ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (КБР). ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

 

Гузиева Л.М. (КБГУ, г.Нальчик, РФ)

 

Space development of Kabardino-Balkaria Republic. Priority directions.

 

Россия слишком велика и разнообразна, чтобы можно было проводить единую и вместе с тем эффективную региональную политику без участия регионов. При рассмотрении общих закономерностей возникновения проблемных территорий и их реабилитации, важно останавливаться не только на подходах, затрагивающих все российские регионы, но также анализировать индивидуальные подходы к пространственному развитию. В том числе и на пути преодоления депрессивности и отсталости.

Провозглашая курс на поляризованное развитие, делая ставку на регионы-локомотивы, нельзя забывать и о так называемых наиболее отсталых территориях, тех которые в течение продолжительного времени и практически непрерывно находились на низком уровне социально-экономического развития, к которым, к сожалению, относится и КБР. Необходимо точнее определить их роль и задачи не только во внутренних преобразованиях, преодолении в их собственных границах зон проблемности, но и рассмотреть возможность положительного влияния подобных регионов на окружающие (соседние) территории.

В 2010 году путём выделения из состава Южного Федерального округа (ЮФО) 7 регионов создан Северо-Кавказский Федеральный округ (СКФО), к которому относится и КБР. В состав КБР входят: 3 городских округа- Нальчик, Баксан, Прохладный; 10 муниципальных районy - Баксанский, Зольский, Лескенский, Майский, Прохладненский, Терский, Урванский, Чегемский, Черекский, Эльбрусский.

Уровень и динамика социально-экономического развития республики определяется комплексом факторов, среди которых основополагающими являются: демографический и миграционный потенциал, агроклиматические ресурсы, базовый уровень и современная динамика развития экономики, уровень развития производственной, коммунальной и социальной инфраструктуры.

Ввиду высокой степени дотационности республики, низкого уровня жизни и доходов населения, отсутствия на территории достаточного количества мест приложения труда, оттока населения с территории на временные заработки, и как следствие сокращение доходов бюджета, появилась необходимость принятия экстренных, кардинальных решений.

Всё,  выше перечисленное, предшествовало принятию руководством КБР в середине 2006 года решения о разработке Стратегии развития республики. Важнейшим механизмом движения к выявлению объективно существующих конкурентных преимуществ должна была стать разработка и реализация долгосрочной, до 2030 года Стратегии развития республики (далее – Стратегия).

Постановка данной задачи отвечает требованиям времени, а ее решение возможно лишь на основе выявления наиболее перспективных направлений экономического развития, концентрации на этих направлениях всех усилий государства и общества, другими словами – на основе всесторонне обоснованного изменения характера нынешней экономики, характеризующейся чрезвычайно низкой эффективностью. К разработке Стратегии были привлечены не только самые авторитетные представители всех ветвей государственной власти республики, но и опытные консультанты, научные работники, крупные хозяйственные руководители, организаторы бизнеса и т. д.

Экономика Кабардино-Балкарской Республики является одной из наименее конкурентоспособных в Российской Федерации. Причины этого обусловлены просчетами советского периода, которые были во многом усугублены переходом страны к рынку. Накопившиеся проблемы имеют системный характер и требуют комплексного, целенаправленного решения.

Анализ сложившейся отраслевой структуры экономики Кабардино-Балкарской Республики свидетельствует о том, что основные отрасли экономики, дающие около 50 процентов оборота, приносят в бюджет менее 20% [5] налоговых поступлений.

Следовательно, необходимо так изменить экономические отношения и структуру экономики, чтобы значительно повысить занятость населения, поднять производительность труда, увеличить долю продукции с высокой добавленной стоимостью и налогоемкостью. Реализация приоритетных направлений планируется путём ускорения становления в республике ряда кластеров:

-     Кластер «Здоровье». Развитие спортивного, горно-спортивного, экологического, созерцательного туризма с бальнеологической составляющей, а также высокотехнологичного производства лечебных профилактических препаратов и других продуктов, улучшающих здоровье, на основе натурального, местного сырья (травы, грязи, минеральные воды и др.).

-     Кластер АПК. Объединение производства по глубокой переработке сельскохозяйственного сырья и обеспечение высокого качества продукции премиум-сегмента, с высокой добавленной стоимостью, пользующейся растущим спросом на внутреннем и внешнем рынках.

-     Кластер Добыча и переработка природного сырья. Использование самых прогрессивных технологий, обеспечивающих надлежащую глубину и комплексность разработки рудных и нерудных месторождений в республике с соблюдением всех требований экологии, значительно увеличивающих добавленную стоимость производимой продукции.

Также, выделяют такое перспективное направление социально- экономического развития республики, как «Инерционное развитие».

«Инерционное развитие» предусматривает следование сложившимся тенденциям развития экономики и сохранение ее отраслевой структуры. Такой подход к решению социально-экономических проблем возможен, поскольку в последнее время в жизни республики наметился определенный прогресс, выразившийся, в частности, в заметном увеличении темпов промышленного производства.

Реализация этого направления означает, что:

- туристическая отрасль будет развиваться, главным образом, за счет частных инициатив;

- застройка рекреационных зон как в городе Нальчике, так и в курортно-рекреационном комплексе «Приэльбрусье» не будет осуществляться по общему плану и соответствовать мировым стандартам;

- пищевая промышленность и сельское хозяйство будут работать в основном на внутренний, республиканский рынок;

- усилия власти по совершенствованию экономики и экономических отношений могут и не иметь отраслевых и социальных приоритетов;

- объем и структура государственных инвестиций в экономику Кабардино-Балкарской Республики будут изменяться в русле сложившихся тенденций.

Подводя некоторые итоги изложенному, хочется выделить тот факт, что проблемные территории в большинстве своём, возникают как одно из закономерных  следствий пространственного развития общества.

Неравномерность развития приводит к появлению таких, наиболее распространенных в России, типов проблемных территорий, как депрессивные и отсталые. Разумеется, что с подобными диспропорциями можно и нужно бороться различными, порой противоположными путями, но не методом «проб и ошибок», а на основе серьёзного социально-экономического обоснования, учитывающего основные индивидуальные особенности исследуемых территорий.

Сами субъекты РФ вправе и должны законодательно закрепить собственные стратегии развития подведомственных территорий не только на уровне соответствующих программ социально-экономического развития, но и путём принятия специальных законов, прямо посвященных региональной политике применительно к конкретному субъекту Федерации.

Только так, на основе вдумчивого, индивидуального подхода, можно в обозримом будущем обеспечить более гармоничное развитие российских регионов, снять наиболее острые проблемы, смягчить диспропорции, возродить многие территории, считающиеся пока проблемными.

Литература

1.    Артоболевский С.С. Государство и кризисные территории в РФ. -М.,2000.

2.    Гуртов В.А., Березин Л.Я., и др. Приоритеты экономического развития субъектов РФ. -М.: Кучково поле, 2005.

3.    Климов А.А. Пространственное развитие и проблемные территории Социально-экономические аспекты. -М., 2006.

4.    Региональная экономика/Под. Ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. -М.: ИНФРА-М, 2005.

5.    Pravitelstvokbr.ru

Сайт управляется системой uCoz