РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Ерыгин Ю.В., Саакян А.М. (СибГАУ, г. Красноярск, РФ)

 

Considered by the state of innovation activity of industrial enterprises, the objectives of the state innovation policy. The role of the state in development of innovative activity of industrial enterprises.

 

В России в последние годы наблюдается высокое внимание правительства к проблеме инновационного экономического развития. Идет активный процесс по разработке и осуществлению различных мер, оказывающих  воздействие на развитие науки и инноваций в России. Были приняты следующие стратегические государственные акты: Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации 05.08.2005 № 2473п-П7); Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года и План мероприятий по реализации Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период 2006-2008 годы (утверждены Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике, протокол от 15.02.2006 №1). Данные документы охватывают широкий спектр проблем в области науки и инноваций в Российской Федерации, возможные пути их решения.

Обеспечением устойчивого роста и конкурентоспособности предприятий  является инновационная деятельность. В Законопроекте №344994-5 от 18.03.2010  «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» под инновационной деятельностью понимается деятельность, направленная на трансформацию результатов интеллектуальной деятельности в виде изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, баз данных, ноу-хау, программ для ЭВМ, результатов НИР и НИОКР в товары (работы, услуги), и их последующую реализацию непосредственно или в составе наукоемкой продукции (товаров, работ, услуг).

К инновационной деятельности относятся:

– деятельность по коммерциализации технологий, передаче технологий;

– выполнение и обслуживание научно-исследовательских, проектных, изыскательских, опытно-конструкторских и технологических работ, направленных на создание новой или усовершенствованной продукции (работы, услуги), нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте;

– организация рынков сбыта инновационных товаров (работ, услуг);

– осуществление технологического переоснащения и подготовки производства;

– проведение испытаний с целью сертификации и стандартизации новых технологических процессов, товаров (работ, услуг);

– производство новой или усовершенствованной продукции (работы, услуги) и/или применение новой или усовершенствованной технологии в начальный период до достижения нормативного срока окупаемости инновационного проекта;

– трансформация знаний в объекты интеллектуальной собственности.

Со стороны государства в переходный период развития экономики посредством ряда программ и других мер, оказывалась поддержка развитию сферы коммерциализации технологий. Под коммерциализацией технологий понимается любая деятельность, которая создает доход от использования результатов научных исследований [4].

Несмотря на это, к настоящему времени тенденции технологического отставания значительной части отраслей российской экономики до сих пор не преодолены.

Мировой опыт показывает, что преодоление технологического отставания обеспечивается, прежде всего, наличием развитой среды «генерации знаний, основанной на значительном секторе фундаментальных исследований в сочетании с развитой национальной инновационной системой, целостной государственной политикой и нормативным правовым обеспечением в сфере инновационной деятельности» [3].

Одной из особенностей инновационной системы России, отличающей ее от технологически передовых стран, заключается в высокой доле государственного сектора исследований и разработок и относительно слабом развитии малого инновационного бизнеса.

Основной проблемой  развития инновационной деятельности является несоответствие предлагаемых государством экономических, правовых и финансовых инструментов поддержки реальным потребностям.

Решение данной проблемы предлагается в «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации  на период до 2015 года», утвержденной Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1)» путем стимулирования инвестиций малых и средних предприятий в научные исследования, содействие в развитии связей между МСП (малых и средних предприятий), научными организациями, вузами, крупным бизнесом, поддержка реализации  совместных инновационных проектов.

В Стратегии рассматривается решение основных существующих проблем модернизации экономики на основе технологических инноваций.

Данные меры реализуются преимущественно на основе формирования и выполнения совокупности федеральных и ведомственных целевых программ.

Этот метод имеет широкое распространение в развитых странах. В Западной Европе используются прямое финансирование, системы субсидирования, льготное налогообложение, создается система государственных контрактов. США осуществляет программы военного и гражданского назначения, финансируемых государством. Обладает одним из наиболее успешных программ в сфере коммерциализации инновационной деятельности. Также США проявляет активное участие в стимулировании научных исследований частного сектора, используя такие инструменты, как заключение контрактов на выполнение отдельных исследовательских работ, дотаций, кредитных льгот, гарантий исполнителям, амортизационные, налоговые льготы.

В европейских странах действуют механизмы, стимулирующие передачу технологий. Существуют различные примеры программ, которые направляют значительные финансовые ресурсы для стимулирования коммерциализации технологий. Это программы, которые действуют как в национальном масштабе, так и в общеевропейском (структурные фонды). Например, программы софинансирования контрактных научных исследований, субсидирования услуг по коммерциализации технологий, предоставление стартового капитала для так называемых «start-up» компаний и т.д. Создание «start-up» компаний, ориентированных на то, чтобы коммерциализировать знание и навыки исследования, является одним из основных инструментов коммерциализации в Европе, поэтому данный экономический сектор является средоточением для применения различных стимулов (налоговые, финансовые, экономические).

Для эффективной реализации программ инновационного развития необходима соответствующая государственная поддержка. Значительная роль государства в процессах коммерциализации технологий определяется политикой государства, направленной на создание экономики инновационного типа. Одной из важных задач государственной инновационной политики является стимулирование передачи результатов НИОКР из области науки в производство, применение инструментов стимулирования коммерциализации технологий (финансовых, экономических, правовых), не получивших развитие в России, но эффективно действующих в практике Европейских стран [2].

Зарубежный опыт показывает, что многие страны стремятся к производству высокотехнологичной продукции, создают коммерческие агентства, которые коммерциализуют результаты НИОКР, развивают инфраструктуру коммерциализации. Роль государства в этом велика. Государство формирует концепции и стратегии, реализует конкретные мероприятия через систему стимулов. Невозможно перенести действующую систему стимулирования инновационной деятельности европейских стран, но возможно рассмотрение аналогичных, уже действующих, давших положительные результаты, применительно к России, которые непосредственно связаны с задачей формирования и развития коммерциализации технологий в России.

Литература

1.    Сурова Н.Ю. Совершенствование системы управления инвестиционной и инновационной деятельностью на предприятиях промышленного комплекса// Вестник Саратовского государственного технического университета. -2008.- Т. 1.- № 4. -С.215-218.

2.    Сеть центров коммерциализации технологий. Доклад «Наука и коммерциализация технологий». Режим доступа http://www.ras-stc.ru.

3.    Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации  на период до 2015 года. Режим доступа www.minpromtorg.gov.ru

4.    Стимулированиие коммерциализации технологий в Российской Федерации. Меры по использованию новых правовых механизмов. Режим доступа http://www.ras-stc.ru.

 

Сайт управляется системой uCoz