Бюджетный кодекс обозначает как соответствие объема расходов бюджета объему доходов и поступлений источников финансирования его дефицита.

Правительство России и Министерство финансов проводят бюджетную политику, направленную на самостоятельность муниципалитетов и принимают меры по увеличению возможностей их влияния на доходную базу. Прежде всего, существенную поддержку получат муниципалитеты с 2012 года, когда начнет действовать закон с поправками, когда налог на недвижимость будет взиматься с учетом рыночной стоимости объектов недвижимого имущества. 

Очевидно, что данное нововведение в различных регионах России будет иметь значительную дифференциацию. В Центральном федеральном округе не только стоимость земли,  но и стоимость недвижимости в десятки раз выше, чем в глубинке и соответственно в целях защиты малообеспеченных граждан необходимо будет вводить систему налоговых вычетов. Примечательно, что в настоящее время, многие муниципальные образования избавляются от непрофильного имущества.

  Исполнение расходов местных бюджетов в 2009 году по типам муниципальных образований представлено в следующей таблице 1.

 

  Таблица 1 - Расходы местных бюджетов в 2009 году (млрд. руб.)

 

Виды

расходов

Городские округа

Муниципальные районы

Поселения

Всего

Сумма

Уд. вес

в сумме по данному виду

расходов

Сумма

Уд. вес

в сумме по данному виду расходов

Сумма

Уд. вес

в сумме по данному виду

расходов

Управление

94,6

44,3%

67,6

31,6%

51,4

24,1%

213,6

ЖКХ

274,5

61,4%

72,0

16,1%

100,7

22,5%

447,2

Образование

429,0

48,4%

448,5

50,6%

8,8

1,0%

886,3

Культура

33,7

35,4%

34,0

35,8%

27,4

28,8%

95,1

Источник: Данные Минфина РФ.

По отношению к общему объему произведенных расходов местных бюджетов в целом кредиторская задолженность на конец 2009 года составляет 1,7 процента, что можно оценить как допустимый уровень.

По состоянию на 1 января 2010 года произошло увеличение долговых обязательств муниципальных образований по сравнению с 2008 годом со 105,2 млрд. руб. до 133,4 млрд. руб. или на 28,2 млрд. рублей. Объем долговых обязательств муниципальных образований составил 7,4% собственных доходов местных бюджетов в 2009 году.

Необходимо стимулировать поступательное экономическое развитие страны. В посткризисный период Правительство РФ принимает меры по переводу экономики на инновационный путь развития.

Как показывает опыт развития многих развитых стран мира, без развития малого бизнеса невозможно обеспечить достойный уровень жизни своих граждан. Необходимо поддержать развитие предприятий, прежде всего, в таких областях как туризм и сельское хозяйство. Активное развитие сферы малого и среднего бизнеса решит проблему  трудоустройством многих россиян, в том числе в депрессивных регионах России, что позволит повысить собираемость местных налогов.

В бюджетном послании Президента Российской Федерации Д. А. Медведева на 2010-2012 гг. внимание уделено пересмотру установленных на федеральном уровне налоговых льгот и их инвентаризации.

Необходимо отметить, что государство устанавливает правила функционирования любого рынка и осуществляет за ним контроль, а также проводит через рынок официальную политику в области экономического развития.

 Правительство пытается стимулировать перевод  отдельных предприятий в автономные учреждения, но данное действие не имеет большого значения ввиду то, что нет явных стимулов к такому переходу с учетом существующих на практике широких возможностей для бюджетных учреждений, а нормативные ограничения для бюджетных учреждений нивелируются слабым контролем за их соблюдением.

В настоящее время продолжает увеличиваться нагрузка на бюджет. К этому предрасполагает сложная демографическая ситуация, старение населения и ежегодно увеличивающийся спрос на пенсионное обеспечение, и медицинские услуги. По расчетам экономистов данные факторы приведут в 2016-2020 гг. к повышению социальных расходов на 3,5 процентных пункта ВВП.

Литература

1.    Бюджетное послание Президента Российской Федерации от 25 мая 2009 «О бюджетной политики в 2010-2012 годах»  и от 29 июня 2010 г. «О бюджетной политики в 2011-2013 годах».

2.    Афанасьев М.П. Бюджет и бюджетная система: Учебник / М.П. Афанасьев. А.А. Беленчук. И.В.Кривогов. Под. ред. М. Афанасьева.- 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. - 778 с.

3.    Кадомцева С.В. Государственные финансы: учебное пособие МГУ им. Ломоносова. – М.: Инфра-М, 2010. - 352 с.

4.    Пансков В.Г. К вопросу о самостоятельности бюджетов // Финансы. -2010. - № 6.- С.8-14.

5.    Селезнев А.З. Контроль финансовых потоков: учебное пособие. МГИМО. Под. ред. Катасонова В.Ю. – М.: Инфра – М, 2010. – 304 с.

6.    Финансовая политика России: направления модернизации. Материалы студенческой научно-практической конференции.(15 декабря 2009 г.) ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Прав-ве РФ. Под ред. О.М.Белоусовой. – М.: Финансовый университет, 2010 г. – 114с.

7.    Электронный ресурс: www.minfin.ru  - Министерство финансов Российской Федерации.

Сайт управляется системой uCoz