ПОСТРОЕНИЕ МУЛЬТИАГЕНТНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Гимаров В.В., Иванова И.В. (СФМЭИ, г.Смоленск, РФ)

 

In the article the main indicators of high-tech industries in the Russian Federation is shown, defined the strategic role of telecommunications as one of the most high-tech. The features of the industry in the context of managerial decision-making and proposed the construction of multi-agent systems to solve problems of selection strategies for development organizations.

 

Телекоммуникационная отрасль является одной из наиболее высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности. В современных условиях одним из главных факторов увеличения конкурентоспособности телекоммуникационных организаций является возможность оперативно реагировать на изменения во внешней. Необходимость осуществления деятельности в соответствии с высокими темпами развития технологий и ожесточенная конкуренция требует от телекоммуникационных компаний максимальной гибкости и оперативности. В этих условиях целесообразным становится использование компьютерных систем поддержки принятия решений (СППР).

В основе построения таких систем лежит использование имитационных моделей организаций, изучение которых позволяет проанализировать последствия выбора и принятия управленческих решений из большого количества альтернативных вариантов использования производственных и финансовых возможностей, а также гарантированно давать ответ о наиболее рациональном или оптимальном выборе из множества альтернативных вариантов решений. Современные подходы к созданию систем управления рассматриваемого класса основаны на применении интеллектуальных технологий, использующих средства представления знаний для построения интегрированных моделей предприятий. Мультиагентная технология – это программная технология, которая для решения сложной задачи или проблемы использует системы, состоящие из множества взаимодействующих агентов.

Одной из важнейших задач управления телекоммуникационными организациями является выбор стратегии развития, включая в общем случае решение таких задач, как

1.       Выбор региональной бизнес-площадки. В данном случае речь идет о принятии оптимального решения относительно выбора субъекта Российской Федерации в рамках реализации стратегии освоения новых рынков.

2.       Выбор варианта вхождения на новый рынок, включая определение целевых сегментов, выбор оптимального варианта расширения телекоммуникационной инфраструктуры в регионе (аренда, прокладка), определение маркетинговой стратегии.

Перечисленные задачи можно охарактеризовать высокой неопределенностью и динамизмом бизнес-среды, существованием большого количества взаимосвязей и зависимостей между участниками телекоммуникационного рынка, вычислительной сложностью, необходимостью учета большого количества факторов различной природы, нелинейностью поведения, зависимостью решения от истории процессов и т.д., что предопределяет актуальность использования для их решения агенто-ориентированных технологий. Необходимо также отметить, что решение подобных задач в математике в настоящее время осуществляется с помощью использования и развития новых направлений, родственных мультиагентным системам по своей методологии, связанных с теорией хаоса, генетическим программированием, нейронными сетями, фракталами и др. Использование многоагентного подхода к моделированию систем позволит добиться более высокой детализации за счет учета большего числа факторов индивидуальных агентов.

В рамках вышеуказанных задач и выбранного подхода к моделированию можно предложить для выбора региональных бизнес-площадок структуру мультиагентной системы, представленную на рисунке 1.

 

Рисунок 1 - Структура мультиагентной системы для выбора бизнес-площадок

 

Как видно из представленного рисунка в модели выделены следующие основные агенты: агент предприятия, агенты основных конкурентов, агенты отдельных субъектов РФ, предопределяющие поведение региональных рынков с учетом их различных характеристик, агент, моделирующий особенности государственной политики в сфере телекоммуникаций и агент органов местного самоуправления, учитывающий деятельность местных властей по поддержке региональных предприятий и противодействию ужесточению конкуренции.

На рисунке 2 представлена структура модели мультиагентной системы выбора варианта вхождения на конкретный выбранный региональный рынок.

 

Рисунок 2 - Структура мультиагентной системы для выбора варианта выхода на региональный рынок

 

Как видно из представленного рисунка в рамках системы выделяются следующие виды агентов: агенты системы управления предприятием, включая центральный и региональный управленческий аппараты, агенты потребителей, которые отражают поведение отдельных сегментов рынка (количество данных агентов является достаточным, если они отражают полную структуру потребления на рынке), агенты конкурентов, как национального, так и регионального масштаба, агенты местного и государственного уровней управления, описывающие влияния различных законопроектов, мероприятий и программ на развитие в рамках выбранного региона.

Построение системы поддержки принятия решений на основе моделирования развития телекоммуникационной организации на основании решения представленных задач с помощью агенто-ориентированных технологий позволит увеличить эффективность стратегического управления за счет повышения обоснованности принимаемых решений, учета большего количества факторов, а также анализа различных сценариев взаимодействия субъектов телекоммуникационного рынка.

Сайт управляется системой uCoz