УЧЁТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Домбровская Е.Н. (ИНЭП, г.Краснодар, РФ)

 

  The forms of government support of public enterprises and the peculiarities of their accounting are considered in the article. Author's classification of forms of the government support is offered. The expediency of value adjustment of resources while providing budgetary grants for compensation of current expenses of the state enterprises is proved.

 

Государственная поддержка предприятий с государственным участием может осуществляться в различных формах, правовые основы предоставления которых определены Бюджетным кодексом РФ (БК РФ). Однако сразу следует отметить терминологическую неопределённость в части установления форм государственной поддержки коммерческих предприятий. Так, в статье 6 БК РФ, содержащей перечень основных понятий и терминов, в качестве формы государственной поддержки упомянуты лишь бюджетные инвестиции. Согласно рассматриваемому документу, это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

На этапе создания государственного предприятия бюджетные инвестиции связаны с формированием его уставного капитала. Предлагается определить эту форму как первоначальные бюджетные инвестиции. В ходе их осуществления предприятию с государственным участием из бюджета передаются денежные средства или иное имущество в качестве вклада в его уставный капитал (фонд).

В ходе финансово-хозяйственной деятельности государственного предприятия могут быть осуществлены дополнительные бюджетные вложения в него. Если эти вложения направлены на увеличение уставного капитала (фонда), то порядок их учёта такой же, как и первоначальных бюджетных инвестиций. Но государственное предприятие может получить имущество от собственника сверх величины уставного капитала (фонда). Предлагается определить такую форму бюджетных инвестиций как дополнительные бюджетные инвестиции в активы.

Учёт дополнительных бюджетных инвестиций имеет ряд особенностей, связанных с порядком их признания. Дополнительные бюджетные средства сверх величины уставного капитала (фонда) государственное предприятие получает от собственников, значит, эти средства составляют капитал собственников. По поводу признания в качестве конкретного элемента собственного капитала существуют разные точки зрения в зависимости от организационно-правовой формы государственного предприятия.

В унитарных предприятиях участие государства всегда стопроцентное, и по Закону на их имущество государство сохраняет право собственности. Само унитарное предприятие использует это имущество на праве хозяйственного ведения. Это значит, что при получении имущества от учредителя сверх уставного фонда передачи права собственности не происходит.

В бухгалтерском учете унитарного предприятия поступление имущества от собственника сверх вклада в уставный фонд специалисты рекомендуют отражать как увеличение нераспределенной прибыли.

Если же государственное предприятие существует в форме хозяйственного общества, а именно, общества с ограниченной ответственностью, то в соответствии с рекомендациями Министерства финансов РФ вклад в имущество ООО подлежит отражению в бухгалтерском учете по дебету счетов учета имущества и кредиту счета добавочного капитала.

Порядок учёта дополнительного вклада в имущество государственного предприятия может быть унифицирован.  Вполне логичным является признание такого вклада в составе добавочного капитала как дополнительной инвестиции собственника.  Рекомендация унитарным предприятиям применять для этих целей счёт «Нераспределённая прибыль» связана, на наш взгляд, с неиспользованием самого термина «капитал» применительно к унитарному предприятию. Но соблюдение официально предложенного порядка учёта необоснованно увеличит нераспределённую прибыль унитарного предприятия и приведёт к искусственному росту рентабельности. В случае же изъятия собственником дополнительно внесённого имущества его стоимость необходимо будет списать в дебет счёта 91 «Прочие доходы и расходы», что также исказит финансовый результат деятельности унитарного предприятия.

По мнению автора, на унитарных предприятиях целесообразно вести учёт добавочного фонда. Для этих целей может быть использован счёт 83, а использование термина «фонд» подчеркнёт его неделимый характер. Учёт дополнительных инвестиций собственника унитарного предприятия на счёте 83 повысит достоверность учётных данных при формировании финансового результата. Для обеспечения соблюдения принципа соответствия доходов и расходов рекомендуется производить списание со счёта 83 «Добавочный фонд» по мере использования внесённого имущества и включения его стоимости в состав расходов предприятия.

Предлагаемая схема учёта дополнительных вкладов в имущество унитарного предприятия позволяет разграничить в учёте добавочный фонд и нераспределённую прибыль как источники, поступивший от учредителя и заработанный самим предприятием. С другой стороны, поэтапное, по мере начисления амортизации внесённых основных средств, погашение добавочного фонда даёт возможность признавать прибыль по мере получения экономических выгод от использования имущества, а не в момент его поступления на предприятие. Кстати, именно такой порядок списания добавочного капитала, только полученного от переоценки основных средств (резерва переоценки), установлен МСФО 16 «Основные средства».

Государственные предприятия могут получать бюджетные средства не только на формирование и приращение их имущественной массы, но и на финансирование текущей деятельности. Единого названия таких средств в российской законодательной и нормативной базе не существует. Бюджетный кодекс, как уже указывалось, определяет только общее понятие «бюджетные инвестиции», не уточняя их структуру и состав. В бухгалтерском учёте используется термин «государственная помощь», который, на наш взгляд, включает элемент иждивенчества и не отражает сути использования бюджетных средств на те цели, которые входят в компетенцию государства. Аналогичный термин в международной практике учёта имеет различные названия при разных вариантах перевода: правительственная помощь, правительственные субсидии, государственная помощь, государственные субсидии. В российской научно-практической литературе и периодических изданиях помимо перечисленных можно встретить и такие понятия как государственная поддержка, финансово-кредитная поддержка, целевое бюджетное финансирование, целевые бюджетные средства. Автором предложено определить господдержку предприятий в ходе их деятельности как дополнительные бюджетные инвестиции для выполнения государственных функций. Ссылка на источник финансирования – бюджетные средства – без указания на конкретный уровень бюджета снимает неопределённость в отношении использования средств региональных и местных, а не только федерального бюджета. Связь выделяемых бюджетных средств с выполнением государственных функций подчёркивает целевой характер расходования и особый порядок контроля за этими средствами. Предложенный термин в наибольшей степени соответствует сути бюджетного финансирования государственных предприятий, так как именно их деятельность направлена на выполнение экономических и социальных функций государства.

Бюджетный кодекс РФ определяет следующие формы  государственной поддержки коммерческих организаций помимо инвестиций в их уставные капиталы и в имущество:

- средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

- бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);

- субвенции и субсидии юридическим лицам.

Одна из форм получения бюджетных средств государственными предприятиями связана с выполнением ими государственных (муниципальных) заказов. Государственному заказчику передаётся право собственности на товары, результат работ или оказываются услуги. В связи с этим бюджетные средства отражаются в бухгалтерском учете в качестве выручки, полученной от обычных видов деятельности, на счёте 90 «Продажи».

Учёт бюджетных кредитов ведётся с использованием Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам». Условиями договора предоставления бюджетного кредита на возвратной основе может быть предусмотрена возможность освобождения от его возврата. Средства такого бюджетного кредита учитываются в порядке, установленном ПБУ 13/2000 «Учёт государственной помощи».

Учет бюджетных средств, направленных в виде субсидий и субвенций на финансирование расходов, осуществляется в соответствии с правилами, установленными ПБУ 13/2000 «Учёт государственной помощи». Если организация уверена в получении бюджетных средств и в выполнении условий их предоставления, то отражает их в бухгалтерском учете как целевое финансирование на счёте 86. В дальнейшем бюджетные средства списываются на систематической основе со счета учета целевого финансирования как увеличение доходов организации.

Подобный подход к учёту целевых бюджетных средств, полученных в качестве субсидий или субвенций, справедлив для коммерческих организаций. Признавая бюджетные средства доходом, они подтверждают получение экономической выгоды. Если же рассматривать учёт субсидий и субвенций государственными предприятиями, то проблема их признания имеет свои особенности.

Как правило, государственные предприятия получают бюджетные средства на цели, связанные с реализацией государственных и муниципальных функций по предоставлению общественных и социально значимых благ. Субсидируя государственные и муниципальные предприятия, государство ставит целью не наращивание их доходов, а воздействие на расходы с целью минимизации. Задачей учёта бюджетных средств на государственном предприятии будет являться формирование информации о том, насколько бюджетные средства удешевили себестоимость значимых для государства видов продукции, работ и услуг. Сохранение действующего порядка учёта бюджетных средств в составе доходов государственного предприятия решает чисто финансовые задачи самого предприятия, то есть позволяет повысить его рентабельность или снизить убыточность. При этом не учитывается, что через государственное предприятие реализуются функции государства, связанные с предоставлением определённых экономических благ членам общества. Цена этих благ для общества должна определяться не только суммой затрат, понесённых предприятием для их производства, но и участием государства в их субсидировании.

Таким образом, если субсидии направлены на возмещение текущих расходов государственного предприятия, то экономически целесообразно на суммы полученных бюджетных средств корректировать стоимость израсходованных ресурсов. Необходимость такого подхода очевидна, когда финансируются не все виды деятельности государственного предприятия. В этом случае прибыль должна учитываться не только в целом по предприятию, но и по видам деятельности. Это позволит экономически обосновать суммы по договорам государственного заказа, так как бюджетные средства будут направляться не на покрытие убытков предприятия, а на полную или частичную компенсацию понесённых в ходе определённой деятельности расходов. Учитывая социальную значимость услуг, предоставляемых муниципальными унитарными предприятиями, такой подход к учёту целевых бюджетных средств позволит экономически обосновать тарифы на эти услуги и осуществлять регулирование их величины.  

Сайт управляется системой uCoz