СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНАЛИЗА ЗАТРАТ НА ОДИН РУБЛЬ ПУШНОЙ ПРОДУКЦИИ В ЗВЕРОВОДЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Евдокимович В.В. (БТЭУ ПК, г. Гомель, РБ)

 

In this paper the technique of marginal analysis of costs per ruble of fur products in the organization of fur farming.

 

Показатель затрат на один рубль пушной продукции является важной качественной характеристикой эффективности затрат звероводческой организации. Достоинство его состоит в том, что он является универсальным, поскольку рассчитывается как по отдельным видам пушной продукции (норка, песец), так и по продукции организации пушного производства в целом. В условиях инфляции затраты на один рубль пушной продукции в меньшей степени подвержены влиянию роста цен, тарифов, расценок, поэтому данный показатель используется с целью проведения сравнительного анализа себестоимости пушной продукции по ее видам, по отделениям конкретной звероводческой организации, а также по годам и различным организациям пушного звероводства. Этот показатель обеспечивает наглядную связь с прибылью: повышение затрат ведет к снижению прибыли с каждого рубля пушной продукции и наоборот. Связь между затратами и прибылью через рентабельность продаж выражается следующей формулой 1.

Рn = (1-ЗЕ) х 100 ,              (1)

 

где Рn – рентабельность продаж;

ЗЕ – затраты на один рубль реализованной пушной продукции.

В процессе анализа затрат на один рубль пушной продукции оценивают их изменения в динамике как целом по звероводческой организации, так и по видам пушных зверей, а также изучают причины изменения и определяют резервы снижения.

В экономической литературе по анализу хозяйственной деятельности не предложена методика анализа затрат в звероводстве на один рубль пушной продукции. Поэтому мы предлагаем разработанные нами методики факторного анализа затрат на один рубль пушной продукции в организации пушного производства. Разработанная нами формула факторного анализа затрат на один рубль пушной продукции по применяемой методике представлена ниже (формула 2).

 

 

 

где ЗЕ - затраты на один рубль реализованной пушной продукции;

З - сумма затрат на производство и реализацию пушной продукции;

В - выручка от реализации пушной продукции;

О - объем реализации пушной продукции в целом по звероводческой организации;

Yi - удельный вес реализации i - пушной продукции;

СЕi - себестоимость единицы i-продукции;

рi - цена i – пушной продукции.

В таблице 1 представлена факторная модель оценки затрат на один рубль пушной продукции.

 

Таблица 1 – Модель применяемого факторного анализа затрат на один рубль реализованной пушной продукции звероводческой организацией за отчетный год

Показатели

Прошлый период

Фактический объем реализации пушной продукции

в пересчете на структуру, себестоимость и цену прошлого периода

в пересчете на структуру отчетного периода, а себестоимость единицы продукции и цену прошлого периода

в пересчете на структуру и себестоимость единицы продукции отчетного периода, а цену прошлого периода

в пересчете на структуру, себестоимость и цену отчетного периода

Себестоимость пушной продукции, тыс р.

У О0 х Y0 х Се0

У О1 х Y0 х Се0

У О1 х Y1 х Се0

У О1 х Y1 х Се1

У О1 х Y1 х Се1

Выручка от реализации пушной продукции, тыс р.

У О0 х Y0 х р0

У О1 х Y0 х р0

У О1 х Y1 х р0

У О1 х Y1 х р0

У О1 х Y1 х р1

Затраты на один рубль пушной продукции, р.

ЗЕ0

ЗЕ

ЗЕ’’

ЗЕ’’’

ЗЕ1

 

Изменения затрат на один рубль реализованной пушной продукции в звероводческой организации определяются следующим образом: всего: ДЗЕ = ЗЕ1 ЗЕ0; за счет физического объема реализованной пушной продукции (О): ДЗЕ(О) = ЗЕ’ – ЗЕ0; за счет структуры реализованной пушной продукции (Y): ДЗЕ(Y) = ЗЕ’’ – ЗЕ’; за счет себестоимости единицы пушной продукции (СЕ): ДЗЕ(СЕ) = ЗЕ’’’ – ЗЕ’’; за счет цены реализованной пушной продукции (р): ДЗЕ(р) = ЗЕ1 – ЗЕ’’’.

Разработанная нами формула факторного анализа затрат на один рубль реализованной пушной продукции по методике маржинального анализа приведена ниже (формула 3).

 

где ЗЕ - затраты на один рубль реализованной пушной продукции;

О - объем реализации пушной продукции в целом по звероводческой организации;

Yi - удельный вес реализации i- пушной продукции;

Уnepi - условно-переменные расходы на единицу i- пушной продукции;

Сn - сумма условно-постоянных расходов на производство и реализацию пушной продукции;

рi - цена i- пушной продукции.

В таблице 2 представлена модель маржинального факторного анализа затрат на один рубль реализованной пушной продукции звероводческой организации.

 

Таблица 2 - Модель маржинального факторного анализа затрат на один рубль реализованной пушной продукции звероводческой организации за отчетный год

Показатели

Базисный период

Отчетный период

Отклонение (+;-)

Расчет влияния факторов

Объем реализации пушной продукции в целом по звероводческой организации

О0

О1

ДО

Удельный вес продаж отдельных видов пушной продукции в общей реализации, %

Y0

Y1

ДY

Цена за дециметр квадратный пушной шкурки, р.

P0

P1

Дp

Условно – переменные расходы на дециметр квадратный пушной шкурки, р.

Упер0

Упер1

ДУпер

Сумма условно-постоянных расходов, тыс р.

Сn0

Сn1

ДСn

Затраты на один рубль реализованной пушной продукции, р.

ЗЕ0

ЗЕ1

ДЗЕ

ДЗЕ = ДЗЕ (О) + ДЗЕ (Y)+ ДЗЕ (Р) + ДЗЕ (Упер ) + ДЗЕ n)

 

Покажем применение маржинальной методики факторного анализа себестоимости на один рубль реализованной пушной продукции, используя обработанные для иллюстрации методики цифровые данные звероводческой организации только по двум видам пушных зверей, представленные в таблице 3.

По данным таблицы 3 определим:

1. Выручку от реализации пушной продукции:

а)  в прошлом году: 863520 х 7910 + 771480 х 7340 = 12493,1 млн р.

б) в прошлом году в пересчете на физический объем реализованной пушной продукции отчетного года: 974440 х 7910 + 871090 х 7340 = 14101,6 млн р.

в) в прошлом году в пересчете на физический объем и структуру реализованной пушной продукции отчетного года: 945110 х 7910 +900420 х 7340= 14084,9 млн р.

г) в отчетном году: 945110 х 8750 + 900420 х 7480= 15004,8 млн р.

 

Таблица 3 - Информация для факторного анализа затрат на один рубль реализованной пушной продукции

Вид продукции

Объем реализации, кол-во дециметров квадратных «норма» всех шкурок

Цена за один дециметр квадратный «норма» шкурки, р.

Условно-переменные расходы на один дециметр квадратный «норма» шкурки, р.

Сумма условно- постоянных расходов, тыс р.

прошлый год

отчетный год в пересчете на структуру прошлого года

отчетный год

прошлый год

отчетный год

прошлый год

отчетный год

прошлый год

отчетный год

Норка хедлунд

863520

974440

945110

7910

8750

0,628

0,989

765,5

827,3

Норка пастель

771480

871090

900420

7340

7480

0,749

0, 954

673,2

765,6

Итого

1635000

1845530

1845530

 

 

 

 

1438,7

1592,9

2. Себестоимость реализованной пушной продукции:

а) в прошлом году: 863520 х 0,628 + 771480 х 0,749 + 1438,7 = 1439,82 млн р.

б) в прошлом году в пересчете на физический объем реализованной пушной продукции отчетного года: 974440 х 0,628 +871090 х 0,749 + 1438,7 = 1439,96 млн р.

в) в прошлом году в пересчете на физический объем и структуру реализованной пушной продукции отчетного года: 945110 х 0,628 + 900420 х 0,749 + 1438,7 = 1439, 96 млн р.

г) в прошлом году в пересчете на физический объем, структуру и условно- переменные расходы отчетного года: 945110 х 0,989 + 900420 х 0,954 + 1438,7 = 1440,49 млн р.

д) в отчетном году: 945110 х 0,989 + 900420 х 0,954 + 1592,9 = 1594,69 млн р.

3. Затраты на один рубль реализованной пушной продукции:

а) в прошлом году: 1439,82 : 12493,1 = 0,115 р.

б) в прошлом году в пересчете на физический объем реализованной пушной продукции отчетного года: 1439,96 : 14101,6 = 0,102 р.

в) в прошлом году в пересчете на физический объем и структуру реализованной продукции отчетного года: 1439,96 : 14084,9 = 0,102 р.

г) в прошлом году в пересчете на физический объем, структуру и цену реализованной продукции отчетного года: 1439,96 : 15004,8 = 0,096 р.

д) в прошлом году в пересчете на физический объем, структуру, цену и условно-переменные расходы отчетного года: 1440,49 : 15004,8 =0,096 р.

е) в отчетном году: 1594,69 : 15004,8 =0,106 р.

3. Отклонение затрат на один рубль пушной продукции:

а) всего: 0,106 - 0,115 = - 0,009 р.

б) за счет физического объема реализованной пушной продукции: 0,102 - 0,115 = - 0,013 р.

в) за счет структуры реализованной пушной продукции: 0,102 - 0,102 = 0 р.

г) за счет цены: 0,096 - 0,102 = -0,006 р.

д) за счет условно-переменных расходов: 0,096 – 0,096 = 0 р.

е) за счет условно-постоянных расходов: 0,106 - 0,096 = 0,010 р.

По нашему мнению, использование в практической деятельности звероводческих организаций предлагаемой методики маржинального анализа затрат на один рубль пушной продукции будет способствовать поиску резервов снижения ее себестоимости.

Сайт управляется системой uCoz